Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобной Анфусы, старшей, и другой Анфусы, младшей

 Преподобной Анфусы, старшей, и другой Анфусы, младшей

Старшая Анфуса, оставив родительский дом, подвизалась сперва в пещерах уединённо, переходя из одной в другую; потом, встретив старца, подвижника Сисиния, продолжала подвиги по его советам и столько успела в духовной жизни, что её управлению отдали себя в Мантинее многие девы. К советам её обращались жаждавшие спасения, и не оставались без пользы. Высокая жизнь её приобрела ей уважение и лучших из мирских людей Эллады. Император Константин Копроним настойчиво хотел быть тем, чем впоследствии был Лютер: страхом и обманом вынудил он (в 753 г.) оправдать на соборе магометанское (т. е. глупое) отвращение от св. икон, почитание святых выдавал за суеверие, обеты девства – за извращение природы. Услыхав, что Анфуса в своей обители благоговейно и без страха перед людьми чтит св. иконы и даже уговорила своего брата стать в ряды защитников св. икон, он приказал представить к себе смелую игуменью со всеми её 90 сёстрами. Гордый и развратный деспот потребовал, чтобы отказались они от своего образа мыслей; он думал, что пустынная игуменья легко уступит гордой воле его, как уступали искатели честей его и прохладной жизни. «Христианская совесть», отвечала Анфуса, «не дозволяет выполнить несправедливую царскую волю: поклонение св. иконам – дело святое, оправданное постоянной практикой св. Церкви, а жить для удовлетворения одним скотским потребностям – не значит жить достойно человека; надобно плакать, что и без повелений власти так много несчастных, которые любят грязную жизнь». – Копроним велел бить её бичами без пощады. Воля деспота была исполнена. Копроним отдал приказание отослать игуменью с сёстрами в заточение. В это самое время императрица страшно страдала муками родов. Преподобная сказала вслух всех, что императрица родит двойни, сына и дочь, и указала судьбу двойней. Разрешившаяся двойнями императрица стала чтить пр. Анфусу, как духовную мать, и для её обители сделала много пожертвований. – Блаж. Анфуса скоро предала дух свой Господу, в глубокой старости, в 759 г..

Дочь Копронима, родившаяся по предсказанию св. Анфусы, названа была Анфусой. И по жизни явилась также святой.

«Отец желал, говорит Менолог о младшей Анфусе, выдать дочь замуж; но она отказалась от предложения. По смерти его († 775 г.) получив свободу, роздали имущество: одни расточала на нищих, другие употребляла на построение церквей и монастырей; золотые одежды свои, которые носила, обратила на украшение святынь. Она была матерью для многих сирот: собирая брошенных младенцев, воспитывала и пристраивала их; если иные умирали, поручала их Богу, а которые оставались живы, помещала в дом престарелых. Блаженная царица Ирина (780–802 г.) не раз приглашала её к участию в управлении империей; но она уклонилась от того. Затем пострижена она была в инокиню патриархом Тарасием (784–816 г.) в монастыре св. Евфимии, в том самом, который жалким отцом её «превращён был в арсенал и в общественный нужник».

По другим известиям, святая и тогда ещё, как жила во дворце, под пышной одеждой царевны, носила власяницу, довольствовалась хлебом и водойю и занималась чтением священных книг. Безобразна была жизнь отца её и смерть его была ужасна: он кричал, что горит он и наказывается за хулы на Богоматерь. Жизнь безобразием её, а смерть ужасами её без сомнения более всего расположили царевну вести жизнь благочестивую. Приняв пострижение и став настоятельницей Омонейского монастыря, она, полная смирения и любви, сама носила воду для сестёр и выполняла другие услуги. В столице империи, как и в Тавенне, женская обитель боялась принимать для себя недвижимые имения. «Греческие иноки не имеют рабов, а Латинские имеют», говорил западный Кантерберийский архиепископ. Община дев Анфусы рукоделиями добывала себе хлеб и другое содержание, а царская дочь-игуменья сама служила сёстрам с смиренной любовью. Особенно строго выполняла игуменья Анфуса, в отношении к себе и другим, древнее правило – не выходить из обители в мир, так как иначе душа расстраивается мирскими впечатлениями, да и другим подаётся случай к соблазну. Много значило для блаженной постановление Трулльского собора об этом предмете, а ещё более тот шум, который поднимали против монастырей при отце её. Вселенский Собор постановил: «не долженствует монах или монахиня оставлять свой монастырь и отходити во иный» (пр. 21). Так блаж. Анфуса ни сама не переступала ногой за ограду обители, ни сёстрам не дозволяла являться в миру без самой крайней нужды. Благоговейная настоятельница твёрдо выполняла и другое правило собора: «ни жена в мужеском, ни муж в женском монастыре да не спит»; тем более, что и современный ей собор подтвердил это правило до того, что запретил монаху с монахиней говорить наедине , а в столичной женской обители требовалась особенная осторожность относительно посетителей обители. Блаженная игуменья не допускала в свою обитель и того простодушного обыкновения, которое осудил собор 692 г. В некоторых женских обителях принимавшие иночество наряжались тогда, как невесты, и в таком виде приходили в храм для пострижения. Запрещая это, Констант. собор 692 г. писал: «не следует быть тому, чтобы, по собственному произволению отложившая уже всякую житейскую приятность, возлюбившая жизнь по Боге, утвердившаяся в ней непреклонными мыслями, возвращалась воспоминанием к тому, что уже предано забвению, и от сего явилась бы колеблющеюся, возмущалась бы в душе как от волн потопляющих и бросающих туда и сюда; иногда и проливая слёзы не являет она сердечного сокрушения, а если и упадёт слеза искренности, зрители думают, что это не столько от усердия к монашескому подвигу, сколько от разлуки с миром и с тем, что в мире». – Молитвы св. Анфусы были неусыпные и стояние на бдениях неослабное; слёзы сокрушения постоянно текли из очей её. «Прекрасная ветвь дурного дерева, честная Анфуса отцвела для земной жизни» 12 апр. 811 г. на 57 году её жизни.

