† Прест. преп. Нила Столбенского
Рождение и воспитание преп. Нила было в погосте Жабенском Деревской пятины, что ныне в Валдайском уезде. Нил с юных лет отличался кротостью и стремился в пустыню. – Повинуясь внутреннему влечению, он постригся (1505 г.) в иночество в Крыпецкой обители преп. Саввы. Почти десять лет провёл здесь в подвигах общежития. Потом, по благословению игумена, решился на отшельническую жизнь и удалился на р. Серемлю (тогда Ржевского, ныне Осташковского уезда). Здесь поставив хижину, довольствовал он тело своё только травами, а дух насыщал молитвой и Богомыслием. Мнимый чтитель Евангелия скажет; к чему такая суровость к себе? «Умный боится и убегает зла, а глупый смел и самонадеян» (Притч. 14:16), говорит Боговдохновенный мудрец. Спаситель поучает: «широкия врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13). Блаж. Нил не давал простора желаниям плоти и жил по духу, для Господа. Потому-то и Господь был с ним. Раз хотели напасть на него злые люди; он вышел к ним навстречу с иконой Богоматери, а они бежали. – К нему приходили многие за наставлениями и с просьбой о молитве; жизнь его была полезна для многих. Но он считал себя не утвердившимся в добре, а известность имени его – опасной для души. Потому сильно желал он безмолвия, – Раз после молитвы дремал он и услышал голос: «Нил!! иди на озеро Селигер, там на острове Столбенском можешь спастись». Узнав расспросами от приходивших к нему, где и каков Столбенский остров, Нил, в радости о готовом для него безмолвии, решился оставить не совсем покойное место своё. Поныне часовня и келья, окружённые группой вековых деревьев, остаются памятником пребывания преподобного на Серемле, составляя предмет благоговейного уважения для окрестных жителей. Здесь преподобный Нил прожил 13 лет.
Столбенский остров на озере Селигере, заключая в себе около 8 десятин пространства, в XVI веке весь покрыт был дремучим лесом. От нынешнего г. Осташкова, если плыть водой, он в 9 верстах. Преподобный Нил рад был такому тихому месту. На первый раз он выкопал здесь в горе пещеру и прожил в ней зиму (1528 г.). – Потом поставил себе небольшую келью и часовню, для овощей возделал он землю; а без того питался ягодами и травой. Отшельник утешался тем, что славил Господа вместе с природой, не развлекаясь людьми. – Плоть не докучала ему, – он – подвижник не одного года. Духу была свобода славить Господа своего.
Отшельник не просил у людей, ничем не тревожил их. Казалось бы, и им не за-что тревожить его. Но таковы страсти людские были и будут: они восстают со злостью на пустынника и за то одно: зачем он не живёт так, как живут другие? Зачем он в пустыне, а не в миру? А тут смотри, и житейская мудрость подаёт свой голос: к чему эти пустынники? Податей не платят. А услуги нравственной жизни обществу? Ну, – впереди их расчёты корысти подскажут свою умную претензию. Пусть для Селигерцев остров вовсе был бесполезен, при множестве лесов и пустошей; но зачем он будет полезным для других? Подумайте и согласитесь, что новый меркантильный социализм думает точно также. И вот Селигерцы начали опустошать лес на острове. Напрасно упрашивал их преподобный прекратить не нужное и потому преступное истребление леса. Злость разлютовалась. Зажжён был лес, чтобы сжечь и самого пустынника. Пламя с яростью пожирало деревья и готово было уничтожить отшельника. Отшельник стоял на молитве, взывая к Богу о помощи. И вот силой Божьей пламень погас, как только дошёл до горы отшельника.
Раз пришли к отшельнику охотники до чужого добра и требовали денег. Когда же не думали о монахах, что у них и денег много и живут они роскошно? «Чада! сказал гостям своим преп. Нил, всё сокровище моё – в углу кельи». Там стояла у него икона Богоматери. Разбойники бросились искать деньги и – ослепли. – В слезах раскаяния просили они прощения себе. – Нил преподал им наставление жить честно, не волноваться завистью слепой, помнить волю Божию: в поте лица твоего снеси хлеб твой: потом, сжалившись над ними, молитвами возвратил им зрение. – По смерти преподобного, но не прежде, согласно с заповедью преподобного, они рассказывали сами, что было с ними и за что.
Иные были и добры к пустыннику. – Рыбаки по временам присылали ему рыбу. И он не оставлял их без наставлений. Раз послали они рыбу с одним товарищем своим; но преподобный, увидев его издали, затворил окошко, и тот принуждён был воротиться назад. «Конечно, брат, ты совершил какой-нибудь грех, почему святой не принял тебя», сказали ему товарищи. И тот сознался в нечестном, плотском грехе. – Они послали другого товарища, и преподобный принял от него рыбу и благословил его. – Не один десяток лет подвизался преподобный на острове. Выжженный злыми людьми лес поднялся. Урок, данный об острове молитвы, или забылся, или казался не важным. Подобный тем людям опять стал рубить лес, но вдруг упал, оглушённый громом. – Очнувшись, он дал себе слово никогда не касаться посвящённого на служение Богу.
