Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. краля Сербского Стефана Дечанского

Блажен. Стефан, сын кор. Милютина, значительную часть жизни своей провел под гнетом разных бед и, наконец, умер страдальцем. Когда было ему только 10 лет, отец, желая отклонить вторжение в Сербию страшного Ногая, опустошившего Болгарию, послал сына к Ногаю, в залог мирных отношений своих к хану. В дикой орде Ногая юный Стефан пробыл около трех лет. Вступив в брак с Мариею, дочерью князя Болгарского, получил он в управление Зетскую землю. Ласковый, добрый, кроткий, щедрый к бедности, он располагал каждого любить его искренно. Мачеха, коварная Гречанка, желавшая предоставить престол сыну своему, Константину, с женскими ласками внушала супругу королю, что сын Стефан замышляет недоброе на отца; не довольная тем, она, наконец, со слезами говорила, будто Стефан покушался даже на ее супружескую чистоту. Стефану давали знать о кознях против него, но вместе коварно расстраивали и его любовь к отцу. На несчастие, некоторые областные начальники, негодовавшие на замыслы хитрой Гречанки, выказали непокорность королю; это поспешили выставить пред королем-отцом, как дело нечуждое замыслов сына. Король явился с войском в Зету и усмирил мятеж. Сын, обвиненный партизанами мачехи в участии о мятежниками, замедлил явиться к отцу по его требованию, чем усилил подозрения отца против него. Когда явился он с полною сыновнею покорностию, отец сперва принял его ласково, как и обещал. Но потом партия Гречанки до того расстроила доброго отца, что он, не отобрав ответов у сына против обвинений, повелел ослепить его в замке Скопле и отослал его с детьми к императору в заточение. На дороге в Овчеполье, где был храм св. Николая, является святитель и говорит: «не теряй духа; вот очи твои на моей длани», и показал ему глаза. Это видение утешило страдальца и облегчило боль страшной операции.

Когда прибыл страдалец в Царьград, то заперт был во дворце с строгим приказанием не допускать никого до него. Потом заключили его в монастыре Вседержителя, под строгий надзор настоятеля. В это время хитрый сторонник запада Варлаам тревожил Царьград своими схоластическими выходками о свете Фаворском. Блаж. патриарх Афанасий осудил Варлаама на соборе; но пронырливый Варлаам нашел себе сторонников при дворе и волновал столицу. Император, узнав терпение Стефана и его искреннюю любовь к вере, оказывал ему ласки. При одном свидании, Кантакузен спросил мнения Стефана о Варлааме. «Ненавидящия Тя, Господи, возненавидех», отвечал умный страдалец и прибавил: «вредных людей надобно выгонять из общества». Кантакузен поступил по его отзыву. Упражнения в церковной молитве, посте, слушании книг, смирении так полюбил Стефан, что приводил иноков в изумление, и они с любовию выслушивали советы его о духовной жизни. Один из добрых вельмож Сербских, зная тесное житье страдальца, прислал ему значительную сумму денег; но он передал ее игумену, а посланному сказал наедине: «благодарю за любовь доброго господина, – но лучшим утешением для меня будет, если назначаемое для меня раздавать он будет бедным».

На пятом году заключения, когда совершалось всенощное празднование св. Николаю, Стефан, утомленный трудом, вздремнул в седалище церковном. И вот являвшийся ему прежде говорит: «обещание мое пришел я исполнить» и, ознаменовав его крестным знамением, коснулся очей его. Стефан стал ясно видеть. Возблагодарив святителя сердцем полным, Стефан, для безопасности от врагов своих, продолжал носить повязку на глазах. На испытание терпения вслед затем умер один из сыновей страдальца: ои перенес дорогую потерю терпеливо. Так прошло еще два года.

Нужды потребовали от Кантакузена послать доверенных лиц к кор. Милютину, и послан был умный и благочестивый игумен обители Вседержителя. Когда краль при разговоре с игуменом спросил о сыне своем, игумен отвечал: «ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове; да будет известно, что нищета его выше королевского величия твоего». И рассказал ему об изумительном терпении и благочестии Стефана. В то же время явились к королю ходатаи за Стефана. Ио его просьбе епископ Даниил, живший тогда в Хиландаре, и великие Афонские старцы пришли к королю и просили возвратить отеческую любовь страдальцу сыну. Добрый отец давно желал видеть сына и теперь рад был, что снимают тяжесть с души его. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Король пожелал, чтобы внук Душан оставался при нем на утешение его; а сыну Стефану снова поручил он в управление отдельную область; это было в 1316 г. .

