Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Антония Сийского

 Преставление преподобного Антония Сийского

Родители блаженного Антония, в мире Андрея, были богатые и благочестивые земледельцы Двинской волости, деревни Кехты, вышедшие из Новгорода. Андрей был старший сын их и был даровитый и красивый собой; отданный учиться грамоте, он скоро выучился ей; потом научился иконописанию; войдя в силы отрока, он почтителен был к родителям, но не имел охоты к их занятию, к земледелию; любимым занятием его было писать иконы, потом ходить в храм Божий. По смерти родителей, отправился он в Новгород и там пять лет служил у одного боярина; по совету его вступил в брак, но через год жена умерла, и он решился расстаться с суетой мира. Возвратясь в дом свой, он роздал свою часть нищим и в одной одежде отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. На дороге, заснув, видел он во сне: муж благолепный, с крестом в руке, говорил ему: «возьми крест свой и не бойся вступить в подвиг», и осенил его крестом. Проснувшись, провёл он остальную ночь в молитве. Блаженный Пахомий, облёкши его в иноческую одежду с именем Антония, держал его в своей келье. Ему было 30 лет и это было в 1508 г., Антоний прежде всех являлся в храм на молитву; трудился на поварне, нося воду и готовя дрова; пищу принимал через день и то не до сытости; память о смерти и суде постоянно хранил в сердце. Посвящённый в иеромонашество, один совершал служение в храме, – другого иеромонаха не было, – и вместе с тем ходил на работы наравне с прочими; и здоровье его было так крепко, что мог он трудиться за двух.

По любви к пустынному уединению, по благословению игумена, оставил он Пахомиеву пустынь и с двумя братьями, Александром и Иоакимом, отправился на реку Шелексну; здесь избрано место для пустынной жизни, поставлен небольшой храм св. Николая и несколько келий, это было в 1513 г. К трём пустынникам присоединились ещё четыре инока, и преподобный прожил здесь семь лет. Соседние жители стали теснить пустынников, и они ушли ещё дальше на север.

В глухом севере зверолов показал пустынникам место удобное для пустынной жизни, Михайлов остров, окружённый глубокими озёрами и омываемый с одной стороны рекой Сией, вытекающею из озёр. Место было совершенно дикое, тундра и лес, озёра и чащи непролазные; оленей, лисиц, медведей, волков – множество, и только по временам звероловы заходили сюда, гоняясь за зверем, но ещё не обитал здесь человек. Антоний поставил тут часовню и для себя с братией хижину. Это было в 1520 г., на 42 году жизни Антониевой. Три года проведено здесь в крайней скудости и в тяжёлом труде: Антоний очищал лес и копал землю, чтобы сделать место сносным для житья; братия начинали роптать на скудость; но неожиданно неизвестный христолюбец доставил им хлеб, муку, масло и сверх того деньги на построение обители. Сборщик доходов Новгородского архиепископа Василий Бебрь, в уверенности, что у Антония много денег, вздумал добыть богатый доход для себя; он послал известных ему людей ограбить пустынников; но после сам с раскаянием говорил Антонию, что хищникам представилось, будто обитель окружена стражей. – С того времени начали посещать пустынь Антония богомольцы и доставлять средства к жизни.

Когда число учеников умножилось, – два старшие Александр и Исаия отправлены в Москву испросить у В. КН. Василия дозволение занять дикое место пустынной обителью, и получена грамота; тогда построили обширный деревянный храм Св. Троицы. Местный храмовой образ написан был самим Антонием и с молебным пением поставлен в иконостас. Раз после утреннего пения оставили не загашенную свечу; храм объят был пламенем, когда вся братия была на работе с Антонием; весь храм и вся утварь сгорели, осталась только Антониева икона Св. Троицы. Построен новый храм и другой тёплый при трапезе. По общей просьбе братии, Антоний принял звание игумена, но продолжал быть примером любви к труду; он каждый день был в храме при каждом Богослужении, и потом в худой одежде то чистил он лес, то трудился на пашне, то занимался иконной работой. Праздности не любил ни в себе, ни в других; о больных заботился с отеческой любовью; пища и одежда были у него для всех одинаковые; нетрезвость считал нетерпимым грехом. – Преподобный внушал братии никогда не увлекаться гневом, жить в кротости, терпении и любви. Ещё при жизни Антония при иконе Св. Троицы получались исцеления.

