Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память св. пророка Иеремии

 Память св. пророка Иеремии

Иеремия был один из тех святых мужей, которых воздвигал Господь от времени до времени среди Своего избранного народа – для напоминания ему о правде Божией, которую забывал он, уклоняясь в заблуждения идолопоклонства и погрязая в своеволии необузданных страстей и порока.

Свято хранившие веру во Единого истинного Бога и память об Его обетованиях, эти люди мужественно обличали зло и неправду, проповедовали истину, не отступали от неё до конца и неустрашимо шли на погибель от нечестивцев, не терпящих противодействия своему нечестию.

Так и пророк Иеремия, живший за 600 лет до Р. Хр., вдохновляемый свыше, просвещал народ свой и действовал, как бы уже проникнутый тем откровением, которое через 6 слишком столетий после него услышал мир из уст Богочеловека в Его изречении: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное; блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:10–12).

Сын священника Хелкии, жившего в г. Анафофе, в земле Вениаминовой, в царствование благочестивого царя Иудейского Иосии, едва только достиг Иеремия юношеского возраста, как его осенило Божественное вдохновение: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя, пророком для народов поставил тебя» ... (Иер. 1:5), услышал чистый юноша голос Божий в сердце своём...

«О, Господи Боже! – отозвался он в смирении своём, – я не умею говорить, ибо я ещё молод». Но Господь сказал ему: «Не говори: я молод, – ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их, ибо Я с тобой, чтобы избавлять тебя». И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст Иеремии и сказал ему: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер. 1:6–10).

И было ещё слово Господне к Иеремии: «Препояшь чресла твои и встань, и скажи им всё, что Я повелю тебе; не малодушествуй перед ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. Скажи им, что Я произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и покланялись делам рук своих. И вот, Я поставил тебя ныне укреплённым городом, и железным столбом, медной стеной на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я – с тобой, чтобы избавлять тебя» (Иер. 1:16–19).

Послушный повелению Божию, Иеремия выступил на стезю пророка.

– «Возвратитесь, дети – отступники! – взывал он к народу Иудейскому от имени Божия, – возвратитесь, мятежные дети, и Господь исцелит вашу непокорность. Вот, Он предлагает вам путь жизни и путь смерти. С раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте. Исправьтесь, чтобы гнев Божий не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых дел ваших» ... (Иер.7).

Но как отозвались дом Иудин и дом Израилев на увещания Божии, передаваемые юным пророком?

«Они сказали: нет Бога и беда не придёт на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода. И пророки станут ветром, и слова Господня нет в них; над ними самими пусть это будет» ... (Иер. 5:12–13).

«Поэтому так говорит (через Иеремию) Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот Я сделаю слова Мои в устах твоих (пророка) огнём, а этот народ – дровами, и этот огонь пожрёт их» (Иер. 5:14).

Огнём в устах Иеремии и оказались угрозы прогневанного любимым народом Своим Господа Бога:

«Выслушай это (говорит Господь), народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит. Меня ли вы не боитесь, предо Мной ли не трепещете? Я положил песок границей морю, вечным пределом, которого не перейдёт; и, хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное, они отступили и пошли» ... (Иер. 5:21–23).

«Как клетка, наполненная птицами, дома их полны обмана; через это они и возвысились, и разбогатели. Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле; не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? и не отомстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей стране» ... (Иер. 5:27–30).

«Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как открытый гроб; все они – люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укреплённые города твои, на которые ты надеешься». «Итак слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет; слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали, и закон Мой отвергли» (Иер. 5:15–17).

«И будут трупы народа сего пищей птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их. И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты, потому что земля эта будет пустыней» (Иер. 7:33–34).

«В то время выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их» (Иер. 8:1).

«И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их», говорит Господь Саваоф... (Иер. 8:3).

«Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и приношения, и не ходатайствуй передо Мной; Ибо Я не услышу тебя», – продолжает грозный Судия, обращаясь к Иеремии, в сердце которого читал Он, всеведущий, тяжкую боль об участи братски-любимого им народа, – «но скажи им, – продолжает Любвеобильный, как бы желая и среди кары исторгнуть народ Свой из безнадёжности, – разве упавши, не встают, и совратившись с дороги, не возвращаются?» (Иер. 8:4).