Когда умер отец, блаженный Милютин († окт. 30-го 1320 года), мачеха, явившаяся незадолго пред тем в Сербию из Константинополя, подняла бурю при гробе мужа; сторонники сына ее вступили в спор и потом в рукопашный бой с преданными старшему сыну покойного; полилась кровь и начались грабежи. Явившийся архиепископ едва успел своими увещаниями прекратить постыдные сцены при гробе короля. После погребения блаженного Милютина, все лучшие люди Сербии заявляли вслух, что признают они наследником Милютина старшего сына его и никого другого. Стефан только тогда, как узнал о расположении к нему Сербии, явился в кафедральную обитель архиепископа, куда собрались и представители иарода. «Я был венчан, говорит он сам, богодарованным венцем в один день с сыном моим в 1321 г. генваря 6 д., благословением и рукою преосвященного архиепископа Никодима, всех епископов и всего собора, чтобы называться мне Стефаном, Богом помилованным и Богом просвещенным кралем, Урошем третьим». Повязка с глаз теперь была снята, и все уверились, что он видит все так же хорошо, как прочие. Он принял название Уроша, как чистый потомок Уроша, родоначальника Неманичей.

 Преставление св. краля Сербского Стефана Дечанского

Сын Гречанки Симониды Константин собрал войско, чтобы отнять престол краля для себя. Стефан писал к нему: «Стефан, Божиею милостию краль Сербий, любезнейшему брату державы нашей Константину желаю здравствовать. Ты слышал, что случилось со мною, по устроению промысла Божия, строящего все во благое. Помилованный Богом, наследовал я жребий родительский, чтобы владеть людьми со страхом Божиим и правдою, по примеру предков. Удержись от своих предприятий, приди, увидимся друг с другом; прими второе место в кралевстве, как второй сын, а не восставай с иноплеменными на свое отечество; обширной земли нашей довольно для меня и для тебя. Я не Каин братоубийца, а друг братолюбивому Иосифу. Словами последнего говорю тебе: не бойся; я – Божий: вы совещали о мне злое, а Бог устроил доброе». Константин не захотел послушаться призыва любви. Произошла жаркая битва. Сражение проиграно Конотантином; он был убит вместе со многими; иные из сторонников рассеялись, другие покорились Стефану. Являлся и другой претендент на Сербскую корону, и также без пользы для себя. Это – двоюродный брат Владислав, сын краля Сремского Драгутина. Другой сын чудного Драгутина Урошич, сохранявший целомудренную чистоту и в супружестве и скончавшийся молодым, «толико угоди Господеви, говорит древнее известие, яко от гроба его миро истекает». Владислав должен был покориться Стефану, когда увидал, что Сербия не за него, а против него.

Когда умерла первая жена Дечанского, княжна Болгарская, блаж. краль женился на дочери князя Валахского, за которою получил в приданое Банат. Король Венгерский, домогаясь того, чтобы произвольно распоряжаться Валахиею, повел войска в Валахию. Стефан в защиту тестя выслал войско. Венгерский напрасно похвалился: «потеряю бороду, а завтра приволоку за бороду из диких лугов Влайка». С полками Стефана Влайко разбил короля, и тот едва не потерял головы.

«Вот я Стефан, краль всей Сербской земли, взяв несколько городов, которыми владели Греки, взял и город Прилеп, где монастырь св. Богородицы, называемый Трескавицею», так писал король в грамоте 1326 г., которою он закреплял за монастырем села и угодья. Вслед за тем поручал он сыну своему Душану смирить оружием бабунов- богомилов, которых поселения были невдали от Прилепа и которые из диких ущелий своих распространяли свои заблуждения между православными. Писавший Евангелие 1329 г. говорил о крале Дечанском: «Господь избрал и прославил его для отчизны, как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, рассеял врагов своих. Он послал на безбожных и нечестивых бабунов сына своего. Тот, с Божиею помощию, одержал победу над ними; пролив много крови, взял в плен весьма многих и возвратился к отцу своему».

