† Преставление преподобного Саввы Крыпецкого
Блаженный Савва Крыпецкий сперва подвизался на Снетной горе в Богородичной обители, близь Пскова. Потом жил несколько времени на Толве у преподобного Евфросина. Наконец удалился он на совершенное безмолвие, за 15 верст от Толвы, в пустынь Крыпецкую, бывшую тогда почти непроходимою, Здесь поселился он один на холме, при небольшом озере, – ныне уже заплывшем грязью; вокруг были лес и мхи, – где жили только медведи и другие дикие звери; пищею отшельника были хлеб и вода, и то в меру, – а в среду и пяток не вкушал од ничего; вместе с тем сам возделывал землю и питался своими трудами. – В жизни отшельнической много терпел он нападений от духов нечистых: но побеждал их молитвою. Спустя несколько лет отшельничества его стали собираться к нему ревнители пустынной жизни; они упросили его учредить обитель, и храм построен был в честь Иоанна Богослова: но игуменства над обителию не принял на себя отшельник, а поручил управлять ею Кассиану. По высокой жизни основателя обитель скоро получила известность. Управляющий Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский особенно часто посещал обитель Саввы и благотворил ей. Раз близился он к обители вместе с больною супругою. Савва послал сказать ему: «старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель; если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит от Бога исцеления в своей болезни». Добрый князь просил прощения у старца, что по незнанию хотел нарушить устав Савва вышел за ворота обители, там совершен был молебен братиею, после молебна княгиня у ног преподобного просила молитв его; осеняя ее крестным знамением он сказал: «во имя Отца и Сына и св. Духа, молитвами св. Иоанна Богослова будь здрава и к тому не согрешай». И княгиня исцелела. Благодарный князь приказал построить чрез мхи и болота моет к обители Саввы на 1400 саженях длины и этот мост поныне называется Ярославовым. По убеждению доброго князя Псков выдал (1487 г.) грамоту на землю для обители.
К строгому старцу приходили многие из Пскова для своего назидания. Посещавшим его мирянам он свободно предлагал врачевства против немощей того времени. Он учил их соблюдать чистоту, напоминая о суде апостольском против сквернителей тела. Вельможам и судьям говорил, чтобы не кормились на счет бедных и соблюдали правду. Богатых увещевал, «чтобы не высоко о себе думали и уповали не на богатство не надежное, но на Бога живаго, дарующего нам все обильно для наслаждения», чтобы они «благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны» (Тим.6:17, 18). Часто напоминал он богатым и бедным уклоняться от ссор и вражды, вредных и для земного счастия, – сохранять любовь и мир и покрывать о шибки других снисхождением, дабы и нас простили.
И тогда, когда в обитель Саввы собралось довольно братий и довольно средств, в келье Саввы не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которой ложился для отдыха. Той же нищете обучал он и братию. В обители введено им строгое общежитие, так что собственности ни у кого не было никакой. Кто любит мир сей, в том нет любви Отчей, говорил он словами откровения Божия. Он завещевал инокам своим возделывать землю своими руками, что сохранялось и сохраняется доныне в его обители. В другое время говорил он братьям: «к чему называем мы древних подвижников отцами своими, когда не живем их жизнию, как следует детям». Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всею твердостию покоряли плоть свою духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, говорил он еще, не звуками только и одеждою – будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовию друг к другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы. Преп. Савва своею жизнию и наставлениями воспитал в обители своей строгое подвижничество.
Мирная кончина его последовала августа 28-го 1495 г.
Крыпецкий отшельник был высок ростом, с брадою седою как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде явился он в 1547 г. иноку Исаии, когда по случаю построения храма искали и не находили мощей его. – Сидя на гробе своем сказал он: «я грешный Савва, начальник обители сей, перенесший много скорбей на этом месте для Господа; пришло время, так Богу угодно, быть известными мощам моим». Мощи найдены и собор установил праздновать память пр. Саввы.
Из загробных чудес преподобного особенно замечательны три. Раз шайка разбойников подошла к обители ночью, чтобы ограбить ее и убить иноков. Но в обители увидели они среди людей благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно говорил: «вы хотите грабить и убивать; ступайте прочь и покайтесь, чтобы не быть прежними; если не так, худо вам будет». По утру узнали, что в монастыре ночью никто не был и не ходил. Это так потрясло начальника шайки, что он, рассказав все о себе игумену, остался жить в обители. Просвиряк Патермуфий, жестоко страдавший от лихорадки, сильно молил преподобного о помощи, выставляя и то, что уже 25 лет трудится в обители. Во сне является ему преподобный и говорит: «зачем ты тревожшпь меня»? Потом, взяв его за голову, говорит: «во имя Отца и Сына и св. Духа будь здоров и спасай душу твою». Больной исцелел. Служитель обители Иван Дойня сильно страдал от горячки. Является не во сне, а на яву, старец высокий ростом, с густою и седою бородою, и взяв за голову больного говорит: «Иоанн! будь здоров, служи же в моей обители верно и не греши более, чтобы не случилось с тобою большей беды». Больному казалось, что с головы до ног снята с него кожа. – Он выздоровел.