Преп. Симеона Столпника
Из св. преп. иноков особенно удивляют своими св. подвигами столпники, кои, горя любовью к Богу и ища особенных трудов благочестия, служили или предстояли Богу на столпах. Подвиг стояния на столпе ради благочестия мы встречаем ранее IV века. Но в V в. Этот подвиг прославлен всюду. «Новое и удивительное совершилось в наши времена таинство», говорит Антоний, ученик Симеона Столпника, начиная его жизнеописание. Симеон, молодой Сирианин из пастушеского состояния, воспитанный во благочестии, был первый столпник, прославившийся своим подвигом на столпе. Услышав некогда в церкви слова Евангелия о блаженстве нищих духом и плачущих (Мф. 5:3), он спросил одного старца: как приобрести это блаженство? «Постом, молитвой, смирением, нищетой и удалением от мира», отвечал старец. Юный Симеон положил в сердце своем удалиться от сует мира и тайно от родителей скрылся в соседний монастырь; 18-ти лет принял пострижение иноческое; был в строгом послушании у всех; постился не до вечера ежедневно по примеру других иноков, но по целой седьмице; тело свое от бедр до выи обвил вервью, сплетенной из финиковых ветвей, так крепко, что ветви впились в его тело и причинили ему болезненные раны, из которых текла кровь. Но игумен велел снять сии вериги.
Вознося мысли и сердце свое к Богу вдохновенными словами Псалмопевца, преподобный в короткое время выучил наизусть весь Псалтирь. Жаждая строжайших подвигов благочестия, Симеон оставил монастырь, уединился в горах пустыни и потом три года провел в тесной келии затворником в непрестанной молитве и строжайшем посте. Слава о его подвигах распространилась по всей окрестности, и к нему отовсюду стекались посетители, желая прикоснуться к нему и принять от него благословение. Уклоняясь славы, преп. Симеон умыслил создать столп и на нем стоять, дабы приходящие к преподобному не могли касаться его. Итак, начал собирать близлежащие каменья и из них построил себе столп в 6 локтей высотой и не нем тесную хижину в 2 локтя. Восшед на этот столп и непрестанно взирая на открытые небеса, преподобный постоянно пребывал в посте и возносился молитвой к Богу. Через несколько лет усердные к преподобному создали для него иной столп в 12 локтей, после того в 22, потом в 36, наконец в 40 локтей, и кругом столпа каменную ограду: отчего преп. Симеон называется архимандритом (μανὸρα – ограда). Различными столпами, как по лестнице, преподобный восходил к небесным селениям, много тяготы претерпевая на сих столпах, мочимый дождем, жегомый зноем, томимый стужей, питаясь сочивом и водой. По гласу Церкви, он «был столпом терпения, ревнителем Иову в страстях, Иосифу в искушения и Бесплотных жительству».
Новые и необычайные подвиги св. жизни Симеона возбудили к нему во всех величайшее удивление и уважение. Никифор Каллист пишет: «великий Симеон, святые и славные памяти, первый избрал стояние на столпе и стяжал себе славное имя, имея на столпе жилище в два локтя. В это время на кафедре Антиохийской был Домнос или Домн, который, услышав о подвигах Симеона и пришед в нему, поражен был удивлением и пожелал иметь общение с ним в тайне св. причащения. Великий Симеон, и самым телом восходя горе и подражая житию Ангелов, отрекся от всех земных благ и подражая житию Ангелов, отрекся от всех земных благ и забот; собрав силы свои, стремился к горнему и создал себе жилище между небом и землей, дабы вне всякого общества и препятствий непрестанно благословлять и славословить Бога, купно с Ангелами. Он был как посредник, возносящий к Богу мольбы людей молящихся и подающий им свыше великую благодать. Удивительные его дела преданы памяти многими очевидцами. Приятно и красноречиво изложил подвиги Симеона в истории своей Феодорит, епископ Киррский. Как Симеон – земной Ангел, еще во плоти гражданин и житель небесного Иерусалима, стремился по пути жизни совершенно новому, никем не проложенному: то отцы, обитавшие на вершинах гор, весьма благосклонно к нему расположенные, послали к нему от себя спросить его: что значит такая его необычайная и чудная жизнь? Для чего он, прежний всеми почти святыми проходимый путь оставивши, вступил на иную совершенно неведомую стезю? И потребовали, чтобы он сошел со столпа и подвизался по примеру св. отцов. И как он готов был сойти со столпа, то они позволили ему вести род жизни, им избранный; по его послушанию они судили, что Сам Бог внушил ему образ его жизни».