Так подвизался король – патриот и ревнитель чистой веры.

Но вот открылась необходимость защищаться против неприятеля отважного, сильного и умного. Болгарский князь Михаил нанес тяжкое оскорбление Стефану, прогнав невинную жену свою Неду, сестру Стефана. Блаж. Стефан и после того старался отклонить войну, к которой готовились в Болгарии и Константинополе за умершего Константина: он посылал способного посла в Царьград, и к Михаилу – блаж. епископа Даниила. Михаил показался на тот раз удовлетворенным, но зависть к успехам Сербского короля не дала ему покоя. Он собрал многолюдное войско, нанял Татар и Молдаван; вызвал войско императора на границу Сербии. Сербский краль увидал против себя грозных врагов, которые беспощадно опустошали пограничные места Сербии. Не желая проливать крови для пустой славы, Стефан писал князю Михаилу: «вспомни, дорогой и любезный брат мой, что никаким злом не платил я тебе за твои недобрые дела. Однако, как слышу, ты ведешь много иноплеменников и идешь против отечества моего. Пойми значение любви христианской, смири гнев; пусть любовь, какую имели между собою наши родители, будет и между нами. Перестань лить христианскую кровь. Обрати оружие на врагов имени Христова, а не на христиан. Вспомни, как тяжко придется отвечать за невинную кровь. Знай и то, что отваживающийся похищать чужое, потеряет и свое». Михаил, гордый первыми успехами оружия, отвечал надменно: «если Сербский король завтра утром не явится ко мне на поклон, то его приведут связанным и он предан будет смерти». У Михаила было 80 тысяч войска, а у Стефана 15: но Бог с правыми, а не с сильными. Стефан поручил войско сыну своему, а себе предоставил надзор за ходом дел. Произошла битва, одна из самых кровопролитных. Михаил разбит был на голову и весь израненный умер. Стефан повел войско в Болгарию. С дороги утешил он сестру письмом о суде Божием над мужем; потом, по своему усмотрению, назначил князя для Болгарии. Император, после несчастной участи Михаила, поспешил убраться в Царьград; но Византия поплатилась за свою коварную политику. От нее отобраны были города: Велес, Просек, Штип, Трешта и Добрунь, давно славянские. За счастливые победы вся Сербия благодарила Господа, по распоряжению благочестивого короля. Это было в 1380 и 1331 годах.

Благочестивый краль еще в 1327 г. начал строить памятник благодарности своей Господу – Дечанский храм. По окончании Болгарской войны он, выражавший благодарность за нее в разных видах, особенно горел желанием оставить в Дечах памятник самый достойный и прочный. И он оставил его, на изумление векам.

Вот что пишет новый путешественник об этом памятнике:

«В трех часах пути от патриаршей обители находится Дечанский монастырь, прекрасная и самая знаменитая обитель Сербская, лучший памятник древнего Сербского величия и благочестия. Печская церковь массивна и тяжела; Дечанский храм изумительно легок и светел. Этот храм есть одно из совершеннейших произведении Византийского искусства. Когда вы войдете в него, вами овладевает какое-то чувство светлой отрады; вам в этой церкви легко, покойно, весело, но радость ваша торжественная. Церковь обширная и высокая построена крестообразно, с одним круглым, высоким куполом. Уже внешние стены поражают своим величием: они, с низу до верху, состоят из мраморных плит, расположенных горизонтальными полосами; нижний этаж из белого мрамора, второй из розового, третий опять из белого, четвертый из серого. Крыша церкви свинцовая. Над южною дверью надпись: «фрад Вита, мали брат, протомаистор, из Котора, града кралева, созида церковь св. Пандократора господину кралю Стефану Урошу 3-му... созидасе за 8 годищ и доспела есь церковь в лето 6843 (1335)». По надписи, художник строитель – Славянин Которский, подданный короля, но который хорошо знает приемы и западного и восточного искусства. Главный престол храма – во имя вознесения Господня; правый – в честь св. Николая, левый – во имя великомуч. Димитрия Солунского.

