Преподобного Арсения Великого
Арсений, родом из Римской патрицианской фамилии, ещё в молодых летах сделался известным по своему обширному образованию; при таких данных ему могло предстоять блистательное поприще, но по внутреннему своему настроению он смиренно искал не почестей земных, но просвещения духовного. Посвятив себя служению Церкви, он состоял уже в сане диакона, когда император Феодосий Великий пожелал иметь его наставником детей своих – Гонория и Аркадия. Тяжело было смиренному церковнослужителю принять на себя такую ответственную обязанность, из-за которой притом приходилось ещё жить при дворе, на виду. Но просьбы и убеждения Феодосия, чтобы Арсений послужил для такого важного дела, как воспитание будущих правителей государства, заставили Арсения (на 29-м году его жизни) согласиться на такое несоответственное с его личными целями предложение.
– Будь моим детям отцом больше, нежели я, – сказал Арсению император, поручая ему детей своих, – потому что гораздо труднее и важнее дать детям добрый разум, чем жизнь. Сделай души их добродетельными, предохрани их от соблазнов юности. Требуй от них полной покорности, как отец и учитель их...
Так и поступал Арсений, воспитывая царских сыновей. Преподавая им языки и науки, он старался в особенности внушить им христианские правила, желание угодить Богу и заслужить любовь народа. Но не удовлетворён был ревнитель возложенного на него дела успехом своего воспитательного влияния... Один из сыновей императора – Аркадий, не терпя строгости своего наставника, в необузданности своего нрава
замыслил даже убить его... Предупреждённый об этом, огорчённый, не доверяющий своим силам и, сверх того, руководствуемый тайным голосом, внушавшим ему «бежать от людей и молчать», Арсений удалился от двора и скрылся в Египетскую Скитскую пустыню... Ему было тогда около 40 лет. Здесь встретился он с процветавшим в V-м веке святостью своей жизни пустынником – Иоанном Коловым и под его руководством продолжал своё духовное развитие и совершенствование... После нескольких лет строгого иноческого подвижничества, Арсений снова, побуждаемый таинственным голосом: бежать от людей и пребывать в молчании, потому что «молчание есть корень безгрешности», получил от Иоанна благословение предаться полному уединению и безмолвию в пустыне.
Один из братий скита спросил удалявшегося от них Арсения: отчего он их оставляет? – «Богу известно, как я люблю вас всех, – отвечал подвижник, – но нельзя в одно время быть и с людьми, и с Богом. Высших сил на небесах тысячи тысяч и тьмы тем, но все они имеют одну волю и единомысленно славят Бога. На земле же разнообразны воли и помышления человеческие: у каждого своя воля и мысль... Как же быть вместе и с людьми и с Богом?» ...
Постоянной молитвой Арсения было: «Боже, не оставь меня; я не сделал перед Тобой ничего доброго, но по милости Твоей даруй мне положить начало!»
Когда ещё Арсений жил в скиту, то один из братий, услышав однажды, что великий подвижник просит совета у одного простого, неучёного старца, с удивлением спросил его: «Как это ты, изучивший Греческие и Римские науки, просишь наставления у простого, непросвещённого старца?» – «Правда, что я владею научным образованием, – отвечал Арсений, – но я не знаю даже азбуки того, что знает этот простой и неучёный человек, потому что, – заключил он в объяснение, – смирение есть начало всех добродетелей, как азбука – начало книжного учения».
Скитаясь из одной пустыни в другую (по выходе из Скитской пустыни 10 лет провёл в Троене или Трогине, 3 года в Канопе, 2 последние года опять в Троене), Арсений возвращался по временам и в свою келью в скиту и «никто, – сказано в житии его, – не мог постигнуть образа жизни его»...
Слава о подвигах Арсения была распространена; из жития св. Евфимия видно, что ещё при жизни Арсения слава об его святости заставляла собирать сведения об его жизни.
Бывший воспитанник Арсения – Аркадий, занимавший теперь престол Восточного императора, прислал ему письмо, в котором просил его простить ему заблуждения его молодого возраста, просил также отшельника – благословить его и брата его Гонория, занявшего престол Западной империи, и прислал ему дары. Арсений не отвечал письменно, но поручил на словах передать, что Бог простил обоих императоров и благословил их на мудрое управление; от даров же царских отшельник отказался, говоря, что он давно умер для мира и ни в чём не нуждается...
Арсений питался своими трудами и никогда не принимал помощи от своих богатых родственников; когда же один из них, умирая, завещал ему наследство, то он отказался принять его, сказав: «Я умер прежде него: как же он, умерший недавно, делает меня наследником имения своего?» Обладая и научным и духовным просвещением, преподобный Арсений не считал себя достойным учить других. «Никогда не хотел он говорить о каком-либо спорном месте Писания, хотя и мог, если бы хотел; редко писал он и письма», – говорит об Арсении ученик его Даниил.
Однако, как ни избегал он посетителей, многие приходили просить его наставлений; одному из таковых он однажды сказал: «Если мы воистину станем искать Бога, то Он Сам придёт к нам, и мы увидим Его; и если чистым житием удержим Его, то пребудет с нами».
Более 50-ти лет провёл в духовных подвигах св. Арсений Великий, в удалении от мира, и умер на 95-м году – в 449 или в начале 450 г. После него остались известными только его «изречения» и «наставления инокам», сохранившиеся в древних патериках или собраниях изречений пустынных отцов.