Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† В тот же день память о Печерских угодниках, почивающих в Феодосиевой пещере

В 28 д. августа Киевская лавра совершает память о всех нетленно почивающих в пещере Феодосиевой. Ныне здесь открыто покоятся 46 нетленных мощей угодников Божиих. У Кальнофойского (1638 г.) показано в Феодосиевой пещере 33 святых; а у Гербиния (1674 г.) – 37. – Малорусское известие «о житиях святых, в пещере преп. Феодосия почивающих», говорит о 40 святых. Таким образом время от времени открывались мощи угодников Божиих – Малорусское описание святых, как видно по содержанию его, писано после Гербиниева описания, около 1678 г.. Но и после того открыта была пещера с доскою, где покоились мощи священномученика Лукиана. По ркп. святцам московским указываются в киевских пещерах и такие угодники, о которых не говорит ни малорусское известие, ни нынешнее описание пещер. Это означает, что мощи их были когда-то известны, но потом сокрыты переменами времени, как подобное открывается при обзоре мощей, указываемых Кальнофойским и Гербинием.

По указанным нами памятникам видим в Феодосиевой пещере

а) Святителей: Илариона киев., Амфилохия владимирского, Феофила новгородского.

М. Иларион, как начальный русский пещерник, имел преимущественное право на покой в пещере и при том в пещере Феодосиевой, так как здесь же была и Иларионова пещера, вошедшая в состав общей, многопещерной пещеры. К тому же он не только называется святым по надписям сочинений его и в степенной книге, но известен в числе киевских подвижников по ркп. святцам, где сказано (по одному списку): «положен бысть в Печерском монастыре». В ркп. каталоге святителей читаем о нем: «положен бысть в Печерском монастыре и крайние ради его добродетели бысть свят и чудотворец предивен». Мелетий Сириг поет: «Михаиле, Иларионе, Петре – божественнии иерарси»! А у Гербиния киевский патерик говорит: «Мы радуемся о своей планете Венере, о философе Иларионе, который, еще до появления русского солнца Антония, выкопал пещеру в Берестове, в которой и жил благочестиво и почил».

Блаженный Симон писал Поликарпу: «о митрополите Иларионе ты сам читал в житии святого Антония, что им он пострижен и таким образом удостоился святительства». – По известиям преп. Нестора знаем, что блаж. Иларион выполнял священническое служение при храме княжеского села Берестова, где был дворец вел. князя я где, по примеру отца своего, любил жить благоверный Ярослав, обогащая апостольский храм дарами своими; Иларион известен был тогда как «муж благий и книжный, еще же и постник». Выкопав в днепровской горе малую, двусаженную пещеру, он – уединенно подвизался здесь в посте и молитвах – совершая служение в придворном берестовском храме, удалялся он от шума житейского в свою пещеру, для молитв и богомыслия. Пострижение в иночество принял он от Антония вероятно незадолго до святительства. Сам он в своем исповедании говорит: «аз мних и пресвитер Иларион». Когда умер м. Феопемпт († 1049 г.): великий князь Ярослав положил возвесть благочестивого и просвещенного Илариона на кафедру митрополита всей Руси. Современный летописец не говорит, по какой причине Ярослав не отправил Илариона в Константинополь для посвящения, как посвящались прежние митрополиты. Вероятно, что в этом участвовало охлаждение к Царьграду, возбужденное жестокими поступками греков с русскими пленниками. – Не могли не участвовать в том и смуты, какие производил тогда папа в восточной Церкви, возбуждая недоверие к п. Михаилу Керуларию. Как бы то ни было: блаж. Иларион был поставлен в митрополита в Киеве, собором русских архипастырей. «Аз милостию человеко любиваго Бога мних и пресвитер Иларион, изволением его, от благочестивых епископов священ бых и настолован в велицем граде Киеве, яво быти в нем митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в л. 6559 (1051), владычествующу благоверному кагану Ярославу, сыну Владимерю». – Так говорит сам Иларион в конце своего исповедания. Нераннее известие показывает, что посвященный по древнему правилу Иларион испрашивал и получил утверждение себе в звании митрополита от патриарха. И приведенные слова из исповедания Илариона митрополита дают знать, что посвященный митрополит писал и посылал куда-то свое исповедание и след. подтверждают известие о сношении нового митрополита с патриархом. – Ко времени правления Илариона русскою церковию относятся блистательные события церковные. В его время, говорит летопись, «вера христианская нача плодитися», т. е. приносить плоды в сознании и жизни народа. В его время начало процветать духовное просвещение, – умножены церковные училища; в его же время расцветало искреннее благочестие. К его времени относилось устройство церковного богослужения. Он освятил храм в. м. Георгия, несколько лет остававшийся неоконченным, и установил праздновать по всей России в. м. Георгия 28 ноября. Блажен. Иларион хорошо понимал и чувствовал нужды великой своей паствы и живая любовь его к отчизне находила средства удовлетворять им. Доподлинно неизвестно, когда последовала блаженная кончина его, во вероятно не прежде 1066 года.

По своим писаниям он остается навсегда незабвенным учителем веры и благочестия. Его поучение о законе и благодати, похвала кагану Владимиру, исповедание веры и наставление о жизни – блистательные памятники живого благочестия его, светлого ума и глубокого знания веры, живого красноречия и сильного чувства.