Примечания
1* Менолог Василия и краткий менолог у Баснажа на 27 июня. Святая Анфуса, о которой говорится здесь, была старшей между подвижницами. Были ещё две мученицы Анфусы, старшая при импер. Валериане, чтимая 22 августа, и младшая V века, чтимая декабря 8.
2* Никифора хроника р. 73. 74. ed. Bonn. 1837. J. Iohannis Damasceni op. I, 613 S. Сербская летопись о Копрониме: „ненавистный кровопийца-волк старался погасить славу святых, – запрещал называть кого-либо святым, а велел просто называть одним именем, и Богородицу приказал именовать не Богородицей, а матерью Христовой; светлые душой чины иночествующих поносил как бешеный пёс, – закалал их как агнцев, наполнял ими темницы: в одной, называемой претор, содержал 345 иноков и одним отрезал носы, другим уши, иным выколол глаза, других, обмазав бороды смолой, обуглил; св. Стефана, венец иноков, и других многих замучил до смерти“. Гласник X, 251. 252. Самое сильное гонение против икон, святых и иночества происходило в 765 и 766 г. Никифора хроника р. 80–83. Le Quien ог. chr. I. 237. 238.
3* Кодин: „старческий дом Герагафы построила Агафия, дочь патриция Петра, красавица редкая. Она называлась Герагафой от того, что сохранила непорочным девство своё до старости; Константин Копроним наконец осквернил её и осыпал богатствами, но она тайно почитала св. иконы. Когда окончен был этот дом, нечестивец собрал в него все иконы и сжёг тут“, ed. Beckeri р. 94. По словам Зонары, Копроним „не христианин, не язычник, не жид, а смесь всякого нечестия, дикий Африканский зверь“. Annal XVI 5. р. 84.
4* См. о покаянном монастыре у Дю-канжа р. 158.
5* Пролог: „заточена бысть в Малом острове и тамо в глубоцей старости ко Господу отыде“. Римский мартиролог под 27 июля: „в Константинополе кончина блаженной девы Анфусы: она при Константине Копрониме за почитание св. икон была бита бичами и, сосланная в ссылку, почила в Господе“. Если преподобная и была отправлена на остров, то этот остров вблизи столицы. У Вершинского (стр. 115) Амфиса – ошибка: такого нет Греческого имени.
6* Menologium Basilii ad 17 april.
7* В Константинополе было два дома воспитания сирот, 4 больницы, 13 странноприимных домов, 16 домов для престарелых. Du-Cangii Const.
8* В Константинопольском монастыре св. Евфимии спаслись дочери имп. Василия Македонянина и жена импер. Льва Мудрого Зоя. Du-Cangii Constant. chron. р. 146. В месяцеслове Вершинского (стр. 57) сказано, что Анфуса скончалась в мон. Евмения. Эго ошибка. Такой обители не было в Цареграде.
9* Кодин у Дю-канжа, Const. clir. р. 145. Кодин прибавляет, что спустя 35 лет имп. Ирина Афинянка возобновила храм и перенесла из него св. мощи, найденные у острова Лемноса, ed. Beckeri р. 75.
10* Пролог 12 апр. и синаксарь Греч. апр. Минеи.
11* Кедрина Chron. II, 18. Иокия Chron. р. 52.
12* По Греч. синаксарю и по прологу св. Анфуса жила в Омонейском монастыре и не дозволяла другим выходить из обители. Это значит, что здесь она была игуменьей, тогда как в Евфимиевом монастыре пострижена была в иночество, о чём говорит Менолог Василия. Омонейский монастырь известен особенно тем, что при импер. Феодосии Великом в храме его были заседания Вселенского Собора. Du Cangii Constant, chr. p. 157. Во время Анфусы, вследствие соборного определения, было большое передвижение иноков и инокинь из одного места в другое.
13* Феодора Кантербур. († 690 г.) Capitula 8.
14* Трулльский собор 692 г. определил: „избравшие подвижническое житие и определённые в монастырь отнюдь да не исходят. Аще же неизбежная некая нужда побудит их к сему: да делают сие по благословению и изволению настоятельницы, но и тогда исходити должны не одни, а с старшими старицами и с первенствующими в монастыре, по повелению игуменьи. Обнощевати же вне монастыря совсем не позволяется им“. Прав. 46, в книге правил. Превосходные рассуждения о нужде для иночествующих не выходить из обители см. у Василия Велик. в правил. Твор. 5, 53. 59, 191–193.
15* Трулльское прав. 48.
16* Вселсн. 7 соб. пр. 20: „определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих, – аще же восхотят некой с сродниками от мира отрещися и монашескому житию последовати: то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входить в женский монастырь, ибо сим благоугождается Бог. А обретающийся до ныне двойные монастыри да будут управляемы по правилу св. отца нашего Василия: да не будут во едином монастыре монахи и монахини... Да не имеет дерзновения монах с монахинею или монахиня с монахом беседовати наедине“.
17* Трулльское прав. 45. Это простодушное обыкновение сохранялось даже в XVIII столетии в некоторых южных женских монастырях России. См. Опис. Харьковской епархии I, 133. 134. Харьков. 1859 г.
18* Двустишие Синаксаря.