Распространившаяся слава об Антонии не веселила Антония; посетители и хлопоты начальствования были докучливы, отнимая время у безмолвия. Потому, избрав на своё место ученика Феоктиста, Антоний с одним простым иноком поселился в месте мало доступном: место окружено было торами, как стенами, горы покрыты лесом, при подошве гор озеро Падунь; на скате горы между берёзами поставлена была часовня с кельей, и здесь-то Антоний начал подвизаться в безмолвии. Ночи проводимы были в молитве, а днём трудами рук своих добывал он себе пропитание; в знойные дни садился обнажённый до пояса, и комары терзали тело его. Так прошло два года.

Феоктист отказался от игуменства, и братия объявили Антонию, что если он не примет опять игуменства, они разойдутся в разные стороны. Антоний принуждён был опять игуменствовать.

Перед кончиной своей, по просьбе учеников, оставил он духовную грамоту. «Братия и отцы!» писал он, «видите, постигла меня грешного старость, – часто подвергаюсь болезни, которой и теперь отягчён. Все болезни мои говорят мне об одном – о смерти и о страшном суде той жизни. Сердце моё смущено от грозного исхода, и страх смерти напал на меня. – Вы любовью своей понуждаете меня грешного написать, как вам жить после моей смерти. Господь Бог видит мои беззакония и в ваших глазах мои грехи. Вы просите превышающее силы мои, – Вы видели, – не был я примером ни одной добродетели. Вы называли меня грешного отцом своим, пастырем и учителем; но я не пастырь и не учитель. Один есть Пастырь Христос. Неразумием своим я грешный разорял ваше Богоугодное житие. Но не отчаиваюсь я в своём спасении, а надеюсь на милость Божию и на ваши молитвы. Бог говорит: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние». Святыми молитвами вашими, по слову пророка, возлагаю на Господа печаль мою: пусть творит со мной, что Ему угодно; Он хочет, чтобы все спаслись и пришли в уразумение истины.

«Много бы нужно писать вам из св. Писания. Но вы знаете, что я умею грамоте лишь отчасти; да и боюсь Владыки моего Христа, Который сказал, что прежде надобно самому делать и потом учить. Так, поручаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой Матери Его и преп. Сергию. Назначаю вам в монастырь, по вашей просьбе, строителя старца Кирилла; пусть с ним священники соборно решают монастырские дела в трапезе, при всей братии. Если иные строптивые и раскольники не захотят жить по монастырскому чину, не станут повиноваться строителю и братии, – выгонять их из обители в страх прочим; если же такой возвратится с раскаянием, то принять его, как своего, простить и не считать врагом, а братом... Прежде всего имейте страх Божий в душе, да вселится в вас Дух Святой и научит вас всякой истине. Живите общей жизнью, по духу и телу, в пище и одежде, по заповеди св. отцов. Строитель пусть довольствуется братской трапезой, не прибавляя себе ничего; то же – в одежде и обуви, разве по особенному усмотрению. – Не держите хмельного в монастыре и не принимайте от христолюбивых. – Женский пол отнюдь не должен ночевать в монастыре, и миряне не должны ночевать в кельях вместе с братиями. – Поите и кормите бедных досыта; подавайте милостыню, чтобы не обеднело это святое место. Здоровые из братии, для своего спасения, не должны оставаться без работ. Не дозволяйте ставить дворов вокруг монастыря; скотный двор пусть стоит за озером. – Молю вас, храните это.

Да будет с вами милость Божия и Пречистой Богородицы и молитвы преп. Сергия, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Передав управление обителью ученику своему, преп. Антоний мирно почил на 79 году жизни своей, дек. 7, 1556 г..

Память преп. Антония установлено праздновать в 1579 г. По писцовой книге 1627 г. видим в Сийской обители храм во имя преп. Антония Сийского. Верный раб Божий прославился множеством чудес, которые совершались то при мощах его, то явлениями его в доме больных, или на море. Вот один из замечательных случаев. Священник соседнего села Харитон, по обыкновенной зависти, возбуждал ропот против обители между окрестными жителями и хулил и преподобного основателя её. Раз шёл он к вечерне и внезапно ослеп. Спустя несколько дней понял он грех свой и стал каяться в том; когда призвал он на помощь Антония, зрение возвратилось ему, и после того поступил он в Сийский монастырь.

