Празднование Иверской иконе Богоматери
Сказание об Иверской иконе Богородицы начинается с IX века, когда неистовствовало иконоборство. Эта икона находилась первоначально в доме одной богатой, благочестивой и добродетельной вдовы, жившей близ Никеи, а потом в особенной храмине, устроенной усердием её неподалёку от дома её. Она имела величайшее благоговение и часто обращалась к иконе с тёплыми молитвами в нуждах своих. В царствование Феофила иконоборца посланные им всюду истреблять святые иконы пришли и к благочестивой Никейской вдове, по она обещанием им денег склонила их оставить у неё святыню до утра; при этом случае один из них мечом нанёс удар образу Богоматери и причинил рану. По удалении корыстолюбивых и грубых истязателей, вдова с сыном своим пришла в храмину, где находилась святая икона, и долго с коленопреклонением и слезами молилась перед ней. Но, чтобы сохранить её от нового поругания, вдовица в ту же ночь отнесла святыню на морской берег и там, повергшись на землю, умоляла Царицу Небесную избавить её от гнева царского, а образ Свой от потопления. После молитвы, облобызавши икону, опустила её в море и к великой радости своей увидела, что икона в прямом положении устремилась по воде к западу. Благочестивая мать внушила сыну своему удалиться от гонения иконоборцев в Грецию. Юноша отправился в Солунь, а оттуда переселился на гору Афонскую и там принял иночество. От него Афонские иноки услышали об иконе, которую мать его пустила по морю.
Через двести лет после этого события иноки Афонской Иверской обители, основанной в 980 году и названной Иверской в честь основателей её трёх знатных Иверцев, в один вечер увидели на море огненный столп. Явление повторялось несколько дней и ночей сряду. Не понимая, что значит это видение, они долго в недоумении и страхе творили молитву. Когда же собрались пустынножители из всех окрестных монастырей и подошли ближе к морю, усмотрели, что столп огненный возвышался над иконой Богоматери, стоявшею на воде и, по мере приближения их, удалявшеюся от них. Иноки монастыря Иверского собрались во храме и со слезами молились Богу даровать им чудесно явившуюся на море св. икону. В то время жил в монастыре благочестивый старец Гавриил, родом из Иверии. Ему во сне явилась Божия Матерь, осиянная светом небесным, и повелела возвестить настоятелю и братии, что Она хочет дать им икону Свою в помощь и заступление, повелев старцу, чтобы он с верой шёл по морским волнам и принял икону Её для своей обители. Гавриил объявил о видении; настоятель и братия в следующее утро вышли на берег при молебном пении с кадилами и светильниками. Старец небоязненно приблизился по водам к св. иконе и сподобился принять её своими руками. С радостью иноки встретили её на берегу и устроили здесь для неё молитвенную храмину, и три дня и три ночи непрерывно совершали перед святыней молебствие; после сего внесли её в соборную монастырскую церковь и благоговейно поставили в алтаре.
Впоследствии Богоматери угодно было поставить Свою Иверскую икону на другое место. Однажды перед заутреней инок, назначенный для возжигания свеч и лампад, вошедши по обычаю во храм, не нашёл Иверской иконы на том месте, где поставлена она была. После долгого искания обрели её на стене над монастырскими воротами и отнесли на прежнее место; но в следующее утро она снова явилась над воротами и снова перенесена была в соборный храм. Такое перенесение и возвращение иконы совершалось несколько раз. Наконец Богоматерь вторично явилась во сне старцу Гавриилу и сказала: «объяви братии, чтоб они более не искушали Меня и не усиливались удерживать икону Мою в соборе, а оставили бы её на воротах. Я не желаю быть хранима вами, а хочу быть вашей хранительницею не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет. С того времени обрадованная братия не тревожили более святую икону и устроили церковь во славу и Преблагословенной Богородицы над монастырскими воротами, где Она Сама избрала для Себя место. В этой церкви честная икона Её и теперь стоит на левой стороне царских врат. По имени обители она названа Иверской, а по месту пребывания её над воротами именуется Портаитиссой (Πορταιτησσα) – Вратарнищей или Привратницей.