Преподобный силой благодати, в нем обитавшей, исцелял всякие болезни и недуги, и предвидел будущее. Тысячи людей повергались долу перед столпом преп. Симеона и просили его благословения. Язычники, взирая на него, убеждались в истине Евангелия и принимали веру христианскую. Все советы Симеона были слушаемы, как боговдохновенные. Император Феодосий Младший или Второй (408–450) повиновался словам преподобного; преемник Феодосия Маркиан скрытно в одежде простолюдина посещал необыкновенного подвижника, пользовался духовной его беседой и удивлялся ему; преемник Маркиана император Лев писал преподобному письма, как знаменитому подвижнику. Цариц Персидская и Исмаильтская просили его благословения и молитв. Славный великими подвигами благочестия, даром чудотворений и прозрения, преп. Симеон столько был кроток и смирен, что считал себя униженнейшим из всех. Ко всем являлся он с лицом веселым, со словом ласковым. Посещавшие угодника не могли насытиться видением благолепного лица его и св. его беседой. Он подвизался не столпах среди неба и земли около 47, а по мнению св. Димитрия, митрополита Ростовского, до 80 лет.
Устав повседневного жития преподобного был таков: всю ночь и день до 9 утра он стоял на молитве, в 9 часов назидал приходивших к нему, выслушивал и облегчал прошения и нужды притекавших к нему; утешал скорбящих, исцелял больных силой молитвы. По захождении солнца опять становился на молитву. При таких трудах он не переставал пещись о мире Церкви Православной; царей и начальников поучал своими письмами мудрыми и душеспасительными. Доселе сохранились письма преп. Симеона Столпника: одно к императору Феодосию Младшему и возвращении отданных Антиохийским иудеям церквей, которые император действительно и возвратил христианам; другое о Халкидонском соборе к императору Льву; третье о том же соборе к Василию, епископу Антиохийскому, четвертое к Евдокии императрице, впадшей в Евтихиеву ересь; слово о непрестанном памятовании каждому о своей смерти, и проч.
Так, проводя дни жизни своей, и в удалении от общества благотворные для него, преп. Столпник преставился в 459 году 1 сентября, 103 лет.
По преставлении преподобного чудотворные мощи его с великим торжеством, при много численному стечении народа и войска, перенесены были патриархом в Антиохию, «яко стена и защищение граду», и тогда же Церковь начала творить память его. На месте подвигов его сооружен был храм во имя его. В VIII веке от Иоанна Дамаскина, который сложил канон с акростихом: «прими пение, о Симеоне всеблаженне», и от Германа патриарха Церковь приняла хвалебные священные песнопения, ныне поемые в честь св. Симеона Столпника. В сих песнопениях духовные песнопевыцы восхваляют Симеона подражателем Владыке Христу. «Христос взыде на крест, он же на столп. Аще бы возможно столпу вещать, не бы престал вопити его болезни, труды и рыдания. Удивишася Ангели, учудишася человецы, устрашишася демоны терпения Симеона. Познаша мудрость его персияне, ефиопляне, индиане, скифяне и аравляне».
Слава св. подвигов преподобного Симеона Столпника была столь велика, что далее XII века многие следовали образу жизни его.