Преподобный Сийский любил писать св. иконы. В обители и его остаётся руки его, кроме чудотворного образа Св. Троицы, икона Богоматери; во многих других местах Архангелского края ещё целы иконы искусного письма его. При нём многие из братии занимались писанием икон. Эта любовь к иконописанию долго оставалась в его обители и после его кончины. Ныне хранится там книга с рисунками ΧVII в.. I Преподобный и по кончине одним из чудес показал, что украшать храмы иконами считает он за дело святое. Питирим, бывший игумен Комельской Николаевской обители, живя на покое в Сийском монастыре, много занимался писанием икон новых и поновлением старых; но он стал тяжко болен; болезнь усилилась наконец до того, что он близок был к смерти. В тонком сне видит он, что от гробницы преподобного идёт в келью его старец, согбенный летами, но благолепный, покрытый сединами. «Хочешь ли быть здоровым и окончить начатое?» спросил больного старец. «Хочу, но не могу», отвечал Питирим. «Св. Троица исцеляет тебя, сказал явившийся; не ослабевай в деле твоём; я настоятель Антоний пришёл посетить тебя в болезни». – Питирим почувствовал себя здоровым.

Купец плыл с товаром к устью Двины, – в карбазе его была и монастырская рыба, – поднялась буря, волны катились горами; пловцы отчаялись в спасении. Неожиданно купец видит вблизи себя старца, который мантией прогоняет волны от карбаза. «Ты призываешь многих на помощь, сказал он изумлённому, а меня не зовёшь, хотя тут есть собственность нашей обители, но – Бог устроит тишину». – Кто ты, человек Божий? спросил пловец. Явившийся назвал себя Антонием и стал невидим. С той минуты море стало утихать, и подул попутный ветер. – Купец прибыл в монастырь и принял здесь пострижение в иночество.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Антония, описанное со слов очевидцев и сотрудников Антония царевичем Иоанном в 1589 году, у Царского № 85. 86, иером. Ионой в б. общ. ист. № 39. 40, у Ундольского первое под № 285, второе под № 284. Послесловие царевича у Карамз. IX, пр. 612
2* Мощи блаженного Пахомия почивают в основанной им, поныне упразднённой, Канской или Кенской пустыни (свед. о монаст. 16); в ркп. святцах помещено имя его, но ни год, ни день кончины его не показаны. По житию преп. Антония можем полагать, что Пахомий скончался около 1520 г.
3* Свед. о мон., стр. 17. В службе на 7 дек.: «содержа в уме вечные утехи Небесного Царствия, ты оставил всё земное, терпел много напастей и изгнания и от всего избавил тебя Даровавший тебе вечную жизнь». Минея, Μ. 1645 г.
4* Об этом говорит и церк. служба: «не устрашила тебя, блаженный, ни долгота лет, ни скорби пустыни, ни нападение разбойников; у тебя одно было в виду – для Христа умереть в пустыни». Минея, Μ. 1645 г.
5* Словарь Максимовича, 1, 164–168. В Синод. б. в ркп. XVI в. № 814, есть устав Сийского монастыря, составленный по обиходу Сергиевой лавры и монастыря Кириллова; но едва ли писан он преп. Антонием.
6* Пролог 7 дек. Церковная служба: «единаго лета ко осмидесяти в течении своем не докончал еси, блаженный». По ркп. святцам, «преставися в л. 7065 дек. 7 д.».
7* Послесловие царевича: «списано бысть сие: канон его 8720, – а житие его – л. 8088-го... Во время то прииде игумен Питирим обители блаженнаго и с ним ученик преподобнаго Фнлофей, его жития первый списатель... Приидоша ко отцу моему, да повелит его благородствие почитати его, якоже и всех святых; при цреосв. Антонии митрополите, иже первее бысть архиепископ граду Полоцку, – приидоша старцы. Он, по повелению царя и по соборном изложении, изложи праздновати преп. отцу Антонию» Карамз. IX. пр. 612. Акт. ист. 3, № 95.
8* Записка для обозр. Рус. древн., стр. 40. СПб. 1851 г. Сийский мон. в северн. архиве за 1826 г., ч. 19, стр. 142. 147.