Празднование Феодоровской Костромской иконы Богородицы
Феодоровская-костромская икона Богородицы называется Одигитрия. По сказанию предания она написана св. ев. Лукою, с начала XII века находилась в часовне вблизи города Кидекша. Псковский князь, Георгий Всеволодович, устрояя этот город, по желанию жителей, хотел перенести сюда образ. Но когда, по окончании молебного пения, приступили взять образ: то не могли сдвинуть с места. Князь заключил, что Богоматери угодно своею иконою здесь пребывать и он в 1164 году основал обитель, известную ныне под именем Городецкой-Феодоровской, по имени Городца, города Нижегородской губернии, и храма во имя Феодора Стратилата. В соборном храме этого монастыря, до разорения Городца в 1238 году татарами при Батые, Феодоровская икона находилась запрестольною. В 1239 году, августа 16 дня, костромской князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте. Вблизи того места, где стоял князь с небольшою свитою, пробежал зверь: князь погнался за ним; заехал в чащу леса и вдруг прямо пред собою увидел на сосновом дереве икону Богоматери; изумленный видением, князь сошел с коня и хотел взять икону; но она поднялась на воздух. Князь повергся на колена и долго молился пред явленною иконою. Она спустилась на прежнее место. Князь немедленно отправился в Кострому и возвестил о чудесной иконе протоиерею и священникам, в присутствии множества граждан. Духовные в священных одеждах, с иконами, крестами, кадилами и свечами, по указанию князя, отправились к месту явления, воспевая молебные пения. Пришедши на указанное князем место, действительно все увидели икону Богоматери на сосновом дереве. Совершив пред нею молебное пение, все пали пред нею на колена. Восстав от земли, священники приступили к иконе, невозбранно взяли ее на руки свои и отправились в город. Жители города вышли навстречу Богоматери и с умилением припадали пред нею. Икона внесена была в соборный костромской храм.
Слух о явлении и перенесении в Кострому иконы Богоматери разнесся по окрестностям города и отовсюду стеклись бесчисленные толпы народа на поклонение ей. К литургии в собор пришел и князь Василий Георгиевич жители окружили князя и сказали ему: «вчера, до отбытия своего на охоту, мы видели эту самую икону несенную по городу человеком в богатой воинской одежде, очень похожим на св. великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконе». «Предстательством своим и заступлением, поет Церковь в день явления иконы, Божия Матерь благоволила послать всечестную свою икону с рабом своим святым великомучеником Феодором Стратилатом в град Кострому. Днесь Феодор Стратилат тебе служит и почитающи Тя от места на место икону твою преносит». Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, подтверждаемое гласом Церкви, а равно и храм, в котором икона поставлена, посвященные св. великомученику Феодору Стратилату, подали повод наименовать, обретенную князем, икону Богоматери Феодоровскою. Между купцами, проживавшими в Костроме по торговым делам, было несколько граждан опустевшего после татар Городца. Услышав о явлении чудотворной иконы, они вместе с прочими поспешили в собор и тотчас узнали святой образ, столько лет охранявший отечественный их город. На месте явления иконы на берегу реки Запрудни князь основал Запруденский монастырь Нерукотворенного образа Господня, потому что в этот день обрел он икону Богоматери, и доселе в 16 день августа бывает в сей монастырь крестный ход из города в воспоминание явления иконы Богоматери Василию Георгиевичу. Самая икона поставлена была в костромском соборном храме. Спустя несколько времени сгорел этот храм. Иконы не успели спасти от пожара, и князь, думая, что икона погибла в пламени, чрезвычайно печалился. Благочестивую его скорбь разделял и весь народ. Богоматерь услышала глас скорби и переменила печаль на радость. На третий день после пожара, разрывая пепел пожарища, обрели чудотворный образ нимало не повредившимся от огня.
Вскоре на месте погоревшего храма воздвигнут был новый – во имя великомученика Феодора Стратилата. Чудотворная икона украшена золотом, серебром, дорогими каменьями и многоценным жемчугом, помещена в киоте и поставлена в ново-созданной церкви, внутри св. алтаря, за престолом.
Между тем Костроме угрожала та же участь, какая постигла другие города России – участь совершенного разорения от татар за сопротивление; но Богоматерь чудесно спасла Кострому. Татары подступили к городу, с полною уверенностию в победе. Благочестивый князь, простирая руки к чудотворному образу Богоматери, молился: «мольбы твоих рабов приими, Богородице, заступнице и прибежище наше; и к кому прибегнем мы грешнии, кроме тебя, Владычице! Ты покров наш и заступление, и ныне не оставь нас погибнуть до конца, избави град сей и людей твоих и всякую страну христианскую от нашествия иноплеменных. Помяни рабов своих, и не презри слез и воздыхания нашего, да утешимся радостию, имея в Тебе помощницу нашу». Князь по примеру благочестивого предка своего вел. князя Андрея Боголюбского приказал поднять из собора чудотворную икону Богоматери; обнес ее пред полками, утверждая их в мужестве к предстоящей битве, и после сего с упованием и смирением повел войско противу татар. Священники, нося икону Богоматери за войском, пели молебны, да не презрят Бог и святая Богоматерь моления их, и да помогут благоверному князю и воинству его одержать победу над сопротивными. Когда же сошлись войска и татары обнажили мечи и напрягли луки свои: внезапно от чудотворного образа пресвятые Богородпцы воссияли божественные и пресветлые лучи, светлее солнечных, и, как огнь попаляющий, устремились на полки татар и пожигали их. Враги смешались, не выдержав блеска и пламени лучей; страх и трепет овладели врагами. Они не узнавали друг друга. Русские воины, ободренные помощию свыше, быстро напали на смятенных татар, и обратили их в бегство. Радостно возвращалось победоносное воинство в город, впереди его несли икону Богоматери, своим заступлением победившей врагов; священники пели ей благодарственное пение. Все жители Костромы вышли в сретение своей Заступнице и после молебствий чудотворная икона снова поставлена в собор. На том месте, где во время битвы находился чудотворный образ, по желанию князя, поставлен был крест, и место сие стали называть Святым, а также и близь лежащее озеро получило с сих пор название Святаго; впоследствии основалось на берегах его селение, и оно приняло имя Святаго (Святой веси) (см. 14-го марта).