Учение о ветхом и новом законе показывает собою, что тогда имели нужду говорить против иудейства. Оно дает видеть, что безуспешные при Владимире проповедники иудейства не оставляли надежд своих на успех и при Ярославе: конечно, успехи их между казарами слишком обольстили их. По личным сношениям с иудейскими учителями в России знали о их жестоких отзывах о христианстве, – так показывает учение Илариона. Блаженный учитель показывает превосходство благодати Христовой пред законом, прежде всего типическою историею Агари и Сарры; потом раскрывает всемирное значение христианства и местное, временное, – закона Моисеева. – «Закон существовал прежде, но ненадолго возвысился и прешел. Вера христианская, хотя явилась и после, стала более закона и распространилась на множество языков. Благодать Христова наполнила всю землю, покрыла ее как вода морская. Все, оставив ветхое, испортившееся по худобе иудеев, держатся нового... Прежде в одном Иерусалиме было место для поклонения Богу; ныне же – святая Троица славится по всей земле и принимает поклонение от всей твари: малые и великие славят Бога». Затем излагается основная мысль христианства – соединение божества с человечеством, и обличается слепота иудеев, не понявших божественного величия в Иисусе Христе и учения пророков о Мессии. Наконец мысль о всемирном значении христианства излагается в приложении к русскому народу, при чем показывается, какие высокие благодеяния принесло с собою христианство в Россию. «Уже не без надежд мы, но уповаем на жизнь вечную; уже не капища строим, но созидаем церкви Христовы; не закалаем друг друга в жертву бесам, но Христос за нас закалается и раздробляется в жертву Богу и Отцу; уже не кровь жертв вкушаем и погибаем, но вкушаем пречистую кровь Христову и спасаемся... Слепыми были, не зная света истинного и блуждая во тьме идолопоклонства; глухи мы были, не слыша спасительного учения; но помиловал нас Бог и пролил на нас свет ведения.... Мы были прежде подобны зверям и скотам, не умели различать правой руки от левой, привязаны были к земному и нимало не заботились о небесном: но и к нам послал Господь заповеди, которые ведут к жизни вечной».

«Похвала кагану Владимиру» – одушевленное изображение заслуг и добродетелей св. в. к. Владимира, просветителя России, оканчивающееся молитвою за Россию.

В «исповедании веры» блаж. Иларион излагает свои понятия о догматах веры. Пространнее, чем другие, излагает он догматы о св. Троице и о воплощении Сына Божия; короче – говорит о будущем суде и воскресении, о почитании икон и святых. «Верую, говорит он, в единаго Бога, славимаго в Троице, Отца нерожденнаго, безначальнаго и безконечнаго, – Сына рожденнаго, но также безначальнаго и безконечнаго, Духа святаго, исходящего от Отда и в Сыне являющагося, но также безначальнаго, равнаго Отцу и Сыну.... Так верую и не постыжусь, говорит он в заключение, исповедаю пред народами, и за исповедание готов положить и душу».

Назидательное «слово святого Илариона, митрополита киевского», помещенное в прологе, предлагаем здесь вполне.

Молю вас, братия и сестры, позаботьтесь о вечной светлой жизни, которую Господь, по своей милости, дает нам даром; а от удовольствий сей временной жизни будем удаляться как от ядовитых змей; не прикасайтесь к ним. Господь приготовил нам жизнь на небе и зовет нас. А мы, угождая телу своему сладкими яствами, питием, сном, похотями, привычками преступными, живя расслабленно, отказываемся от небесного царства и от призывающего нас к нему. Он уготовал брак Сыну Своему, т. е. небесное царство, и послал слуг Своих звать (Мф. 12:2), т. е. послал пророков, апостолов мучеников. А мы отказываемся и говорим: «жену поях, не могу идти», и еще: «волы купих, иду искусить их», и еще: «село купих, иду съглядать его» (Лк. 14:18–20) – и другими делами сей жизни отказываемся от жизни вечной, – не слышим ли, что Господь говорит: не заботьтесь о утре, что есть или пить или во что одеться. Смотрите на птиц небесных, как они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; смотрите на полевые цветки, как растут они, а не трудятся (Мф.6:34, 25, 26)? Слыша это, братия, вспрянем как от сна и пойдем по узкому пути, который ведет в небесное царство. Отдадим тело, свое на труды, на пост, на молитву, на воздержание, на поклоны. Царство небесное с нуждами борется и принуждающие себя берут его (Мф. 11:12). Почему же мы не жалеем себя, когда леностию своею лишаем себя жизни вечной? Понудим себя, братия, на краткое это время. Хотя бы и гореть нам во огне; но и это было бы только до смерти. Зачем же мы угождаем этому глиняному телу? Если бы знали вы небесную жизнь, вы сказали бы – пусть горим мы во огне, только бы там царствовать с Господом в великой славе, вечно. Но я не зову гореть. Нет, но потрудимся, иссушим тела свои. Господь сказал: «аще зерно пшенично пад на землю не умрет, то едино пребудет» (Ин. 12:24). Ясно сказал тем, что если не умрет телесная похоть, то не может принесть плодов духовных. Не любящий души своей «в веце сем в той жизни обрящет ю» (Ин. 12:25). Слыша это, станем подвизаться. Скажете ли: мы немощны? Но ты только начни, сделай начало подвигу по силе своей, сколько можешь, и Бог, видя твой подвиг, подаст тебе помощь, как делателю добра. Не станем же откладывать подвига. Долга ли жизнь наша! Лет 50 или 60, а уже много 100. Много ли же нам трудиться? А между тем там на небе будем царствовать. Если же здесь станем сладко кормиться и пить и исполнять похоти плоти неудержимо: там вечно будем мучиться. Итак позаботимся. Нас зовет Сам Христос, не человек, а Царь царей и Господь всех. Преклоним ум наш к нему, будем жить богомудренно, в посте и молитве, в труде и пении, плача о грехах своих, всегда имея пред очами Господа и день судный. Не будем ослабевать против того, как начали. Господь сказал: в чем застану, в том и сужу. Примем к сердцу это слово, не ослабеть бы нам в смерти. Не знаем мы, когда придет час смертный, похитит душу неготовую, осудит ее на вечный огонь. Если смерть застанет нас в раскаянии: то, избавясь всего горького, получим обещанные блага».

Так поучает святитель – подвижник.

О святом Амфилохие, епископе Владимира волынского, которого ркп. святцы поставляют между святыми печерскими подвижниками, летописи говорят нам только то что он хиротонисан в 1105 году и скончался в 1122 году. В одном списке святцев сказано, что «св. Амфилохий – в пещере преставися».