Теперь и храм и обитель Дечанские уже многого, очень многого не имеют из того, чем одарил их св. ктитор. «Создав храм, говорил он в грамоте своей, украсил я его всякими украшениями, внутренними и наружными, и назвал игуменством и общежитием иноческим, по благословению отца моего и владыки Даниила, всех епископов и всего собора. Сколько возможно было, определил ему села в пределах Волошских и Молдавских, книги, кресты, окованные и позлащенные, с бисером и дорогими каменьями, разные иконы, покрытые золотом и серебром, с разным украшением, честные сосуды, рипиды, кандила, кадильницы, свечники, нарядные ризы, фелони и завесы. Еще же дал имущество для питания и одевания всех служителей церковных, больных, странников». Далее описываются села, виноградники, деревни, которые, как видно, предназначены были еще до войны Болгарской. Затем говорится: «обещал я Господу, моему Пандократору, да поможет мне на сопротивника моего, царя Болгарского, и Он помог мне». Описываются обетные села.

Цароставник говорит: «созда храм Вседержителя и другий чудотворца Николая... И округ – град (ограду) каменный и к стенам – келлии монахов, на месте Дечани. И сам ту пребываше, дóндеже вся соверши и всеми потребами исправи».

Ныне нет и следа обители больных с храмом св. Николая. Но о ней твердо помнят на небе. Она была устроена в трех верстах от Дечанской обители; заведовал ею иеромонах строитель. Блаженный Стефан собирал сюда со всей Сербии беспомощных страдальцев; кроватей в ней было множество. Он сам часто приходил осматривать больницу и больных; от иных больных бывал удушливый смрад; король с улыбкою утешал страждущих и делал распоряжения, нужные для покоя больных.

Дечанский в 1330 году предоставил Венецианцам свободную торговлю в Сербии. Это доставило ему лучшие материалы для храма. Хотя Сербия и ныне богата самым лучшим белым мрамором, – из рудников ее добывали железо, олово, серебро и золото: но расходы по построению храма были очень велики. Это заставило краля продать (в 1334 г.) Плешанец богатой деньгами, но не землею, республике Дубровника, с условием не оскорблять православия местного. Поскольку же Римский фанатизм употреблял в Рагузе насилия для совращения православных с прямого пути, то св. король для укрощения фанатизма наложил более тяжелую подать на Рагузян, чем платили они при отце его, некоторых князей их послал в заточение, бискупа и законников (монахов) выгнал из Рагузы и старался возвратить к православию отступивших от него.

Не задолго до смерти явился блаженному королю св. Николай и сказал: «Стефан! готовься к своему исходу; скоро предстанешь Господу». Кончина его была страдальческая. Дурные люди, своекорыстные аристократы, настойчиво требовали от Душана, чтобы вступил он на престол на место ослабевшего отца. Благо отечества требует того, говорили они; а на деле требовала того жажда больших удобств жизни. Молодой князь, по их внушениям и по своим страстям, делал оскорбления отцу. Отец проучил беспокойных советников Душана оружием; а сыну дал наставление подождать недалекой смерти его. Но бояры не унялись. Зетская страна волновалась. Советники Дечанского предлагали ему взяться за оружие. Но старец не хотел верить, чтобы сын и после урока дозволил себе увлечься мыслями худых людей; «впрочем», прибавлял он, «если придется и пострадать, почему не страдать? Довольно наслаждался я счастием: надобно потерпеть и горькое». Бояре Зетские сели на коней и молодой Душан с ними. Король с супругою находился во дворце Породимском. Он был схвачен и отправлен в замок Звенчан. Не остановились и на том; опасаясь, как бы сын не переменил мыслей, поспешили задушить венчанного старца. Это совершалось в ноябре 1336 г.. Породимле, место благословенное, место плодородия, стало после того для народа Неродимлем, местом проклятым.

