Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Максима юродивого

Святое дело, дело угодное Господу – свободною волею обещать Господу то или другое пожертвование, избирать тот или другой путь спасения. «В жертву Богу принеси хвалу и соверши пред Всевышним обеты твои» (Пс. 49:14). Обетом отнимаем у себя приятную собственность и приносим ее Богу; обетом изменчивая воля наша удерживается и утверждается на добром пути для славы имени Божия. Давать или не давать обет – в нашей воле: «если ты ничего не обещаешь, греха нет. Но что раз вышло из уст твоих, то должен ты хранить и выполнять, как обещал ты Господу Богу твоему» (Втор.23:22, 23). Благий Бог не останется в долгу за принесенную Ему жертву; но и правда Его накажет обманщика за обман (Втор. 23:21).

 Преставление св. Максима юродивого

Блаж. Максим положил пред Господом подвизаться для вечной жизни на• пути юродства. И шел избранным путем до гроба, верный обету своему. Тяжел был путь, избранный им. Какая твердая воля нужна, чтобы ходить нагим в морозы и еще терпеть голод! Блаж. Максим вел такую жизнь до гроба. «Хоть люта зима, да сладок рай», говорил он, бегая по улицам Москвы почти нагишом; «оттерпимся, и мы люди будем; исподволь и сырые дрова загораются. За терпение даст Бог спасение». Да, порабощая с такою твердостию грешную плоть духу, он соделался со временем жилищем Святого Духа, – так видели и современники. Добровольное страдание его служило ко спасению не ему только, а и многим. Время его было бедственное для России: то Татары, то засуха и голод, то черная смерть томили народ. Блаженный вольным терпением своим учил невольно страдавший народ терпению, переносил мысли людей к раю, для которого охотно переносил он все на земле. Он говаривал народу: «не все по шерсти, ино и напротив. Блудливой чушке полено на шею. Не верти головой, как бешеная коза: не продали бы Татарам. За дело побьют, повинись да ниже поклонись. Не плачь битый, плачь небитый». Купцам и знати Москвы говаривал: «божница домашня, а совесть продажна. По бороде Авраам, а по делам Хам. Всяк крестится, да не всяк молится». Строг он бывал к нечистым женщинам и говорил им: «аминь, аминь, а головою в овин (на распутство). Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Блаж. Максим почил от тяжких подвигов своих в ноябре 1433 г. и погребен был у церкви св. Бориса и Глеба на Варварской улице. В летописи под 1501 г. записали исцеление человека со скорченною ногою, совершившееся при гробе блаж. Максима. В 1547 году собором определено местно чтить память его, вследствие чудес, совершавшихся при его гробе. В 1568 году при построении нового храма нашли нетленными мощи его и стали праздновать обретение их. В 1698 при году, построении нового храма, св. мощи положены открыто в новой раке и храм освящен в его имя.

В церковных песнях поем блаж. Максиму:

«Ты звезда светлая среди тины страстей, приводящая к жизни; нечистых жен заставляешь жить целомудренно и прогоняешь тяжкие недуги».

«Ты зноем солнечным и морозом лютым был опаляем. Мы опаляемся страстями грешными. Ороси нас твоими молитвами я избавь от гнева и скорбей, блаженный Максим».

Примечания
1* «Того же (6942) м. нояб. 22 преставись Максим уродивый». Спб. лет. VIII, 99. Русск. врем. 2, 192. В ркп. Румянцева XVI в. № 397 под 21 янв. «преставление св. чудотворца Максима уродиваго». Здесь а) служба ему, которой нет в печ. минее; б) краткое житие, которого нет в прологе. В другой ркп. № 364. «о житии и страдании Максима Христа ради юродиваго». Здесь же о обретении мощей, о построении храма в 1698 г. Далее л. 632, м. нояб. 11 д. «сказание вкратце о житии и перенесении мощей св. блаж. Максима Москов. чудотворца». У Толстого (2 № 368) служба ему на 13 августа, нап. в авг. минее М. 1646 г. По ркп. святцам, «преставися 1433 г. ноябр. 11, мощи обретены 1568 г. мая 13, перенесены авг. 13». О праздновании А. Э. 1. 203: пролог 11 нояб.
2* Минея на 11 ноябр. М. 1646.
3* Канон на 13 авг. М. 1646.