Феофил, почивающий в Феодосиевой пещере, у Кальнофойского называется московским епископом. Это новгородский архиепископ, для которого сан архиепископа был причиною одних скорбей. Начало иноческой жизни полагал он в Отенской обители и при святителе Ионе был протодиаконом и ризничим кафедры. По смерти его, жребием (15 нояб. 1470 г.) он избран был в архиепископа. Монах Пимен, бывший ключником и успевший обогатиться на счет казны архиепископской, сильно домогался той же чести. Он пристал к партии недовольных в. князем и объявил своим друзьям: «пошлите меня в Киев, я согласен принять рукоположение и от Григория». Но бессовестный льстец людским слабостям скоро потерял все: он уличен был в хищении казны архиепископской; его обобрали и выгнали из города. В Москву послали за дозволением Феофилу явиться для посвящения к митрополиту. Скоро потом начались сильные волнения в Новгороде против в. князя. Напрасно «преподобный» Феофил уговаривал беспокойных искателей суеты одуматься. Имея в виду все то, что делалось тогда в польском королевстве с православными, по милости ультра-папистической партии, надобно было быть в Новгороде или слишком увлеченным земными расчетами и холодным к небу, или вовсе слепым к положению дел, чтобы желать подчинения Новгорода польскому королю. – И однако Новгород, по требованию людей своекорыстных, вступил в договор с королем польским. Феофил хотел удалиться в монастырь: но его удержали в доме архиепископа и заставили принять участие в этом договоре; для совести много значило, что в договоре настояли, чтобы православная вера оставалась неприкосновенною в новгородских владениях и отнюдь не было бы здесь костелов; о самом посвящении архиепископа сказано, что он будет посвящаться там, где угодно Новгороду. Таким образом Феофил не желал расторгать связи с московским митрополитом, верным блюстителем православия. М. Филипп не раз присылал письменные увещания Новгороду – разорвать связь с королем. Новгород решился на войну с в. князем, тогда как в то же время страшный пожар истребил в нем множество домов, 8 храмов и даже не мало людей. Шелонская битва (14 июля 1471 г.), в которой полк архиепископа, по его наставлению, не принимал участия, окончилась в пользу в. князя. Феофил заставил новгородцев просить милости у православного государя и заключен был договор с ним. В декабре Феофил посвящен был в архиепископа в Москве и выпросил у в. князя свободу 30 знаменитым новгородцам, захваченным в плен. Архипастырь мирно занимался потом церковными делами и посещал Псков для обыкновенных судных дел. В 1475 г. Иоанну донесли на неправосудие сановников Новгорода; обвинение, к несчастию Новгорода, было справедливо; два раза являлся архипастырь к в. князю с ходатайством о милосердии к виновным. Иоанн III оказал некоторое снисхождение. Но в 1477 г. новгородская знать, по своим расчетам, сама предоставила на московскому великому князю поводы требовать от Новгорода большего, чем требовал он прежде. Некоторые из знати, после того, как являлись в Москву требовать суда против своих врагов, устроили дела в Новгороде так, что явились в Москву двое чиновников веча – с признанием Иоанна государем Новгорода. При таких смутах от Новгорода потребовали, чтобы отказался он от всех древних прав своих. – И действительно, старый порядок дел Новгорода уже несогласен был с переменившимся положением России. Блаж. Феофил видел это, но не видели многие в Новгороде. Архипастырь много употребил трудов на то, чтобы как в. князь смягчил суровые свои требования, так и Новгород не был слишком настойчив на свои отжившие права не раз являлся он к в. князю с просьбами за Новгород. Иоанн сделал кое-какие уступки, но неважные. Новгород отважился снова вступить в сношения с королем, и Феофил, по званию архиепископа новгородского, вовлечен был в это дело. Иоанн (1478 г.) вошед в Новгород с войсками; новгородская кафедра лишена была многих сел и имуществ, собранных веками; затем заставили Феофила отказаться грамотою от управления епархиею и около трех лет жил он в Чудовом монастыре, сперва в тесном заключении, потом больной. На пещерной доске, закрывавшей мощи блаж. святителя, написано было следующее: «когда Феофил лежал больной в Чудовом монастыре: явился ему новгородский епископ Нифонт, почивающий в ближних пещерах, и напомнил ему обещание его поклониться печерским преподобным. Он отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась и он получил откровение, что хотя не достигнет он живым до пещер, но тело его упокоится в них, и это исполнилось». Кондак ему: «яко воистину по имени своему житие боголюбезне святителю Феофиле, преподобне соблюдшу, явися тебе Христос Спас, обещая ти живот вечный и царствие свое, в нем же днесь ликуя, не забуди нас рабов твоих».

б) Из почивших в сане священства ныне открыто почивают в Феодосиевых пещерах: игумен Пимен постник, Игнатий архимандрит, иеромонах Евфимий, Панкратий иеромонах и затворник, Лукиан священномученик и исповедник Памво. В ркп. святцах упоминаются еще преподобный Тимофей игумен, пр. Акиндин архимандрит и пр. Досифей архимандрит.

Игумен Тимофей в 1127 г. был предшественником Пимена и преемником Прохора. В 1130 г. обложил он раку пр. Феодосия серебром и золотом, на что суздальским тысяцким Юрием Симоновичем прислано было 500 гривен серебра и 50 гривен золота. Пимен постник был игуменом с 1132 г. до 1141 г. При нем подвизались св. кн. Святоша, пр. Спиридон и Никодим; Спиридона он принял и в обитель. – Об иноческом подвиие его древнее известие говорит: «мел тую благодать, иж раз тылько в тыждень (в неделю) мало едал, а безпрестанно послушание монастырское отправлял, а нигды от посту не ослобевал, и в жорнах мелючи и дрова на себе носячи, а чрез день на молитве стоял». Кальнофойский так указывает на него: «кости св. инока Пимена».

Преп. Досифей архимандрит первый принес в Россию с св. горы афонской чин пения дванадесяти псалмов и написал ответ на предложенные ему вопросы о жизни афонских иноков, невполне уцелевший в рукописях. Поскольку же об употреблении чина 12 псалмов упоминается уже в послании Симона к Поликарпу: то преп. Досифей должен быть признан предшественником преп. Акиндина. Неизвестно, когда принято им имя Феодосия, в малой ли, или великой схиме, только в назидательном повествовании его о жизни афонцев по спискам он называется то Досифеем, то Феодосием. «Послушники, говорит здесь преподобный, живут (на Афоне) по воле и благословению старца. А братия, живущие отдельно по своим келиям, держат во всю жизнь такое правило: всякий день прочитывают половину псалтири и совершают по 600 молитв: Господи Иисусе Христе! Если кто хочет прибавить: это в его воле. Сверх того полагают от 300 до 500 поклонов. Но и всякий час, сидя, ходя, лежа и занимаясь рукоделием, непрестанно с воздыханием сердечным говорят: Господи Иисусе Христе! Неумеющие грамоте совершают 7000 молитв Иисусовых, кроме поклонов и церковного правила. А более немощным – более легкое правило. Престарелым более предписывается совершать молитву Иисусову и внимание умное, а поклоны по силе. Святогорцы весьма любят молчание для Бога и бегают мятежа и бесед мирских. Скажите Бога ради и прочим братьям, кто будет спрашивать: тогда, как святые отцы на Руси имеют обыкновение прочитывать всю псалтырь в великий пост и другие посты, святогорцы живут не так: они одно держать правило во всю жизнь. Таи каждому брату надобно иметь в келии иконостас или крест и перед ним выполнять правило. Неумеющий читать должен служить рукоделием, послушанием по службе, с отсечением своей воли».