«Но они не послушали, и не преклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего» ... (Иер. 7:24). Боговдохновенные слова пророка приводили в ярость народ, возбуждаемый притом своими жрецами и лжепророками, и Иеремия подвергся жестоким преследованиям... Им овладело глубокое сокрушение сердечное, силы его стали ослабевать и в изнеможении души восклицал он: «Ты влёк меня, Господи, и я увлечён; Ты сильнее меня и превозмог; и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной. Ибо лишь только начну говорить я, кричу о насилии, вопию о разорении; потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моём, как бы палящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог... Я слышал, как совещаются против меня, как прежние друзья мои говорят между собой: нападём на него и отмстим ему... Но со мной Господь, как сильный ратоборец, и потому не устоят преследующие меня, и посрамление их будет вечное, никогда не забудется» ... (Иер. 20:7–11).

Пророческое служение своё начал Иеремия в своём родном городе – Анафофе, но, преследуемый своими соотечественниками, он удалился в Иерусалим, но и здесь, как выше изложено, не избежал гонений. Чудно руководимый и подкрепляемый Богом, он, однако же, не уклонился от служения, к которому чувствовал Божественное призвание, и продолжал поучать народ и возвещать ему волю Господню и Его определения. Он постоянно и неустрашимо проповедовал среди собраний народных, и в храме, и у самого царского дворца. Однажды, когда он, по повелению Господню, возвещал народу о падении храма и самого города, он был схвачен за эти слова священниками и лжепророками, которые требовали, чтобы он был предан смерти...

«И сказал тогда Иеремия всем князьям и всему народу: Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали. Итак исправьте пути ваши и дела ваши, и послушайтесь гласа Господа Бога вашего, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас. А что до меня, вот я в ваших руках; делайте со мной, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым. Только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей, и на жителей его; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши. Тогда князья и весь народ сказали священникам и пророкам: этот человек не подлежит смертному приговору, потому что он говорил нам именем Господа Бога нашего» (Иер. 26:12–16).

Таким образом, освободясь от казни, Иеремия снова стал возвещать народу слышанное им от Господа, и предсказания его исполнились, но это не вразумляло упорствующих в грехах и в неверии Иудеев. Тогда снова излились угрозы Божии устами Его пророка. То было предвещание долговременного подчинения Иудеев власти чужого царя, разорения Иерусалима, запустения всей страны Иудейской. И действительно вскоре после того Иерусалим был осаждён и взят Навуходоносором, царём Вавилонским, который разорил храм и увёл в плен множество Иудеев. Над оставшимися он допустил быть царём – Иоакиму, поставленному царём над Иудеями фараоном Нехао, когда он завладел Иерусалимом. В это время лжепророки, желая быть приятными народу, ублажали его ложными обещаниями, что подчинённость его продолжится не долго и что пленники будут скоро освобождены. – Иеремия же, духом провидевший грядущие события, говорил другое; зная, что подчинение Иудеев будет долговременное, он увещевал их с покорностью принять это наказание Божие за их грехи и не возмущаться.

«Так говорит Господь, – передавал он народу: – ныне отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего; и все народы будут служить ему и сыну его, и сыну сына его, доколе не придёт время и его земле, и ему самому, и будут служить ему народы многие и цари великие. И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, этот народ Я накажу мечом, голодом и моровой язвой, – говорит Господь, – доколе не истреблю их рукою его... И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочётов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому, – ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас, и вы погибли»... (Иер. 27:6–10).

И к остатку старейшин между переселенцами, и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон, послал такое письмо Иеремия из Иерусалима: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся. Ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, – говорит Господь. Ибо так говорят Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Моё о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Взыщете Меня и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, и возвращу вас из плена, и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» ... (Иер. 29:8–14).

Между тем, доверяя лжепророкам, Иудеи только раздражались противоречащими их надеждам и желаниям скорого освобождения предсказаниями Иеремии и достигли того, что он был заключён в темницу. Тогда Иеремия, через ученика своего Варуха, который через окно темницы выслушивал и записывал слова своего учителя, повторил все пророчества, высказанные им до этого времени, и велел Варуху прочесть их народу. Варух прочёл свиток в присутствии народа и после того он передан был на прочтение самому царю. Слова пророка привели в ярость Иоакима, он сжёг свиток и приказал убить Иеремию и Варуха, но Бог сохранил их...

Между тем, слова Иеремии не замедлили исполниться. Навуходоносор послал войско против Иоакима, отказавшегося платить ему дань – на основании уверений своих лжепророков, что скоро последует освобождение страны от чуждого ига. Нападение врагов совершилось так неожиданно, что в Иерусалиме не успели приготовиться к сопротивлению. Иоаким был убит и труп его был выброшен за город (как это и было предсказано Иеремией); более десяти тысяч Иудеев были уведены в плен в Вавилон. – Избранный на царство Иехония также, по пророчеству Иеремии, был уведён в плен Навуходоносором, который поставил царём в Иерусалиме Седекию.

