Начало индикта, т. е. нового лета
Весна и осень во все времена были особенно важны для народов. Осень была началом нового года с древних первобытных времен. Основание начинать год осенью указано отчасти самой природу и важнейшими событиями Церкви Ветхозаветной и христианской. Указание природы видно в том, что с окончанием лета обыкновенно оканчивается жатва и труды года (Исх. 23:16). По собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие.
Согласно с этим течением природы осень, а именно седьмой месяц (сентябрь) был началом года у древнейшего из народов – у народа Божия – у евреев (Исх. 23:16) и других народов. Главным и основным число в определении частей времени у евреев принято было число семь. Господь, Царь веков, положивший времена и лета во Своей власти (Деян. 1:7), и в оные к славе имени Своего и для нашего упокоения от дел житейских узаконивший различные дни и праздники, дал повеление в Ветхом Завете праздновать седьмый и день и месяц и год, и седьмый или субботный год, и седьмый из седьмых или субботных годов. После 6 седьмичных дней у евреев был праздник суббота – день седьмый. После 7-ми седьмиц или 49 дней по Пасхе праздновалась Пятидесятница. Протекло шесть месяцев года, – праздновалось новолетие года гражданского. Оканчивалось шесть лет, – праздновалось новолетие года субботнаго. Проходило семь седьмин лет или сорок девять лет, – праздновалось новолетие пятидесятого года, называвшегося юбилеем. Отсюда у евреев новолетие года гражданского было троякое: новолетие каждого года, или новолетие простого года, новолетие года субботнаго и новолетие юбилея.
Новолетие простого года гражданского совершалось в первый день седьмого месяца – Тисри, соответствующего нашему сентябрю, и было особенным праздником. Месяца седьмого, в первый день месяца, да будет вам покой, говорит Господь Моисею, память труб (праздник труб): наречен свят будет вам. Всякого дела работня не сотворите, и принесете всесожжение Господу (Лев. 23:24–25). В этот праздник было священное собрание у народа, умножались жертвы (Исх. 29:1–6). Народ в скинии, а после в храме и в синагогах слушал чтение закона и умилялся душею, воспоминая неисповедимые судьбы Божии над собой. Кроме благочестивого значения, ежегодное новолетие гражданское было весьма важно для евреев в отношении к жизни гражданской и хозяйственной. К седьмому месяцу обыкновенно поспевали и собирались полевые и садовые произведения земли (Лев. 23:39). Следовательно, должники могли в это время расплачиваться с заимодавцами; бедные в народе без труда доставали себе пропитание. Если урожай был хорош. Это было знаком благоволения Божия и показывало, что народ ходит в заповедях Господних – тогда все восхваляли Иегову Бога своего. Если земля родила скудно, народ смирял души свои пред Иеговой, каялся, давал обеты строжайшей верности и вместе с тем деятельнее побуждался к обрабатыванию полей, огородов и садов в наступающем году. Каждый семьянин, видя милость или гнев Бога своего в собранном хлебе, призывал благословение Иеговы на будущий год.
Новолетие года субботнаго праздновалось также в первый день седьмого месяца, только через шесть лет, с теми же обрядами и жертвами, с какими начало всякого простого года. Но год субботный весь был, можно сказать, новолетием, или праздником на целый год. В течение этого года усиливались дела благочестия и обязанности любви к ближним. Закон Божий, кроме обыкновенных времен чтения, читаем был особенно в праздник Кущей восемь дней (от 15 до 22-го сентября), и его должен был слушать весь народ. По седми летех во время лета оставления, в праздник Кущей, егда сходится весь Израиль явитися пред Господем Богом твоим, читайте закон пред всем Израилем. Соберите люди, мужи, и жены, и дети, и пришельца, иже в градех ваших, да услышат, и научатся боятися Бога вашего (Втор. 31:10–12). Рабы отходили на волю, когда пред годом субботным успели прослужить 6 лет; нищим предоставлена была полная свобода пользоваться произведениями земли, никем не собираемыми; долги или не взыскивались в течение года, или совершенно прощаемы были, почему и год субботный назывался годом оставления или прощения (Втор. 15:1–2. Исх. 23:10–11). Особенно важен был этот год в хозяйственном отношении; здесь на целый год прекращалось земледелие, собирание плодов и обрезывание виноградников. Через это земля возвращала истощенные силы и растения укреплялись (Лев. 25:1–7).
