Преп. Герасима Иорданского
Преп. Герасим, живший в V веке, был родом из Ликии; с молодых лет принявший в сердце своё исключительный помысл о Боге, удалился он от мирского рассеяния и полюбил пустыню – пустыню, которая всегда привлекала к себе подвижников и в особенности стала им дорога с тех пор, как освятило её сорокадневное пребывание в ней Христа. Образ Христа, постившегося и молившегося в пустыне, привлекал возлюбивших подражание Ему, – и целый мир неизреченных духовных радостей приобретали пустынножители взамен отчуждения от земных пристрастий... Сначала подвизался преп. Герасим в Фиваиде, потом отошёл он в ту самую пустыню Иорданскую, где явил Господь Божественную победу Свою над искушениями злого духа... Пустыня эта находилась в 35-ти верстах от Иерусалима и в одной версте от Иордана; в ней поселился Герасим и, собрав вокруг себя многих братий, основал обитель и словом, и примером своим руководствовал всех пришедших к нему в подвигах иноческой жизни. Образ жизни этих иноков отличался строгостью. Пять дней в неделе они проводили в уединении, каждый в своей келье, питаясь только хлебом, финиками и водой, и то в небольшом количестве, и не готовили себе горячего кушанья. В субботу собирались в обители к Божественной службе и для причащения св. тайн; потом обедали за общей трапезой и в воскресенье, после обедни, расходились по своим кельям, взяв с собой запас пищи на всю неделю и финиковых ветвей для плетения корзин. Особенно строгим постничеством отличался сам преп. Герасим; во всю св. Четыредесятницу он не вкушал ничего до самого дня Светлого Воскресения и подкреплял себя только приобщением Христовых тайн. Воспоминание о строгом воздержании его может служить во все времена руководством в посильных для всякого подвигах воздержания и поста по уставу церковному. Пример св. Герасима хотя и недостижим для современной немощности, но он, по крайней мере, замыкает уста возражающих против возможности и благотворности поста. Он напоминает, что были люди, которые могли исполнить завет Христов: «образ даю вам, да якоже Аз сотворил, и вы творите» ... (Ин. 13:15). Стало быть, и для всех обязательно следовать этому образцу, по крайней мере, в посильной степени. Подобного ангельскому жития достигли иноки, подвизавшиеся в Герасимовой обители. Сам преподобный кротостью своей привлекал к себе в пустыне даже диких зверей... Рассказывают, что один лев, которого встретил однажды Герасим и, заметив, что он страдает от раны, перевязал и излечил её, везде потом следовал за ним и служил ему, как домашнее животное, а по смерти его умер от печали на могиле его... Пример подчинения дикой твари воле человека встречается нередко и в житиях других святых. «Не ясно ли указывает это на то, – говорит составитель воскресных бесед о житиях святых, что в у житии подвижническом падшее естество наше возводится к первому блаженному состоянию, в каком пребывали первые люди в раю? Потому что, если, по слову Апостола, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22) от рабства греховного, то естественный плод победы над грехом есть восстановление правильных и мирных отношений всех созданий Божиих как между собой, так и в отношении к человеку, составляющему венец тварей» ... – При жизни Герасима, ещё в первые годы его пустынно-подвижничества в Церкви происходили смущения от ереси Евтихиевой. Один из приверженцев этой ереси, инок Феодосий, происками своими содействовавший даже низложению правоверного Иерусалимского патриарха Ювеналия и сам занявший потом его место, успел увлечь в заблуждение Герасима, но это было только временно: душа, жаждущая истины, не лишится, но раньше или позже обретёт её; так и Герасим, обратясь за советом к св. Евфимию Великому, отрёкся от своего заблуждения и покрыл его своим ревностнейшим служением делу Божию – до самого конца своей долголетней жизни. Он мирно скончался, оплакиваемый всеми братиями.