Седекия также совершал беззакония! Иеремия не переставал призывать всех к покаянию: «Выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой! – взывал вдохновенный избранник Божий, – так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от рук притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сём. Если не послушаете слов Моих, то Мною клянусь, говорит Господь, что дом сей сделается пустым и города ваши необитаемыми. Я приготовлю истребителей, каждого с своими орудиями; и многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: за что Господь так поступил с этим великим городом? – И скажут в ответ: за то, что они оставили завет Господа Бога своего, и поклонялись иным богам и служили им... Не плачьте об умершем и не жалейте о нём, но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей. А царя Седекию, – говорит Господь, – слуг его и народ, и оставшихся в городе сём от моровой язвы, и меча и голода, предам в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и в руки врагов его, и в руки ищущих души их; и он поразит их острием меча, и не пощадит их, и не пожалеет, и не помилует» ...

Сокрушалось любвеобильное сердце пророка, устрашающего братий своих грозными бедствиями, предстоящими им; пламенно молился он об отвращении Божественной кары, и Милосердый Господь утешал его откровениями далёкого будущего: «Любовью вечной Я возлюбил тебя (Иудейский народ), и потому простёр к тебе Моё благоволение. Народ, уцелевший от меча, нашёл милость в пустыне; иду успокоить Израиля. Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краёв земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, – великий сонм возвратится сюда. Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод, дорогой ровной, на которой не споткнутся... Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдалённым и скажите: Кто рассеял Израиля, Тот и соберёт его, и будет охранять его, как пастырь своё стадо. И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона... и душа их будет как напоённый водою сад, и они не будут уже более томиться... И изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их» ...

«Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о них, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слёз, ибо есть награда за труд твой, и возвратятся они из земли неприятельской»... (Иер.31). «И напою я душу утомлённую, и насыщу всякую душу скорбящую» ... – прозревает затем в таинственном откровении Боговдохновенный пророк – величайшее утешение мира: пришествие в мир Спасителя... «Вот наступят дни, – говорит Господь, – когда Я исполню слово благое, которое Я дал дому Израилеву и дому Иудину. В те дни и в то время возвращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни спасён будет Иуда, и Иерусалим будет жить безопасно; и сие есть имя, которым нарекут Его: Господь – оправдание наше!» (Иер. 33:14–16).

Между тем и для Седекии увещания пророка оставались гласом, вопиющим в пустыне... Подобно царям предшественникам своим, вместо того, чтобы вразумиться словами Иеремии об исправлении пути своего и о покорном перенесении наказания Божия за грехи народа, он продолжал творить беззакония и также поверил лжепророкам, ублажающим народ обещаниями скорого освобождения от власти царя Вавилонского, и отказался платить ему дань. Иеремию же за обличения его велел бросить в глубокий тинистый ров...

Погруженный в тину по самую шею, едва не погиб Иеремия, но, встретив защитника в одном из приближённых царя, по имени – Авдемелехе, был извлечён из ямы и отведён в темницу.

Между тем слова его не замедлили исполниться. Иерусалим был осаждён царём Вавилонским, жители подверглись всем мукам голода во время продолжительной осады, и город наконец был взят. Сыновья Седекии в глазах его были умерщвлены; сам же Седекия, которому выкололи глаза, был в цепях отведён в Вавилон. Храм в городе был разрушен, жители уведены в плен; Иерусалим опустел, в стране Иудейской остались одни земледельцы, да пастухи...

В то время, когда началось разрушение города, но прежде запустения церковного, освобождённый Иеремия взял скинию, устроенную Моисеем, и кивот завета со скрижалями, и при помощи священников и левитов отнёс эту святыню на гору Нафан, с которой открылась перед Моисеем обетованная земля... Здесь, положив в пещеру горы ковчег завета и алтарь кадильный, Иеремия заградил камнями вход в неё. Предание передаёт слова его, сказанные при этом случае священникам: «Господь отошёл от Сиона на небо и опять придёт с силой; а это будет, когда все народы станут поклоняться древу. Тогда Моисей вынесет из пещеры кивот завета, и Аарон разогнёт скрижали закона» ... Таким же образом скрыл Иеремия и огонь, постоянно со времён Моисея горевший в храме Иерусалимском; он скрыл его на дне глубокого и безводного колодца для того, чтобы Иудеи, по возвращении из плена Вавилонского, снова возожгли этот огонь в храме, который им предстояло построить.