По летописи блаж. Акиндин архимандрит в 1231 г. был на посвящении ростовского епископа Кирилла. Блаж. Симон епископ называет его «мужем святым». О ревности его к жизни духовной свидетельствует то, что приказал он благочестивому и наблюдательному Поликарпу описать жизнь печерских подвижников, в память и назидание черноризцам. Поликарп, как говорит он сам, исполнял эту волю блажен. игумена «в 15 год игуменства» его. Поскольку же Поликарп с скорбию замечает, что уже 160 лет прошло, как после летописца Нестора никто не писал о печерских подвижниках, а преп. Нестор о блаженных отцах писал в летописи под 1074 г.: то 15 год игуменства Акиндинова падает на 1234 год, первый же год его – на 1219 год, и Акиндин был преемником блаж. Досифея – Феодосия.

Св. Лукиан пресвитер «в священстве и иночестве благочестно пожив», претерпел мученическую смерть при нашествии Батые в 1239 г..

Подобно св. Лукиану муки терпел за веру преп. Памво. По древнему известию, Памво «на послушании монастырском пойманный от погиан, много от них пострада, не хотячи Христа отврещися, молвил им, иж ваши боги прокляти суть, а я верую во Христа истиннаго Бога, который сотворил небо и землю; Той и мене избавит от рук ваших. Ангели визволили (освободили) его от уз и здраваго в келии посадили». Тропарь преподобному: «неленостным послушанием и отвержением воли своея крепко себя обуздав, вдался еси за Христа на муки и раны: от Него же сугубо, всечестне отче Памво, венчався, молися о душах наших». По этим известиям, преп. Памво, неупоминаемый Поликарпом, терпел страдания за веру от татар язычников. По всей вероятности это было в 1240 г. – когда иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам. Освобожденный чудесно от смерти, он почил в затворе в 1241 г.

Преп. Игнатий с 1435 г. архимандрит лавры «за святое житие», говорит о нем древнее известие, «получил от Бога дар чудес, – молитвою своею исцелял он многих недужных, – кому давали просфору освященную в служении его, получал тот исцеление». Кондак ему: «проходя, всеблаженне, добродетелию от силы в силу и всех с тобою сущих превозвышая, всем служил еси Игнатие и угождал, – тем избран всем в дому Божия Матери сущим в старейшину и вождя, в чесом паче Господеви благоугодил еси, стадо Его доброе упас; молися о нас чадех твоих».

О преп. Евфимие схимнике иеромонахе Кальнофойский пишет, что ременным крестом его благословляются приходящие в нему и некоторые больные получают исцеление; ав ркп. святцах называется он иеросхимником и молчальником. По древней записке, «як в схиму потригся, негды ни с ким, ни мало, ни велико, не мовил, окроме молитвы в церкви и в келии; жадна теж покорму (никакой пищи), который огнем роблен, не идал, окроме суроваго зелия». Преп. Панкратий священник и чудотворец, говорит таже записка, молитвою и постом и помазанием елея исцелял больных и, нелениво подвизаясь для спасения своего, угождал Господу. Кондак ему: «в постницех явился еси велик, во иереях же нарочит и в чудотворения дарех показася славен, священне отче Панкратие; тем тя чтим и ублажаем».

Из диаконов ныне открыто почивают: Акила, Макарий и Мартирий. По древней записке «преп. Акила не только не вкушал никогда вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ел мало; пищею служила ему просфора, вкушаемая раз в неделю». В кондаке еще сказано, что при таком посте «он был тверд в бдениях молитвенных». Преп. Макарий, будучи больным ребенком, обещан был Богу, если выздоровеет, и по выздоровлении отдан был печерским отцам; обученный в монастыре всему доброму, удостоился монашества и диаконства; в этом звании еще усерднее служил он Богу постом и молитвою и сподобился дара чудес. «Мартирий диакон», по древнему известию, «за великую чистоту и постнические подвиги удостоен был диаконства и дара чудес. За кого молился он стоя на амвоне, испрашивал тому нужное, или здравие или благую мысль; бесам был страшен и издали, и прогонял их молитвою; после долгих подвигов и трудов переселился к Богу, которому служил». Кальнофойский писал: «тело св. инока Мартирия диакона, поныне почивающего в стихаре».

в) С именем чудотворцев покоятся преп. Агафон, Григорий, Ипатий и Моисей. По древней записке преп. Агафон «за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больного возлагал руку, получал тот исцеление; он имел и дар пророчества, знал о времени своей смерти». Лавра молит его: «Агафон блаженный, красота постников, пророк не ложный, целитель больных! Скажи нам нечувственным, нет ли в нас пути беззакония, и наставь нас твоими молитвами на путь вечный». Пищею преп. Григория во всю жизнь служила невареная трава; он давал эту траву приходившим к нему и больные исцелялись. «Преп. Ипатий целебник служил святым отцам во времена болезни их; молитвенник и постник, он получил от Бога такой дар, что прикосновением руки исцелял больных; и ныне кто в болезни притекает к мощам его, получает исцеление». Преп. Моисей чудотворец, желая представить тело свое чистым Богу, старался умерщвлять его разными способами: носил на голом теле железный пояс и железный крест, который устроил себе сам; за такие подвиги и труды удостоился дара чудес. Кальнофойский пишет: «преподобные двое, во св. духе братия, Мартирий и Моисей положены в одном гробе, целые в святых телах своих». Ныне они покоятся отдельно.