Новолетие юбилея праздновалось в десятый день седьмого месяца, в день очищения. Наступление сего года возвещалось священным звуком трубы или рога, и тогда открывалось всеобщее торжество для Израильтян – год юбилея. В это время субботствование продолжалось два года, т.е. сорок девятый год, который по счислению семи седьмиц лет всегда годом субботным, и юбилей, т.е. пятидесятый год. Исчислишь себе седмь лет покоя, говорил Бог о юбилее, седмь лет семижды: и будут тебе седмь седмин лет, четыредесять девять лет. И возвестите трубным гласом во всей земли вашей месяца седьмаго, в десятый день месяца: в день очищения возвестите трубою во всей земли вашей. И освятите лето, пятьдесятое лето, и разгласите оставление на земли всем живущим не ней (Лев. 25:8–10). Это оставление заключалось: 1) в освобождении рабов и совершенном отпущении их на волю, так что в юбилейный год во всей земле Иудейской не оставалось ни одного раба кроме тех, кои поступили в рабство из иноплеменников (Лев. 25:39–46). 2) В возвращении каждого еврея в свое колено и в свою наследственную землю. Каждый еврей, где бы он ни был, возвращался в свое колено, отыскивал свой родовой участок земли (Лев. 25:10–13). 3) В возврате проданных или заложенных имений, кои в юбилей отдавались без платы прежним владельцам своим; если владельцы умерли, то – их наследникам (Лев.25:13–17, 23–28, 31). 4) В прощении долгов, состоявших из движимого имущества, напр. домашнего скота, зернового хлеба, денег. 5) В повсюдном прекращении земледелия. Послю, говорил Бог, благословение Мое вам, в лето шестое, и сотворит плоды своя на три лета: и посеете в лето осьмое, и снесте от плодов ветхих до лета девятого (Лев. 25:21–22).
Таким образом, новолетия у евреев были праздниками не только для людей, но и для всей природы; они приносили с собой вожделенный покой не только человеку и скоту, но плугу и серпу, косе и ножу, очищающему виноградную лозу. Юбилей был в полном смысле годом Господним для всех царств природы, необыкновенно радостным и приятным.
Месяц сентябрь – важнейший и по течению природы, священнейший и в устройстве Ветхозаветной Церкви, торжественнейший по многим и великим ее праздникам и событиям, и для христианской Церкви был особенно знаменателен. В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос, пришед в Назарет, где воспитан был, и войдя по обыкновению Своему в день субботный в синагогу, всенародно возвестил, яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею: Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленным отпушение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно (Исх. 61:1–2. Лк. 4:18–19). В первый день сентября, говорит св. Димитрий, митрополит Ростовский, «Сам Законодавец яви Себя миру, сошед от горних, нося на Себе Духа Отча и написуя закон Божий, не перстом, но Божественным Своим языком и пресладкими Своими усты, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца нашего плотяных». В воспоминание сего священнейшего события, а также и в память славной победы, которую в 312 году, после продолжительной борьбы, христианская вера, при защитнике своем, равноапостольном царе Константине, одержала над язычеством, в лице побежденного Максентия, и воцарилась в мире, в лице царя Константина, сделавшегося после низложения Максентия единодержавным, св. отцы Первого Вселенского собора определили начинать новое лето с 1 сентября. В 540 году Греческий император Юстиниан, уничтожив летосчисление от создания Рима, продолжавшееся в Римской империи, и приняв летосчисление от сотворения мира, назначил и для всех дело своего государства началом года – первое сентября. С того времени круг года в Римской империи начинался с сентября. Это летосчисление было господствующим по всей почти Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Церковь Греческая передала свое летосчисление Российской, которая сохраняет это летосчисление.
Древнее начало года, 1 сентября, названо в церковном уставе Латинским словом индикт. Это название произошло от постановления Августа кесаря собирать в продолжение 15 лет подати с народа. Для удобнейшего сбора податей и в память победы, одержанной при Окарнанском мысе Акциуме за 30 лет до Р.Х. 1 или 2 сентября, решившей судьбу между Антонием и Октавианом и доставившей Августу верховную власть в Римской империи, назначено было началом года – время окончания жатвы, т.е. месяц сентябрь. Период времени, с которого начинался пятнадцатилетний сбор подати, назвали Римляне индикт (indictio – повеление или объявление о подати).
Хотя христианский индикт не от Римских царей узаконен, а от Небесного Царя Христа, но именем Римского индикта св. отцы назвали в IV веке первое сентября 312 года, в котором благочестивый защитник веры и Церкви Христовой восторжествовал над гонителем христиан и приобрел власть единодержавия. Христианский индикт есть также круг времени, заключающий в себе 15 лет.
В VIII веке Церковь приняла от св. Иоанна Дамаскина многие священные песнопения на первый день сентября.