Тело блаж. короля погребено было в его Задушбине – в Дечанской обители. Спустя 7 лет является экклесиарху муж, озаренный светом, и приказывает взять из земли тело страдальца Стефана. Экклесиарх в страхе пересказал о видении игумену. «Не мечта ли это?» сказал тот. Немного спустя видение повторилось; а в третий раз таинственный муж являлся с грозным приказанием не одному экклесиарху, но и самому игумену. Игумен доиес архипастырю. Собор духовных лиц, совершив моление в Дечанской обители, открыл гроб и от нетленного тела распространилось благоухание в храме. Сленец едва мог добраться сквозь народ до гроба св. Стефана, но лишь только положил лицо на грудь святого, прозрел. Из ряда чудес святого выдается особенно одно. Начальник полка, стоявшего в окрестности Дечанской, отличался необузданностию страстей и дерзостями, иногда оскорблявшими все святое. Раз видится ему, что входит он в храм Дечанский с железною палкою в руке. Его встречает король с долгою бородою, в которой пробивается седина; лампадою бьет его по лицу и груди так сильно, что лампада ломается и половина ее падает на пол. Юнец обращается в бегство; грозный король, догнав его, ударяет копьем в спину и по правой руке. «Вот тебе плата, говорит грозный, чтобы ты вперед не злодействовал против моей обители». Полковник в ужасе проснулся; семь недель лежал он потом больной в монастыре, – все тело его гнило, и он умер с гнилым телом. Поздний летописец также говорит о мощах краля: «многая показуют чудеса силою Христа Бога, якоже и неверним варваром боятися имене святого и славити его того ради».

Известна и древняя служба св. Стефану Дечанскому на 11-е ноября.