г) В затворе приобрели спасение: преп. Афанасий, Анатолий, Кассиан, Лаврентий, Пафнутий, Шор, Софроний, у Кальнофойского и по ркп. Святцам еще Исидор. – Кондак преп. Афанасию: «ведый мира сего суету бытии тщетну, отвратился еси ея не только очима, но и всего себе всеконечне, преподобне, отвратив, затворился еси в темней пещере, в ней же в молитвах и слезах многовременне потруждся и обрет на небеси безконечную радость, молися непрестанно за души наша». По древнему известию, «тому без свечки небесная (духовная) светлость светила, – исцеление подает, кто с верою приходит». По тому же известию «преп. Кассиан, затворник и постник трудолюбивый, святым послушанием принудил бесов исповедать, что в Печерском монастыре много есть таких иноков, которые могли бы прогонять бесов, и что бесы сильно боятся святых печерских». У Кальнофойского сказано: «лежат мощи святаго инока и постника Кассияна». У Гербиния преп. Кассиан также называется постником. Преп. Лаврентию тропарь: «затворивый себе Господа ради в темней пещере, преп. отче Лаврентие, многолетне и Ему добре в ней угодивый, подаждь и нам от всякаго зла чувствия затворити и тмы страстей отвратитися и светлость получити царствия небеснаго». «Преп. Пафнутий затворник», по древнему известию, «зоставши законником (иноком).. безпрестанно плакал, воспоминаючи себе, иж придет час, когда душа с телом разлучатися будет; где станут ангели? Кому душа достанется? и який декрет (решение) Христос учинит? где мает душа достатися, чи до неба, чи до пекла? В котором плачу содержась аж до смерти, а умираючи видел хоры ангелов, которые по его душу пришли и в небо запроводили». Преп. Пиору тропарь: «затворивыйся, богоблаженне Пиоре, в месте темне и отнюдь света сего и всяких плищий (тревог) в нем сущих зрети не хотевый, света же днесь невечерняго яко сподобился, моли и нам светом тем же озаритися». У Кальнофойского замечено: «мощи преп. старца и отца нашего Пиора; только ноги видны, а прочее тело засыпала земля». Преп. Софроний затворник, по древнему известию, каждый день прочитывал псалтырь, всегда носил власяницу и еще носил на теле железный пояс.

Постники: Вениамин, Захария, Зинон, Иосиф; схимники: Силуан и Сисой, у Кальнофойского старцы: Евлогий и Даниил. По древнему известию преп. Вениамин «был купцом великим. – Той единаго часу в церкви слухаючи пильно (внимательно) набоженства (благочестие) церковнаго, почул оное слово с псалма: погубиши вся глаголющые лжу, взял себе тое в память, мовячи: если Господь Бог погубит глаголящия лжу, то и купцов, бо купечество без лжи не может ся обойти; а потом, почувши слово, яко не удобь богатии внидут в царствие небесное, раздал все имение нищим и на церкви и зостал иноком, угождаючи Господу Богу в постах и молитвах аж до смерти». Кальнофойский пишет: «святый отец Вениамин лежит в осмоленной колоде». «Преп. Захария, постник, постановил «себе до смерти ничего печенаго, а ни варенаго, не исти, тылько суровие ярены (зерны ярового хлеба) и то раз в день, мало, по заходе солнца, едал, и так був страшный бесам, же имя его гды кто спомвил боялись: той и ангели часто видал». «Преп. Зинон, постник и трудолюбец, многими добродетельнаго иноческого жития подвиги, постом, молитвами, смирением, послушанием благоугоди Богови». Кальнофойский писал: «почил после трудов своих благословенный инок Зинон; в теле целом лежит». Преп. Силуану тропарь: «многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения приемый благодать чудотворения и к Богу велие дерзновение стяжавый, постником красота, Силуане, Тому молися, да подаст нам мир и велию милость». Древнее известие говорит, что раз «злодее прийшли красти; молитвою связал он, же не могли рушитися (двинуться) с места чрез три дни, а потом оных наказавши и до покаяния приведши, пустил». По канону, преп. Силуан «ревнитель чистоты и хранитель садовый, татей – плоды окрасти хотящих» связал. Преподобный Сисой схимник, живя в пещере постнически, постом и молитвою усмирил чувственные страсти; он узнал; день преставления своего и ныне подает исцеления приходящим с верою. По ркп. святцам он был канонархистом и конечно прежде, чем принял схиму. Преп. Иосиф болезненный, много лет хворая, обещался служить в Печерском монастыре до смерти, если Господь поднимет его. Бог услышал его и он выздоровел: поступив в монастырь, усердно трудился до смерти, угождая Господу Богу постом и молитвою и служа братии. Правая рука почившего преп. Иосифа остается в положении молящейся: три первые перста соединены вместе, два последние, безыменный и малый, пригнуты к ладони.

д) Канонархисты: Геронтий и Леонтий, «в младых летах постриглися в образ иноческий и жили угождаючи Господу Богу в постах и молитвах, подобячися совершенным святым отцем».

е) Странническую жизнь проводил преп. Аммонии, полное бескорыстие стяжал Мардарий, молчанием спасался Феодор, Паисий и Меркурий жили в братской любви. Преп. Аммоний, по словам кондака, много странствовал в жизнь свою. По древнему известию, «за благословением игумена ходил до Святой горы и до Иерусалима, кланяючись местам святым и ревнуючи житию святых великих отцев, а потом вернувшися, так жил святобливо (свято), иж за него многие вызорунок (образец) жития иноческого брали у старости». Преп. Мардарий по ркп. святцам «нестяжательный», по древней надписи «безкелейный» С тех пор, как стал он иноком, «не только старался хранить пост, молитву и послушание, но приучил себя полному бескорыстию, так что ничего не хотел держать в кельи своей, кроме одежды, которую носил на себе». Преп. Даисий и Меркурий «жили в братской любви и просили Господа, что бы нигде не разлучал Он их. Господь дал им по молитве их: на земле жили они в одной келье и по смерти положены вместе, и на небе наслаждаются вместе радостию у Христа Господа». Любовь не умирает, сказал апостол.