Когда был взят и разрушен Иерусалим, то «об Иеремия Навуходоносор дал такое повеление Навузардану, начальнику телохранителей: возьми его и имей его во внимании, и не делай ему ничего худого, но поступай с ним так, как он скажет тебе». Тогда «послали и взяли Иеремию со двора стражи, и поручили его Годолии (оставленному царём Вавилонским за князя земли Иудейской), отвести его домой, и он остался жить среди народа» (Иер.39:11,12,14). Печальная жизнь наступила теперь для уцелевших от смерти и плена порабощённых Иудеев; Иеремия продолжал призывать их к покаянию и возвещать им волю Божию; скорбя вместе с ними, он излил скорбь свою в песне, известной под названием: «Плач Иеремии»:

«Как помрачил Господь во гневе своём дщерь Сиона! С небес поверг на землю красу Израиля, и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего».

«Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых».

«Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы Иерусалимские».

«Истощились от слёз глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, и удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа; потоки слез изливает око моё о гибели дщери народа моего; упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили!»

«От сего-то изнывает сердце наше; от сего померкли глаза наши».

«Оттого, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней» ...

«Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой в род и род. Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле... Неужели Ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» ...

Недолго Иеремия оставался в земле Иудейской; против воли своей он, вместе с пророком Варухом, должен был последовать в Египет за Иудеями, бежавшими туда от страха царского гнева за убиение поставленного над ними Годолии. Напрасно Иеремия советовал им оставаться в земле Иудейской, именем Божиим обещая им безопасное пребывание здесь и угрожая им страшными бедствиями в Египте по причине нападения на него Вавилонского царя; неисправимо-упорные Иудеи и в этот раз не послушали пророка и насильно увлекли его за собою в Египет.

Здесь прожил Иеремия четыре года и успел возбудить великое уважение к себе в Египтянах, видевших его святую жизнь и совершавшиеся по его молитве чудеса. Он и здесь продолжал пророчествовать, но и здесь ненавидели его Иудеи и, когда он повторил предсказание об истреблении Иудеев, пришедших в Египет, то они, в яростном негодовании на него, побили его каменьями... Пророчество же его не замедлило исполниться: в том же году Навуходоносор, овладев Египтом, повелел предать смерти всех бывших там Иудеев.

Спустя 250 лет по кончине пророка Иеремии (в Тафнисе, в Нижнем Египте, – библейский Цоан), мощи его были перенесены отсюда Александром Македонским в построенный им в Египте город – Александрию, на месте, называемом Тетрафил, которое почиталось народом по множеству мощей пророческих, погребённых там.

После пророка Иеремии осталось три книги: 1-ая из 56-ти глав, заключающих в себе вышеизложенные события и пророчества, 2-ая – Плач Иеремии и 3-я – послание его к отведённым в Вавилон пленным Иудеям.

Между прочим, Иеремия предсказал и жрецам Египетским падение идолопоклонства с рождением на земле Спасителя мира. Существует предание, что царь Птоломей видел, как Египтяне покланяются младенцу, положенному в яслях, и, когда спросил жрецов: что это означает, то они отвечали ему, что св. пророком (Иеремиею) заповедан этот обычай и что они ждут разрешения этой тайны...

Спустя 400 лет по смерти Иеремии, Израильский полководец Иуда Маккавей, отправляясь в поход против царя Антиоха, видел в откровении пророка Иеремию молящимся за народ Иудейский с первосвященником Ониею; при этом Иеремия, подавая золотой меч Иуде Маккавею, сказал: «прими этот меч, дар Божий, и сокруши им врагов Израиля!»

Так и за пределами могилы не умирает, но вечно живёт то святое чувство, которое воодушевляло человека в его земной жизни...

Примечания
1* Между прочим, так обличал Иеремия лжепророка Ананию: «Не посылал тебя Господь и ты ложно обнадёживаешь народ! Посему так говорит Господь: вот Я сброшу тебя с лица земли; в этом же году ты умрёшь, потому что ты говорил вопреки Господу». И умер Анания в том же году, в 7-м месяце (Иер. 28:15–17).
2* Царица Елена украсила зданием место или ров в Иерусалиме, куда ввержен был Иеремия («Полн. месяц. Востока» архим. Сергия, т. II, ч. II, 120).