Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память преп. Иринарха Ростовского

 Память преп. Иринарха Ростовского

Св. преп. Иринарх Ростовский

Преподобный Иринарх, в мире Илия, родился в земледельческом быту дер. Кондаковой, Ростовского округа. Во время бывшего здесь голода, два года жил он в Нижнем Новгороде, и, потеряв отца, перешёл с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На 30-м году жизни, оставив мир, постригся в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелёгкого подвига к тяжёлому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, который наносили ему люди, не понимавшие его, благотворны были душе его. Он начал подвижничество своё тем, что стал ходить босой и в рубище. Монах босой и в рубище – какое неприличие. Так говорили дорожившие нарядом, а не своей душой! Чтобы заставить Иринарха носить обувь и рясу, его то запирали на несколько дней в холодную келью, то в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный переносил всё это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырём, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешёл в Авраамиев монастырь. Здесь назначили ему должность келаря. Строгий к себе самому, он сильно скорбел, что другие без страха Божия расточают собственность обители.

По смерти матери уединился он в келье отшельника Лазаря. В это время в Авраамиевой обители подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха. Спустя 3 года, возвращённый новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, блаженный явился в ней с тяжёлыми веригами на плечах и с оковами на ногах. Страдания распятого Спасителя более и более становились предметом любви его, душа его глубже и глубже наполнялась ими. Он молился в храме пред распятым Спасителем об указании ему пути спасения и, получив тайное извещение, затворился безвыходно в келье, достал трёхсаженную цепь и ею приковал себя к стулу. Послушник Алексий вызвался служить строгому затворнику и с именем Александра стал жить при нём; он-то впоследствии и описал жизнь наставника своего. По совету блаженного Иоанна большого колпака, Иринарх устроил себе сто медных крестов и повесил их на вериги; к ним присоединил он и ещё 30 крестов. Так подвизался труженик Божий 6 лет! Ему прислали из Углича цепь в 3 сажени; он прицепил её к своей и так провёл другие 6 лет; присоединив, затем третью цепь, он просидел на девятисаженной цепи 13 лет. Люди, не понимавшие ни себя, ни подвижника снова выгоняли его из Борисоглебской обители: но спустя год, возвратился он в свой затвор. Здесь он увеличил ещё тяжесть для тела своего. Ночью спал он только два часа; бо́льшая часть времени его занята была молитвой, в другое время занимался он рукоделием – шил власяницы и клобуки, а выручаемые за то деньги раздавал нищим. Христу сораспялся, говорил апостол. Без сомнения, показывал он тем собственно распятие самолюбивых желаний души. Но если для сего распятия употребляется доброй волей какое-либо страдание телесное: такое дело воли не заключает ли в себе распятия внутреннего? Таково значение подвигов блаж. Иринарха!

Тяжкими и долгими подвигами очистилось духовное зрение преподобного и дух его стал так силён, что начал он оказывать услуги не только ростовскому краю, но и целой России. В одно время в тонком сне видит он Москву в огне и во власти Ляхов и голос сказал ему: иди, скажи об этом царю. Он явился к царю Василию Иоанновичу и рассказал о видении; царь принимал его с честью, но он пробыл в Москве только сутки. Пророчество его скоро сбылось.

В 1609 году ляхи завладели Ростовом; свирепый пан Микульский явился в Борисоглебский монастырь и, войдя к старцу с другими панами, спросил: кого признаёт он за царя? «Я живу в России, – отвечал старец, – и признаю Русского; другого же не знаю».

Когда подошёл Сапега с войсками к монастырю: все ожидали, что монастырь будет истреблён вместе с иноками. Преп. Иринарх слёзно молился Господу. Сапега пришёл к старцу в келью. «Благослови батько! как терпишь ты эту муку в такой темнице?», говорил подвижнику Сапега. «Для Бога», отвечал старец. Он не молится ни за короля, ни за Димитрия, сказали пришедшие с Сапегой. Старец повторил прежний свой ответ, и Сапега сказал: «правда в батьке велика: в какой земле жить, тому и служить». Старец сказал Сапеге: «возвратись, пан, в свою землю; полно тебе разорять Россию: если не выйдешь из России, или опять придёшь, – уверяю тебя Богом, – убьют тебя в России». Сапега призадумался и сказал: «что бы подарить тебе? Такого батьку не видал я нигде, столько бесстрашного пред нашим мечом. «Господь питает меня, отвечал старец: но как наставит тебя Бог, так и поступай». Сапега прислал 5 рублей денег и строго запретил тревожить обитель.

Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на помощь Москве, опасался Заруцкого, по проискам которого убит был Ляпунов. Преподобный послал князю благословение и просфору, со словами: «ступай в Москву, не боясь Заруцкого; увидите славу Божью». Князь пришёл сам к св. старцу и преподобный дал ему свой крест и благословение. Пожарский, совершив подвиг, возвратил крест затворнику и освободил своей грамотой монастырь от доставления припасов для войска.

За два года до кончины, блаженному Иринарху пришлось вытерпеть ещё насилие от иноков, какого не терпел он от ляхов: его вытолкали из затвора и сломали при том руку ему. Снова явились затем Ляхи в Ростове; иноки разбежались; Иринарх остался в своём затворе. «Благослови батько! сказал вошедший к нему польский начальник; Сапега убит под Москвой, как сказал ты». «Если не уйдёте в свою землю, не быть и вам живыми», сказал старец. Поляки оставили Ростов, не тронув никого, по уважению к старцу.

Подвижник Божий 38 лет изнурял тело своё на особенном пути своём и скончался на 69 году жизни своей, января 13 д. 1616 года. По смерти его совершилось несколько исцелений для призывавших молитвенную помощь его; особенно бесноватые боятся креста его и получают здравие при возложении его на них.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Иринарха, опис. учеником его Александром. Отрывки жития напеч. в чтен. м. общ. ист. 1847 г. № 2. Ундольского в библиогр. разысканиях стр. 62–68. Москва. 1846 г.
2* В 1618 г. по прошению архимандрита Авраамиева монастыря Иосифа и затворника Пимена, ц. Михаил утвердил за обителью земли её. След., тогда ещё жив был старец Пимен. В Ркп. святцах «преп. Афанасий и Пимен в Аврамьеве монастыре». Здесь же ещё «преп. отец Пимен затворник Богоявленский», по другому списку, «затворник и вержиник, что в Богоявленском монастыре во Острове».
3* Ркп. святцы: «преп. отец Иринарх затворник Борисоглебского монастыря, преставился в л. 7123 (1615), января 13 д.». По житию, скончался в 1616 году.
4* Записки монастырские о чудесах.