ж) Трудолюбивые: Арсений, Логгин вратарь, Нестор некнижный, Павел и Руф послушливые. О пр. Арсении древнее известие говорит, что «его никогда не видали праздным, а всегда то молился он, то выполнял послушание монастырское; пищи не принимал никогда прежде захождения солнца». По словам Кальнофойского, «лежит над другим в пещере». Преп. Логгин исполнял послушание вратаря; «он имел, по древнему известию, такой дар от Господа, что знал мысли людей, с какими кто входил в монастырь и с какими выходил; кого видел с дурными мыслями, напоминал тому, чтобы отстал от злой мысли своей, грозя ему гневом Господа Бога». Преп. Нестор, по древнему известию, «не книжный, не тот, что написал летописец о Руссии, а другой; этот был неученый и рода простого. Оставив свет и хлопоты мирские, так горячо служил Господу, что, слушая благочестивые поучения, никогда не дремал, молясь не думал ни о чем другом, как о Боге и о том, что говорил языком; день от дня стараясь быть лучшим, он видал при молитвах ангелов и Самого Христа, и узнал день смерти своей». Преп. Павел послушливый, приняв на себя иноческий образ в Печерском монастыре, безропотно выполнял послушание, какое ни назначал ему настоятель, и никогда не был праздным, во время свободное от послушания усердно молол жерновами, изнуряя тело свое. Преп. Руфу послушливому кондак: «честна смерть твоя, преподобне Руфе, пред Господем; честне бо и преподобне жизнь твою в послушании святом препроводил еси; – тем тя почитаем, яко послушником образ и наставника». По древнему известию, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе.

з) Князь Феодор и Тит – воин почивают также нетленные. По древнему известию, «преп. Тит воин, когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертию дано ему знать, что Господь простил грехи его». Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православия на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их. Искренний христианин и ревностный сын православия, кн. Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от православия для Ядвиги, стал теснить св. веру и права русских: к. Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 г. несколько раз разбивал поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. – Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы, неприязненные православию. Когда же Ягелло. переменился в отношениях своих к православию, кн. Феодор примирился с Польшею и, в 1435, освободясь из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности после жаркой битвы с татарами 1438 г., когда, по словам современника, «пал цвет русского дворянства», кн. Феодор удалился в Печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище. Древнее печерское известие говорит о нем: «оставиши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасении своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь отличался «смиренным послушанием и белмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от ko­to независимою и шумною жизнию! Подлинник изображает его: «преп. Феодор князь Острожский – надсед; брада – наконец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки на крест держит у сердца».

Таким образом видим, что большая часть угодников, почивающих в Феодосиевой пещере, по ясным указаниям памятников, принадлежала кончиною XIII–ХV в. После сего становится вероятным само по себе, что и те, которых время не указано ни в записках пещерных, ни в летописях, относились к тому же времени. Это видно еще и из того, что никто из почивающих в Антониевой пещере не кончил подвига своего позже 1220 г. и никто из почивающих в Феодосиевой пещере не описан ни Симоном, ни Поликарпом.

Тайновидец пишет: «и взглянул я, и се Агнец стоит на горе Сионе и с Ним сто сорок четыре тысячи, у коих имя Отца написано на челах. – Это суть те, которые не осквернились с женами; ибо они девственники; они идут за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Никто не мог научиться песни той, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных с земли» (Апок.14:1, 3, 4). «Куда идет Агнец, говорит блаженный Августин, идет так, что с Ним могут идти не кто другие, как души девственные? Куда идет Он? Какие это жилища покоя? Это места, где удовольствия бесконечно более высокие, чем суетные, безвкусные, обманчивые наслаждения мира. Это даже не те места покоя, которые даны будут в царствии Божием не-девственникам. Это совсем другие жилища. Радостию девственников будет Сам Иисус, радость чрез Иисуса и в Иисусе. Это радость особого рода, не общая с радостию других святых. Другие святые, которые не будут следовать за Агнцем, будут видеть сопутствие девственников Агнцу, во не станут завидовать тому: они будут радоваться их счастию. Они не будут петь песни, а станут слушать, и в драгоценном преимуществе, которым те будут наслаждаться, найдут свою радость».

