Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Иоасафа, в мире князя Андрея Вологодского

Жизнь преп. князя длилась не долго, но она была прекрасна. Князь Андрей был сын князя Заозерского Димитрия Васильевича, потомка св. князя Федора Ярославского. Кн. Димитрий жил в городке близ устья р. Кубенки, где ныне с. Устье; при деревне Чериковой доныне стоит часовня – памятник о дворах и теремах князя Заозерского. Благов. Князь Димитрий оказывал пособия преп. Дионисию Глушицкому при построении Глушицкого монастыря и был убит татарами. Мать кн. Андрея благоговейно чтила преп. Александра Куштского и присылала подаяния в обитель его. Сын благочестивых родителей, испрошенный у Бога молитвами, с первых дней развития души воспитанных в страхе Божьем, оставшись сиротой, почувствовал суетность мирской жизни, столько печальной для него по неожиданной смерти отца и по судьбе княжества Заозерского. За родство кн. Шемяки с кн. Димитрием, которого дочь (а сестра кн. Андрея) была за Шемякой, в. кн. Василий в 1447 г. отдал половину Заозерья Можайскому кн. Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану. Таким образом сыновья Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими. Кн. Андрей и по расположениям сердца не принадлежал к миру; а когда мир гнал его от себя, он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иноческие одежды.

 Преставление преп. Иоасафа, в мире князя Андрея Вологодского

И молодость князя (ему было тогда не более 20 лет), и высокое происхождение его, и перестройка политического быта России, совершавшаяся волей вел. кн. Московского (в. князь благоволил к Кассиану, посылал его в Константинополь по делу по митрополите, но близ царя близ огня), навевали на душу Кассиана сомнения о князе Андрее. «Место твое – не здесь, а в думе бояр или на поле брани», сказал игумен кн. Андрею. «Напрасно смущаешься, отвечал юный князь, намерение мое твердо – не принимать услуги от других, а служить другим и несть крест по следам Господа моего». Игумен, увидав чистые желания юного князя, увещевал его, дабы раз принял на себя иго Христово, не колебался потом мыслями о величии мирском, а твердо шел бы по избранному пути. Затем облек его в иночество и назвал Иоасафом, именем царевича, который оставил царство для Христа. Юный Иоасаф Кубенский поручен был смотрению опытного старца. Блаженный князь-инок со всею радостью выполнял обеты иночества. С братией имел он свидание только в храме; все время его посвящалось молитве и размышлениям о вечности; пост соблюдал самый строгий. Чистый душей и телом, он еще не земле удостоился посещения небесного. Раз пел он псалмы в келии и услышал голос, ответ на молитву души его; голос уверял: «обширная пустынь, окружающая озеро, наполнится пустынниками, певцами славы Божьей, и если они будут хранить заповеди Божьи, все будет готово для их земной жизни.» Блаженный Иоасаф рассказал об этом откровении игумену Кассиану в простоте чистого своего сердца. Кн. Борису Васильевичу Ржевскому пришло на мысль посетить племянника своего и предложить ему деньги с тем, чтобы построил себе свой монастырь. Предложение приятное для самолюбия, но потому-то и опасное для душевного спасения. Блаж. Иоасаф отвечал родичу князю: «Христолюбивый князь! Нам не нужны серебро и золото, когда искренне хотим жить в пустыне; раздай бедным, что назначил ты для нас, и получишь щедрую награду от Господа.» Кн. Борис исполнил совет искреннего пустынника. Юный подвижник как бы предчувствовал, что путь подвигов его – не долгий, и с пламенным усердием поспешал творить добро. В последний год своей жизни, а он подвизался в обители всего пять лет, только раз в неделю вкушал он пищу, в день воскресный, и в каждый воскресный день приобщался св. Таин. Тело его от подвигов очень ослабело, но он благодарил за то Господа; в продолжении болезни, когда только чувствовал некоторое облегчение, являлся в церковь. В праздник Рождества Богородицы велел он весть себя к литургии, приобщался св. Тайн. И возвратясь в келью, не встал более с одра. Простясь с братией, велел иноку читать канон на исход души, сам взял кадильницу в руки, покадил ею около себя и с молитвой на устах предал Господу дух свой, 10 сентября 1453 г. Чистое тело его положено было в храме и от него скоро стали истекать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепой и при мощах князя инока прозрела. В 1472 г. Спасский Каменский монастырь опустошен был пожаром, и после того только остатки мощей князя собраны в ковчег, но они продолжали источать исцеления. После вторичного опустошения обители пожаром, св. мощи перенесены в Вологодский Духов монастырь, где находятся доселе. Церковная служба св. князю известна по ркп. XVI.

Примечания
1* Ркп. сказание у Толстого 2. № 368 и 53. У Царского № 124. 134. Этим сказанием немногое дополняется в известии Паисия Ярославова о Каменском мон. изд. в правосл. собесед. 1861 г. I, 210–213. Чудеса взяты с записки неизвестного. Сочинитель, как говорит сам, написал и службу святому.
2* Родословн. кн., стр. 55. 57. 58. 149. Паисий прямо называет кн. Андрея внуком кн. Василия Ярославского, а не внуком вел. кн. Василия Московского, – как называют иные.
3* Ярослав. губ. ведом. 1853 г. № 3.
4* Собр. грам. 1. № 63. 64. Родословная: «кн. Димитрий Шемяка женился у князя Димитрия Заозерского».
5* Пишут: «он (Андрей) остался единственным наследником удела». (Сентябрь, стр. 156). Это – неправда. Равно несправедливо сказано Савваитовым, будто кн. Андрей «женился у кн. Ивана у Дея, и взял в приданое Кубену, а у него взял Кубену князь великий» (Извест. археол. общ., т. 2, стр. 10). По родословной книге это относится к брату кн. Андрея к кн., Семену; другой брат его, кн. Феодор, по родослов. кн., бездетен, как и Андрей, т. е. инок. Родосл. кн. стр. 58. 149. 232. 234.
6* По ркп. сказанию, Андрей при вступлении в обитель был 12 лет; до топографическоому описанию Вологды (словарь святых 1836 г., стр. 26) он постригся 20 лет. Первое без сомнения несправедливо. Если Андрей родился и в том же 1429 г., как убит отец его (см. о пр. Александре Кушт. июня 9), то скончался он (в 1453 г.) – 24 лет и вступил в обитель на 19 году.
7* Паисий: «и даст его старцу духовному наказати его иноческому житию». Писатель жития кн. Иоасафа называет старца Григорием и выдает его за того самого Григория, который был Ростовским архиепископом. Но Григорий был Ростовским архиепископом с 1395 г., т. е. далеко прежде поступления кН. Андрея в монастырь.
8* Ист. иер. IV, 332. 333. Сведен. о монаст. 67. Вологод. губ. ведом. 1849 г. № 34.
9* Царского X 124. Толстого II, № 53.