Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память блаж. Иоанна Кукузеля

 Память блаж. Иоанна Кукузеля

Блаженный Иоанн был родом из Диррахии, Славянского Драча. Славянином был и блаж. Иоанн, хотя по обстоятельствам жизни получил образование в Цареграде греческое. Фамилия его Кукузель – указывает на славянское происхождение его. Когда он, взятый за прекрасный голос ко двору, воспитывался вместе с другими детьми, и дети спрашивали его: что он кушал? Он, не зная еще хорошо греческого языка, простодушно отвечал: Куку-зеле. Греческое куки – боб, а сербское зеле – растение. Так и стали звать его Кукузеле. Но он дарованиями своими к пению и многими сочинениями о церковном пении прославил свое прозвание, так что в XIV в. видим еще нескольких Кукузелей – знатоков греческого церковного пения. Необыкновенное искусство в пении доставило Иоанну не только звание доместика – начальника придворных певчих, но оно же сделало его любимцем вельмож и самого царя. Царь, уважая дарования его и жизнь добрую, готовился ввести его в родственную связь с кем-нибудь из богатых вельмож своих. Но благочестивый Иоанн не увлекался придворными веселостями. – Душа его стремилась к Господу.

Раз случилось ему видеть у императора игумена лавры Афонской и узнать о жизни отшельников афонских. Плененный тихой жизнью молитвенников божиих, Иоанн тайно удалился со двора, с посохом в руке и в рубище на плечах. На Афоне называет он себя пастухом и получает поручение пасти коз. Долго оставался Иоанн в неизвестности; напрасно искали его по приказанию императора. Пустынническая жизнь утешала Иоанна; он в тиши молился Господу. Однажды в раздумьи сидел он при своем стаде; мысль пробегала по прошлой жизни и сердце трепетало благодарностью Богу за промысел о нем. Думая, что некому слышать его в пустыне, Иоанн начал петь священные песни и ангельский голос его разливался в пустынных высотах Афона мелодическими звуками. – Долго и в сладости пел умилившийся певец; а между тем в диком ущелье слушал его изумленный пустынник. Откуда взялся этот ангельский певец, и к тому же пастух? думал пустынник. Он пошел в лавру и сказал настоятелю о чудном певце-пастухе. Иоанн вызван был в лавру и, заклинаемый именем Божиим, открылся игумену, что он учитель придворных певчих Иоанн. Игумен в потухающем взоре и в безжизненных ланитах едва мог узнать любимца царского, которого он видел в цветущем здоровье и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе скромного Иоанна игумен оставил его при стаде коз. Потом, быв при дворе, упросил императора оставить любимца Иоанна в Афонской пустыне. «Даль мне дорогого Иоанна, сказал император; но спасение души – выше всего; пусть будет про его желаниям». Свободный Иоанн избрал себе за монастырем уединенное место, выстроил себе келью и стал жить по шести дней в безмолвии, а в седьмой и в праздники приходил в собор и пел на правом клиросе. Труд и усердие к свящ. пению награждены были небесным утешением. В акафистную субботу, по окончании канона, Иоанн, утомленный бдением, заснул. Пречистая, явясь к нему, сказала: «будь здрав, чадо Мое, пой, пой; Я не оставлю тебя», и затем дала ему червонец. Проснувшись, Иоанн находит в руке дар Пречистой и с радостными слезами благодарит Богоматерь. С этого времени он удвоил свое усердие к пению. Прежде того он пел только в праздничные дни: теперь он стал ходить каждый день. Продолжительное стояние и пение на клиросе имели последствием то, что одна нога его покрылась гнойными ранами. Пречистая явясь, исцелила ногу. Иоанн столько успел в духовной жизни, что прозрел день своей смерти.

Червонец, дар Богоматери, привешен был к иконе Богоматери, перед которой пел Иоанн. И он иконы, и от червонца совершались чудеса. Ныне икона стоит местной в параклисе Введения Богоматери в храме, и перед ней горят три неугасимые.

Барский видел храм Архангела в келье Иоанна и описал жизнь Кукузеля, следуя книге Агапия, Афонского отшельника: «Спасение грешникам».

Примечания
1* О сочинениях его см. в обзоре песнопевцев Греческой Церкви, стр. 319–324.
2* Григорий Кукузеле 1360 г. Иосафат Кукузеле 1390 г., см. о них в обзоре песнопевцев, стр. 321. 324.
3* Вышний покров над Афоном. Спб. 1860 г. Афонский патерик 1, 171–178.
4* Путешествие Барского, стр. 531–533. Αμαρτολων σωτηρία 50–52. Ενετ. 1669.