Примечания
1* При сличении вида пещеры Феодосиевой у Кальнофойского с видом Гербинии (Kiowia subterranea, lenae 1675) открывается, что линия пещеры на юго-западе, после 1638 г., несколько изменена и без сомнения вследствие землетрясения, произведшего повреждения особенно в варяжской пещере, которая шла на юг от юго-западного угла нынешней Феодосиевой пещеры. – При исправлении повреждений пещеры, мощи некоторых святых положены в других местах; – надобно прибавить, что у Гербиния на рисунке пещеры указано несколько мощей безыменных. Конечно имена преподобных отысканы впоследствии – по синодикам и другим записям.
2* Это писание с кондаками и тропарями недавно напечатано в книжке: «краткие сказания о жизни и подвигах св. отцов дальних пещер», R. 1862 г. Издатель полагает, что «описаниеа составлено в одно время с кондаками и тропарями, которых сочинителем признает он Мелетия у Сирига. С мыслию о его времени «описания» нельзя согласиться, как по числу описываемых святых, так и потому, что у Гербиния нет и намека на это описание. Малорусское описание важно тем, что взято с древних надписей, бывших на досках, закрывавших пещеры с мощами. Шесть из таких досок поныне целы и славянские надписи их говорят о шести пещерниках то же, что видим в малорусском описания. Канон преподобным дальней пещеры (К. 1855 г.) написан позже тропарей и кондаков, и он менее их важен для истории.
3* Кальнофойский показывает в Феодосиевой пещере мощи: затворника Исидора, старца Евлогия и старца Даниила; но ныне их не видно. Русский посланник св. мест 1634 г. Василий Гагара игумен: „много полестинския земли прошел и грузинскую – и ефиопскую – и мутьянскую и сербскую – и нигде столько не нашел святых мощей чудотворцев что в Киеве в пещерах мнозии Святии во плоти опочивают нетленными, от Бога почтени, чудотворцов за 200; а инии токмо мощи лежат, и тех сказывают не одна тысяча Святых“. – Сказ. русс. народа, изд. Сахарова, 2, 4, 121.
4* Прибавл. к твор. отд. 2, 219, 293.
5* Степ. кн. 1, 223.
6* Каталог новгор. соф. б. № 203. Отеческие святцы 1718 г.
7* Kiowia Subterranea p. 112. Iense 1675. Малорусское известие говорит: «преп. Иларион схимник такового воздержания был, иж в тыждень (в неделю) раз тилко и то мало что едал, ревнуючи преп. Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много день и нощь с коленопреклонением и слезами творящи, угодил Господу Богу». – Ии сожалению, не сохранилась доска пещерная с надписью, закрывавшая мощи схимника Илариона, чтобы судить, не прибавило ли чего от себя малорусское известие о схимнике Иларионе. Как бы то ни было, нельзя видеть в Иларионе Феодосиевой пещеры того послушника Феодосиева Илариона, о котором говорится в Несторовом житии Феодосия. а) Иларион Феодосиева жития – послушник, а не схимник; б) м. Иларион имел, как сказали мы, особенные права на то, чтобы почивать в Феодосиевой пещере; по не видно причины, почему один послушник Феодосия оставлен в Феодосиевой пещере, тогда как современные Антонию и Феодосию подвижники почивают в Антониевой пещере; – в) по ркп. святцам показан в Киеве между святыми митр. Иларион, но не показано никакого другого Илариона. г) Отзывы патерика и Сирига – ясны.
8* Послание Симона в памят. XII в. стр. 256. Симон употребляет слово „священства“, но при сличении с Нестором и по связи мысли видно, что разумеет он святительство.
9* Собр. л. 1, 67.
10* Прибавл. к твор. отц. 2, 255.
11* Никон. л. 1, 139.
12* Gieseler Kirchegesch. B. 2. Th. 1. S. 342.
13* Прибавл. к твор. Отц. 2, 287, 288. 255. Чтен. общ. ист. 1848 г.
14* Конисский об унии, в Чтен. общ. нст. 1846 г. стр. 7.
15* Соб. л. 1, 69. 247. 248. По месяцесловам освящение Георгиевского храма полагалось в 1045 г. Но это ошибка: «и святи ю Ларионом митрополитом», говорит пролог ХIV в. ист. рус. цер. 1,149. 150. В Киевлянине на 1850 г. стр. 66. 67. напечатано сказание – древнего пролога.
16* Новгр. 2 летоп. под 1055 г. упоминает о м. Евфреме (соб. л.3:122); но она составлена в 16 в. и потому не имеет права на полное доверие в себе. Пo Несторову житию пр. Феодосия в 1068 г. видим м. Георгия (ист. рус. цер. 1. 198). И так вероятно, кончина св. Илариона последовала в 1066 г. В одном списке Святцев сказано: «преставися 6579 (1071) г.» Но это – неверно.
17* Изд. в приб. к твор. отд. 2.
18* Пролог 21 нояб.
19* Слово изд. в приб. к твор. отц. 2, 293–295. с ркп. XIV в. Оно же по ркп. ХIII в. изд. в Изв. акад. 5, 223. 224. Мы будем следовать последнему изданию в своем переводе.
20* Собр. л. 1, 119. 128. II, 9. 287. 292. VII, 20. 24. Никон. л. 2, 38. 54.
21* Ист. ак. 1. № 279. Собр. л. 3, 141. 4, 235. 236. 6, 191. Степ. кн. 2, 102.
22* Акт. Э. 1. № 87. Степ. кн. 2, 106.
23* Ист. ак. 1 № 380. 281. Степ. кн. 2, 106–107.
24* Ак. Э. № 90. 91. 92. 93. Собр. л. 3, 142. Карам. 6. пр. 66. Степ. кн. 2, 108–116.
25* Собр. л. 3, 183. 4, 150. 6, 194. Степ. кн. 2, 119.
26* Собр. л. 4, 246, 254. Грамота его в Псков о святительском суде в ист. ак. 1. №287.
27* Собр. л. 4, 252. 6, 201–205. Степ. кн. 2, 120. 121.
28* Степ. кн. 2, 125–131. Грамот. его с отречением от кафедры в ак. э. 1. стр. 476–477. Новгор. лет. (собр. л. III, 138. IV, 152. VI, 19.) говорят: «посади его в монастыри у Чуда и сидел полтретья лета, ту и преставися». – Так как Феофил взят в Москву в январе 1480 г., то кончину его по тому счету надлежало бы отнесть к средине 1482 г. Но невероятно, чтобы и после смерти его не назначили преемника ему Сергия целый год. Итак надобно доложить, что два года с половиною были временем самого тесного заключения, потом страдалец с полгода лежал больным; больному предоставили свободу пребывать, где хочет, и он весною 1483 г. отправился в Киев.
29* Опис. Киев. лавры 112. 187. Святыни Киева 60. 61. Малорусское известие; «преп. Феофил, епископ новгородский, которому в хоробе указался преподобный Нифонт, мовячи: иж обещался поклонитеся святым печерским, а не исполнил еси ... але гды приехали ко Днепру, указался ему Христос, ознаймуючи ему кончину и обеща душу его прияти, тилько не хай тело твое положат в печере и так преставился, котораго в колоде Днепром дущеное аж под печеру приплыло и ту положено».