Чудеса и исцеления, бывшие от св. иконы Иверской Афопской, неисчислимы. Доныне видна на ланите изображённой Пречистой Девы рана, нанесённая разбойником. Этот варвар в неистовстве поразил икону Её мечом, и в ту же минуту из лика Богоматери, как бы из живого, истекла кровь. Приведённый в ужас таким необыкновенным явлением, он тогда же покаялся и поступил в число братий Иверского монастыря, где кончил дни свои в строжайшем подвижничестве и прозван был святым варваром. Подобным образом покаялись Сарацинские хищники, некогда ограбившие Иверскую обитель, и не только обратились к Богу истинному, по и все свои сокровища отдали для возобновления опустошённых ими храмов. Заступлений Божией Матери Вратарницы обязана также обитель Иверская спасением своим от нашествия Персов, которые под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях пристали к берегам Афонским с намерением ограбить Иверский монастырь. Устрашённые иноки, взяв с собой церковные сосуды и св. икону, укрылись в одной укреплённой башне и там молились Пресвятой Богородице, да сохранит их и спасёт обитель Свою от разорения. По молитве их внезапно последовала буря и потопила все корабли Персидские с находившимися на них людьми, Амира, видя погибель своих воинов и судов, раскаялся в своём дерзком поступке и просил иноков молить Бога о помиловании его, причём вручил им множество золота и серебра для построения новых стен вокруг обители.
К чудодействиям Божией Матери должно отнести то, я что св. икона Её, находясь на вратах монастырских, часто не допускала входить туда людей, имевших какую-либо душевную нечистоту. Иверская обитель, со времени явления в ней чудотворного образа, не имела ни в чём недостатка, многие вклады Боголюбивых людей обогатили её украшениями и сокровищами.
В недавнее время «великое было смущение и тревога в св. горе, так что отцы, Афонские жители, хотели бежать оттуда. Прежде этого смущения считалось во св. горе всей братии до сорока тысяч, а ныне (в 1854 году) осталось не более одной тысячи; и те хотели оставить и бежать, кто куда знает; и полагали, что Божия Матерь совершенно оставила св. гору, и св. Афонская гора запустеет. Но во время этих тревожных и скорбных помыслов Царица Небесная и скорая Помощница явилась многим отцам и пустынножителям и сказала: «почто очень испугались, и почто входят такие помышления в сердца ваша. Всё это пройдёт и кончится; и паки наполнится св. гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что когда Моя икона будет находиться во св. горе, в Иверском монастыре, то ничего не бойтесь, и живите в своих кельях. А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берёт свою суму и грядёт, кто куда знает. И теперь пустынножители каждую неделю приходят в Иверский монастырь и смотрят: – на своём ли месте стоит Божия Матерь, и, увидевши, паки с радостью возвращаются в свои пустынные кельи».
Путешественники, посещавшие обители Афонские, упоминают о чертах изображения Иверской Божией Матери и украшениях её иконы. В XVII столетии о Иверской чудотворной иконе упоминает Русский поклонник – Барский, путешествовавший (1729–1747) ко св. местам, бывший и в Иверской Афонской обители. «В прекрасном, говорит он, при внутренних вратах монастырских, созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной Богородицы, стоит св. чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарницей, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернела от множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащённой одеждой, и кроме того упещрена многоценными каменьями и монетами златыми от различных царей, князей и благородных бояр, дарованными за многие её чудотворения: идеже и Российских царей и цариц, императоров и императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще св. оная икона знамение или шрам язвы на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный, и именовашеся варвар, и удари ножем от злобы и ненависти». Другой новейший очевидец пишет: «строгий вид Божественной Марии наводит на поклонников невольный трепет; черты святого лика Её чрезвычайно выразительны и самый размер его величествен. Матерь щедрот и утехи является на этой иконе как будто более матерью правосудия и грозного Судии».
Празднование Иверской Богоматери на Афоне бывает во вторник Светлой седмицы, вероятно вместо празднования в день явления иконы 31 марта, «егда чудесно прииде она по морю к Афону».