Святой старец охотно преподавал наставления желавшим спасения, причём иным говорил голосом строгости. Один, осквернённый плотским грехом, бесстыдно пришёл к преподобному; но был обличён в грехе и с того времени стал жить в страхе Божием. Опытного в духовной жизни отшельника посещали многие с пользой для себя: – самоотверженное подвижничество его уже само по себе давало уроки каждому, кто всматривался в него.
Преподобный и для отдыха не ложился на одр или на землю; утомлённый трудами, он опирался на двух костылях и так предавался дремоте.
В последнее время своё св. Нил жил в пещере, приготовив в ней гроб, и молитвой готовился к переселению в вечность. – Извещённый о близкой кончине, он молил Господа удостоить его причастия св. Таин перед смертью. Великий подвижник, столько возвысившийся в духовной жизни, считал нужным для себя причаститься тела и крови Христовой; не так он думал, как думают мнимо-духовные христиане, или как бедняки – беспоповцы. По молитве святого, св. желание его исполнилось. На остров прибыл посетить отшельника духовный отец его Сергий, игумен Никольского монастыря, что на Рожку; блаженный отец исповедался и причастился Св. Таин; он просил игумена и ещё посетить его. – На другой день игумен пришёл с братией и уже застал преподобного почившим. Св. старец стоял, опершись на двух костылях: так нашли его. Он преставился 7 дек. 1554 г. после 26 лет пребывания на пустынном острове .
По кончине великого отшельника, остров остался по прежнему пустынным; но – над ним сияла слава великого подвижника. Спустя пять лет (1560 г.), Новгородский игумен Антоний и Герман, иеромонах Рожковского монастыря (ныне погоста, наход. в 4 вер. от Нилова острова), возобновили часовню преподобного и над могилой его устроили гробницу. Спустя три года оставили они остров. Но начали время от времени совершаться чудеса живым во Господе угодником Его.
Осташковский житель Иоанн Куров похитил покров с гробницы блаженного, но впал в расслабление тела и исступление ума. Спустя полгода, несколько пришедши в себя, почувствовал он грех свой и, привезённый к гробнице блаженного, совсем исцелился.
Не один из покушавшихся нарушить заповедь блаженного о лесе испытывал на себе гнев Божий.
Осташковец Никита, посещавший Нила при его жизни, впал в исступление, ума. Во время мучений его не раз являлся ему преподобный и приводил его в покой; а сын Никиты Сильвестр, страдавший глазной болезнью, как только отёр больные глаза покровом святого, прозрел.
Слуга боярина Бельского, плывя по озеру мимо Столбенского острова, говорил себе с наглой дерзостью: «хотя и святым считают тебя, Нил, но я проеду мимо тебя». Он прибыл в Осташков; но здесь стала страшно мучить его каменная болезнь, так что захватывало ему дыхание. Познав свою дерзость, привезён он был на остров Нила и здесь получил исцеление. В другое время явился ему в ночном видении преподобный и говорит: «по-твоему нет чудес, но слушай», и рассказал ему о разных чудесах, совершённых им. Это было в 1589 году.
Герман во второй раз (1590 г.) прибыл в пустыню, уже славившуюся чудесами отшельника. Спустя 4 года он и странник Божий Холмогорец построили здесь храм в честь Богоявления, и основалась обитель. В 1595 г. написан был лик преподобного иноками Оршина монастыря, по рассказам лично знавших преподобного. Лик написан был так удачно, что оказался весьма сходным с подлинником при открытии мощей его, как и по видениям. Вслед затем определено чтить память преп. Нила.
Чудеса святого продолжались.
Постриженный в иночество в Ниловой пустыни с именем Нектария, дядя славного при Петре Магницкого, с 1620 г. игумен Ниловой пустыни, привёл пустынь в цветущее состояние. С 1634 г. митрополит Тобольский, с 1639 года возвратился он опять в любимую пустынь и на его пожертвование положено строить каменный храм. При копании рвов, 1667 г. мая 27 д. открылись нетленные мощи преподобного Нила, и чудеса умножились. Ныне они открыто почивают в серебряной раке. При мощах преподобного хранятся: келейная его Владимирская икона Богоматери, известная по чудесам схима его, лежавшая в земле 112 лет. В 27 д. мая, в день открытия мощей, каждый год бывает крестный ход из Осташкова в Нилову пустынь, при многочисленном стечении народа; все богомольцы и странники покоятся и питаются обителью, как в праздник, так и в другое время.