30* Опис. лавры стр. 131. 132. 113. Но здесь ошибочно сказано, что Тимофей поставлен в 1124 г. Прохор скончался 15 ноября 1127 г. (Собр. л. 2, 10. 12. 293). Пимена постника Феодосиевой пещеры не надобно смешивать ни с Пименом многоболезненным (7 авгус.), ни с Пименом сподвижником Кукши (27 авг.): эти оба в Антониевой пещере.
31* Ответ напеч. в прибавл. к твор. отцов 6, 134. 135. По рукописи Погодина „правило“ с такою надписью: «правило св. Горы; принес архим. печерский Феодосий, како есмы от св. Горы пришли». У Толстого II, 63. тоже с именем Досифея. Этим объясняются, почему м. Евгений во 2 изд. описания лавры исключил Досифея в списке настоятелей: Досифей и Феодосий, скончав. в 1219 г. (Опис. лавры стр. 133) – одно и то же лице.
32* Собр. л. 1, 194.
33* В приложении к житию Агапита Поликарп пишет: „поскольку твое преподобие повелевает, то я пишу, как постигаю твоим умом и сколько помогает память, хотя и неудачно. Пусть написанное останется будущим после нас на пользу, как и блаж. Нестор написал в летописи о блаж. отцах Дамиане, Иеримие, Матфие и Исаакие и как в житии св. Антония написанны все жития их, хотя и кратко. – Я буду говорить о черноризцах открыто, не таясь, как уже и сказал об них. Вот я говорю о них в 15 лето твоего игуменства, а в продолжении 160 лет доселе не было упоминаемо о них в 15 лето твоего игуменства, а в продолжении 160 лет доселе не было упоминаемо о них».
34* Надпись на старинной доске с изображением святого: «Лукиан священомученик пострадал от Батые около 1243 г.» Показание, очевидно, неопределенное.
35* Опис. лавры стр. 137. Здесь преемники преп. Игнатия до Мелетия Бокуринского показаны весьма сбивчиво и неверно. – Имея в виду ркп. софийский синодик и поверив его грамотами, представляем преемников св. Игнатия: 27 – Николай в 1446 г. свидетельствовал духовную к. Владимира Андреевича. (Опис. Муз. 111); – а в 1463 г. слушал рассказ о пасхальном приветствии преподобных (сент. 21); 28 – Иоанн 2; 29 – Иоасаф; 30 – Феодосий Войнилович с 1480 до 1491 г. (Акт. зап. Рос. ). № 66. 111), 31 Макарий, слуцкий архимандрит, с 1492 г. (ibid. № 99); 32 – Филарет 1500–1505 г. (Акт. зап. Рос. 2. Λ1. 46.). 33 – Вассиан Шишка, упом. в грам. 28 ноб. 1506 г. (ibid.) № 1. 46); 34 – Иона был на соборе 1509 г., 35 – Сильвестр, 36 – Григорий, 37 – Петр, 38 – Игнатий в 1522 г. испросил грамоту на общежитие (Акт. зап. Рос. 2. № 112): 39 – Антоний с 23 апр. 1524 г., но по грамоте 17 июля 1525 г. уступил место Игнатию, а сам поступил в Овручский монастырь. В июле 1528 г. по ходатайству киев. воеводы Немировича, снова настоятель лавры. (Акт. зап. Рос. 2. № 126. 135. 154); 40 – Иоаким в 1532 г. переведен из Выдубицкого монастыря, 41 – Протасий с 1535 г. 42 – Софроний, известный по грамотам 1540 и 1541 г. (Акт. зап. Рос. 2. № 204. 210); 43 – Вассиан грам. 1542 назначен из архим. минского (Акт. зап. Рос. 2. № 216. 3. №1); 44: – Иосиф архим. 1550 г. (Акт. зап. Рос. 3. № 112); 45 – Иларион Песочинский 1559–1566 г., 46 – Геннадий, 47 – Мелетий.
36* По переводу описания лавры (стр. 288) у Кальнофойского крест Евфимия «раменный»: но в подлиннике rzemienny krzyz. Кальнофойский пишет: «преп. иеросхимонах Евфимий: знак того – ременный крест на святом; приходящие благословляются им и некоторые больные исцеляются». К сожалению, перевод м. Евгения часто не точен. Напр. Кальнофойский определенно говорит, целое ли тело святого лежит или только кости его? – Под № 52 «преподобные двое, во св. Духе братья, Мартирий и Моисей, положены в одном гробе; целые в телах своих». Последних слов нет у м. Евгения. Под № 36 «кости святаго инока Пимена», у Евгения – мощи. Под № 55. 56. 65 – многое не переведено.
37* Надпись на пещерной доске: «преп. отец наш Вениамин, бесчисленными, в мире живя, обвязан был куплями житейскими. Егда же слыша словеса евангелия, яко неудобь богати внидут в царствие небесное, абие измени богатство на нищету произвольную Христа ради и раздав имение все требующим, сам присовокупился к нищим в духе, преп. отцем печерским, с ними же добре потрудися, пройде душею к подвигоположнику Христу прияти венед победы. Мощи его святые зде нетленно почивают».
38* Надпись на доске пещерной: «преп. Арсений трудолюбивый никогда же являшеся празден, но всегда или моляшеся или послушание делаше монастырское; хлеба не вкушаше, разве по захождении солнца. Ныне же во свете немерцающем видения лица Божия наслаждается». Почти то же в малорус. известии.
39* Надпись на доске пещерной: «преп. Логгин, вратарь печерский, свято и праведно моностырское проходя послушание, сицеваго от Всеведца Бога сподобился дара чудотворения, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенные; добрых во благом предложении ѵтверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном житии, отъидя к Господу, есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник».
40* Опис. лавры стр. 111–113. 288. Святыни Киева стран. 60–65.
41* Слав. древняя надпись на уцелевшей пещерной доске: «преп. Тит воин, бывший на брани, поражен бе во главу оружием, едва не смертне и сего ради остави воинствование; мало нечто возмог, прииде в монастырь печерский и прият быв от ту живущих преподобных отцев, облекся в чин иноческий и доблественно подвизался постом и молитвою противу невидимых супостат, вооружися, слезами же безпрестанными, толику сниска благодать, яко извеидено бысть ему прежде смерти о отпущении грехом в его. После переселилыя духом на небо к торжествующим ликом, доброподвижное же тело его зде положенное почивает». Украинское известие короче.
42* Перлштейна острог в Чтен. общ. ист. 4. смесь стр. 139, 140. На величавых развалинах замкового Богоявленского храма надпись: 6921 (1414). Храм Печерской, обращенный в 17 в. в костел, по визитационной книге, основан кн. Феодором Васильевичем, будто бы для домиканцев митр. Исидора. Но в 1442 г. кн. Феодора уже не было в живых. Несецкий (Aerbarz. УИ, 178) в свое время читал в городских львовских книгах запись о том, что кн. Феодор построил в Галиче клироскую церковь и дал для содержания село Перечинское.
43* Длугош lib. XI., Крамер lib. XX. Зубрицкий о червонной Руси стр. 279. 300–309. 320, 323. В 1440 г. уже не видим кн. Феодора в числе деятелей южной Руси; в 1446 и 1447 г. видим в Остроге кн. Василия Феодоровича. Зубрицкие стр. 333.335.346–348. Киевлянин на 1840 г. стр. 83–85. 146.
44* Буслаева рус. словесн. и искусства 2, 356.