Примечания
1* Житие св. Стефана Дечанского, описанное Григорием Цамблаком, когда он был иеромонахом Дечанским, изд. в Гласнике XI, 43–118. Краткое житие его было напечатано в сборнике, или общей минее, изд. в Венеции 1538 г.
2* Родослов Давиила у Раича 2, 460–463. Hemmer-Purgstal goldene Herdes. 261. Pesth 1840.
3* Родослов y Раича 2, 260.
4* Фрески Сопочанские в зап. геогр. общ. XIII. 147. 148. Григорий цароставник гл. 203. Летописи у Шафарика в памятн. 61. 70. В Гласнике, V, 61. X, 265. Житие Милютина и Даниил говорят, что сын Дечанский участвовал в бунте Зетских бояр (Раич 2, 502. 503). Сам Дечанский в грамоте Дечанскому монастырю: «сатана вселился в злонравных и зломышленных людей, коих воспитал родитель мой и моя любовь как детей и братьев. Они, забыв Бога и любовь вашу, начали мало по малу сеять злые плевелы между мною и родителем, коварно являясь верными вам, во будучи хуже неверных. Советом злым и уродливым навели родителя на такое страшное дело, что не легко и слышать о нем. Выслушав их, лишил он меня света очей, тогда как не исследовал истины и не рассудил на суде. Послал меня в заточение с детьми моими и отдал под стражу ц. Андронику, чтобы ни мне, ни детям моим не видать более земли отечественной». То же в грамоте Добрушской храму (прим. 193). О происках Гречанки в письме к Константину. Болтовня Майкова стр. 233 скучна: он не помнит, что говорил прежде, стр. 23. 229. Труд г. Майкова (Ист. Сербского языка, М. 1857 г.) – труд дорогой для истории Сербин тем, что пересмотрены в нем древние грамоты (хотя и не все), показано содержание их (хотя и не совсем достаточно, а для иных и вовсе не показано), определено время их. Но г. Майков напрасно не сдержал обещания своего говорить об исторических событиях только по грамотам. При занятии специальным предметом, не имея ни летописей по руками, ни даже времени справляться с лучшими из них, он пускался говорить как будто по летописям и сказаниям о событиях и лицах. И что вышло? За недостатком былого, небылицы!
5* П. Афанасий вторично восходил на кафедру в 1309 г., и в 1311 г. опять оставил ее. Итак, заточение блаж. королевича в Царьграде последовало никак не позже 1310 г.
6* Кроме Цамблака сам Дечанский: «благий Бог – зная правоту сердца моего в отношении к родителю, явил на мне великое Свое милосердие, просветил меня и возвратил свет очам моим». Сл. грамоту Добрушскому храму в прим. 36 летоп. в гласнике X, 266. 267.
7* О годах заточения Дечанского заметка современника в прим. 192.
8* Цамблак, цароставник гл. 203.
9* Родослов у Раича 2, 524–533. Цамблак: «в некотором Диоклитиисце граде от царсе купно и отьца с многою чьстыю посылаетьсе пребывати».
10* См. выше, прим. 171 и ниже прим. 192.
11* Симонида, по примирении сына с отцом, удалилась в Константинополь под предлогом свидания с умирающей материю и потом не хотела явиться к мужу. Милютин вынудил тестя выслать ее к нему (Грегорас у Раича 2, 513). О кровавых сценах при гробе Милютина Даниил у Раича 2, 509 и яснее летопись в гласнике V, 62, 63.
12* Дечанская грамота. Заметка современника в прим. 192.
13* У Даниила Дечанский говорит собранию: «видите и дивитеся, яко слеп бых и се ныне вижу». Раич 2, 537.
14* Письмо Дечанского (у Цамблака) к Константину, ясно говоря о кознях Гречанки Симониды, показывает и то, что Константин был законный сын Милютина и Гречанки; то же говорят о Константине житие Милютина и летописи (гласник V, 59). Майкову хочется считать и Константина и Стефана незаконными детьми (Ист. Серб. яз. 23). Но он сам же показывает, что это доселе никому не приходило и в голову. Странная же страсть у него придумывать небылицы! Ведь история – не то, что сказка какой-нибудь нянюшки.
15* Цароставник у Раича 2, 537–541. Серб. летоп. в гласнике V, 62. Симонида после прославления мощей св. Милютина удалилась в Царьград и там вступила в монастырь. Даниил у Раича 2, 518, 519.
16* Раич 2, 432. Никон. летоп. 2, 288. Серб. летоп., в гласнике V, 58. X, 264. Летопись у Шафарика (памятн.2:52): «ть же урошнць светло в благочьстыи кончину премь гробу предасть се, положень бысть в митрополии Ахильской и благодатию Светого Духа миро истечаеть, якоже есть ведомо вьсемь». Изображения обоих братьев в Грачанице. Зап. геогр. общ. XIII, 237.
17* Цароставник у Раича 2, 541–43.
18* Раич 2, 549–552. Луккари Annali di Rausa 49–61. Чертков o переселении Фракийцев за Дунай во времен. общ. ист. X, 66.
19* Григор. путеш. 138. Грамота Душана в гласнике ХШ, 369.
20* У Григоровича 138 Трескавицкая грамота без года. В ней в числе сел: «Небрегово, у Богомили, в Бабуны стась... метохь у Охриде св. Иоанна Феолога». Здесь упоминается о сыне короля, т. е. том, который воевал с Бабунами. Итак, Бабуны жили невдали от Прилепа. Недавний путешественник пишет: «опасная теперь своими ущелиями гора Бабуна в древности, как говорит предание, была убежищем Бабунов или Богомилов. До сих пор в ея ущельях есть село Богомили». Григорович 139.
21* Евангелие писано в «епископьи Срьбского Дьбра при преосвящ. всечестнем кир Николае, иже многые труды и поты прие, зижде храм падши св. архиереа чудотворца Христова Николая». Писал Евангелие «многогрешны монах Никола, бывь игумень св. лавры Студеничскые». Григоровича пут. 20–22. Заметки поклонника св. горы, стр. 251. К. 1864 г.
22* В 1327 г. король дал Хиландару храм Богородицы за городом Призревом и 4 села. Грамота у Аврамовича № 8, у Григоровича стр. 48.
23* См. декаб. 20.
24* Грамота Душана: «июня 19, 1330 г. царь Греческий, Михаил (Страшимирович, Виддинский князь) с братом Белауром, Александр князь Болгарский, Бессараба Иванко тесть Александра, смежно живущие черные Татары, господарь Яковь с другими – все вошли в землю нашу, в местечко Вельбуждь, всего до 80 тысячь и наделали много зла тому краю... Мы собрались из отчизны своей, готовые на брань, всего до 15 тысяч» и пр. Летопись 1828 г. ч. IV. Слова Дечанского в прим. 193. По Троношской летописи V, 63. 64, Михаил и Андроник хотели мстить Дечавскому за смерть Константина, который был братом новой жены Михаиловой Феодоры и сыном сестры Андрониковой Симониды. Итак, не участвовала ли и здесь интригами своими добрая Симонида? Даниил не упоминает о Симониде и говорит только о злости и зависти Михаила. У Раича 2, 555–561. Но он не редко покрывает грехи людские.
25* Современная заметка: «съверши книгу в дни древысокого краля Уроша Стефана, егоже отец ослепи и посла в Грецию и по седми летех изшед, прие кралевство всея Срьпскыя земли и Поморскыя и Подунавскыя, не по силе, но по изволению Божию, и Греческую землю опустоши и градове приимь. И сильного даря Михаила Болгарского уби, – в то же лето сьвершися книга сия». Изв. акад. VI, 19. 196. Дечанский в грамоте: «кто объяснит чудесную милость Божию к вам? Побежден царь Болгарский Михаил Шишманик с другими 4 сильными царями. С иноплеменниками и народом языческим вышел он на брань, чтобы взять у меня Сербскую землю. – Я вышел против него с сыном, молодым кралем Стефаном, и с начальными людьми кралевства. И с помощию Божиею истребил ц. Михаила, снял с себя поношение его, победил и других царей, разбил и взял достояние их, на месте называемом Вельбужде, в л: 6838 (1330) м. июля 28 д.». Изв. акад. VII, 239. 240. Сл. Даниила у Раича 2, 562–578.
26* Так как Добрун или Добрушта взят был у Греции в 1331 г., то Хиландарская грамота (у Аврамовича № 7) о Добрушском храме св. Николая должна быть отнесена к 1331 г. Здесь король молится св. Николаю и вспоминает о прошлом несчастии своем: «яко раждеженна устроити утробу родителя кралевства ми и вьврещи ме хоте в ровь погыбелни, яко не быти ми наследника столу отчства моего». Король писал к архиепис. Даниилу: «вестно буди, яко помощию Божиею и заступлением святого господина иреп. отца вашего Симона и Саввы и молитвами вашими заступляемь и укрепляемь и силою Св. Духа вооружаемь, защищаемо королевство ми и с возлюбленным сыном кралевства ми Стефаном (Душаном) и свими моими, яже реку чада отечествия ми, оного злоковарного врага царя Болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Земльин, Богу помогшу ми, силы тоя мощныя и многия победих. – Да о сем убо возрадовавшеся, якоже и достойно есть, воздадите хвалу Богу в помощь нашу».
27* Гильфердинг в зап. геогр. обид. XIII, 184–187. Сербский летописец XVI в. передавал такой отзыв современных Сербов: «Призренске церкве патось (размер) и Дечанскаа церкви и Пекскаа припрать (западный притвор) и Банско злато (Милютинова Банского храма архид. Стефана) и Ресавско писание не обретаеть се нигде же»; во о Призренском храме Душана уже он говорил: «такова доброта, грехь ради моихь, близь есть разорениа». Schafarik Pamatky стр. 61. Призренский Душанов храм совсем разобран, а Банский опустошен и обращен в мечеть. Гильфердинг в зап. геогр. общ. XIII, 205. 301–303.
28* Обширная грамота напечатана в изв. акад. VII, 223–240; у Миклошича monum. № 83. В Гласнике доказано (1, 155. 156), что эта грамота, ныне довольно испорченная, состоит из двух грамот не одного времени. По окончании первой была и особая подпись короля. Вторая грамота начиналась словами: «и аще приложить кралевство ми». Соборное совещание «и нарекохь его игумения обьще место чрьньцем, сь благословениемь господина ми отьца Данила и всех епискупь и вьсего сбора Србскаго».
29* Цароставник у Раича, II, 580. У Миклошича (monum. Serb. № 95) надпись на Дечанском храме: «прими, владыко Господи о пандократоре, приносимое моление раба Твоего Стефана краля. Се бо приношу церковь Божественную сь сыном моимь кралемь Стефаномь: взираю на тленное ми тело надь гробомь своим и боюсе страшного Ти судища, кь Тебе припадаю, Вседержителю, помилуй ме день судны».
30* Акты в Гласнике XI, 334–438. X, 9.
31* Момировича история и география Сербии, стр. 72.
32* Грамоты у Аврамовича, spomenmci, № 37. 39, у Миклошича № 88. 90.
33* Летоп. в Гласнике V, 67. Строгие требования короля платить назначенную дань – в памятн. Рагузского архива 2, 8–13. Белградь, 1862 г. Грамота Рагузянам на права торговли 1326 г. у Миклошича № 81. Хлопоты Венеции за Рагузян пред Дечанским – в Гласнике X, 7–9. Майков и после того поет с чужого голоса клеветы о к. Дечанском, будто он готов был изменить православию (О Серб. яз. стр. 2321. Видно, что г. Майков вовсе не знаком ни с языком, ни с духом папизма. А пора бы изучить папизм. Даже и ныне, не взирая на вековые происки Римской пропаганды и на тяжелую власть Австрийскую, в приморских городах Далматии в ведении Задрского епископа считается до 80 т. православных и 11 монастырей; а у папизма 350 т., 1 архиепископ (в Задре) и 5 бискупов (в Которе, Дубровнике, Шебенике, Сплете и Лези). «Епархиа православна у Далмации» – в Сербско-Далматинском магазине за лето 1850. Загреб.
34* Цамблак не говорить (Гласник XI, 76–79), на каком году страдалец краль скончался. Но если Дечанский был первым плодом брака Милютинова, бывшего в 1271 г., то скончался он не старше, как на 64 году жизни. – Старость не глубокая.
35* Цароставник у Гильфердинга в зап. геогр. общ. XIII, 228. После Цамблака, житие д. Уроша: «оболгания и наветы творяху кралю Стефану (Душану) на родителя его, – и многа 8ла подьят оть сына своего... Пристанииде сего блаженного бяше не постоянное, овогда в граде Петричу, а овогда в Звенчану, идеже и конець жития его прият». Согласно с тем говорят о смерти Серб. летоп. в Гласнике 1, 195; V, 46, 65; X, 267. XI, 147. Душан в послесловии к законнику пишет: «диавол шед развея лукавая словеса – посреди людей отечества нашего: скорбна сотвориша о мне родителя моего и тако наустиша его на мя, яко весьма да не будет имене моего, ни живота». Бояры Дечанского готовы были покуситься и па свободу и на жизнь Душана; это вероятно. – Но Душан не договорил всей правды; не сказал, что говорили ему Зетские бояры его. Потом, если бы Дечанский послушался своих бояр, конечно, не застали бы его не готовым к защите.
36* О годе смерти надпись в Дечанской обители: «доспеше совсем церковь в л. 6843 (1335), единым летом предь смертию своею». Раича II, 581. 596. То же цароставник у Раича, II, 706. 724. Летопись: «в л. 6844 (1336) престави се краль Стефан, удави бо сын его в граду Звенчану». Гласник 1, 165. Против этого показания воюют (Гласник VII, 98–103), но безуспешно: показания Крапивникской летописи не точны и в других случаях. У Цамблака не показан день мученической смерти св. краля; только житие поставлено под 11 ноября (Гласник XI, 38. 43. 80). В Хиландарском типике «ноебра 3 престави се Урошь краль третий (Миклошича Monum р. 115). При таких показаниях надобно положить, что страдальческая смерть в Звенчане последовала 3 ноября, а ноября 11 ов. тело погребено было в Дечанской обители.
37* В грамоте Дечанского 1330 г. Породимле; в грамоте Душана – Неродимле.
38* Григориево житие святаго; летописи в Гласнике X, 268. XI, 147. V, 65.
39* Троношская лет. в Гласнике V, 65. На монетах: краль с умеренною бородою и усами, с надписью: «трети Сгефан Уроше кр.» Гласник III, 220. 221. На наружной стене Неродимльского храма изображен «краль сты Стефан». Зап. геогр. общ. XIII, 230. Икона – в Павловом Афонском монастыре у Григоровича стр. 101.
40* Служба св. Стефану Дечанскому в ркп. Гласнике XI, 38. Григоровича стр. 33. «Молебное пение в память св. вм. краля Сербского Стефана Дечанскаго», Белград 1850 г. Тут две службы, но обе ожидают замены лучшими.