Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Елеазара Анзерского

 Преставление преподобного Елеазара Анзерского

Св. преп. Елеазар Анзерский

Уроженец г. Козельска, сын купца Севрюкова, Елеазар ещё в молодых летах пришёл в Соловецкую обитель и испытанный послушаниями пострижен был в монашество; строгим постом, крепостью в молитве, глубоким вниманием к себе самому он приобрёл себе уважение братии и любовь игум. Иринарха. Ревнуя служить Господу с самоотречением более тяжким, по благословению преподобного Иринарха, удалился он на Анзерский остров, за 20 вёрст от обители, и здесь стал подвизаться отшельником, не развлекаемый никем. Сперва жил он на горе у озера. Для пропитания своего на пустынном острове делал он своими руками деревянные чашки, ставил их у морской пристани, и временные гости – моряки оставляли отшельнику хлеб и другие съестные припасы. Спустя 4 года, в 1616 г., постриженный в схиму, перешёл он к ветхой церкви с. Николая, поставленной для временных тружеников на солеварнях. Здесь поставил он себе малую келийку и жил с Господом.

Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Преподобный Елеазар ввёл для сподвижников древний чин скитского жития. Кельи безмолвных пустынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались они для общей молитвы и в следующий день, совершив воскресное пение, расходились по кельям для Богомыслия. Молитва, псалмопение, рукоделие по силе, составляли обыкновенное занятие их. О душевных смущениях открывали они пр. старцу. Преподобный был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения. «От многого божественного писания, сказано о нём во вкладной книге скита, различные повести собра и три книги цветника своей рукой написа уставом; такожде и чин монашеского келейного правила в писании – от искуса, добре истолкова». В другое время преподобный то коленопреклонно молился, то рубил дрова и носил их на спине своей. Немало пришлось ему претерпеть искушений то от духа злобы, то от людей немощных.

Раз явился ему искуситель в виде брата обители, с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приводилось ему читать молитву Господню – Отче наш, мнимый брат выходил из кельи; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа: а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его.

Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола и узнавший о пр. Елеазаре от прежнего келаря лавры, а теперь подвижника Соловецкого Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после тёплой мольбы старца, в 1629 году родился царевич Алексей. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий, по вступлении на престол, предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царём. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу.

Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал всё, что мог для покоя преп. Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика; в 1655 г. патр. Никон выпросил у царя отпускать в анзерский скит более прежнего свеч, ладана, вина и муки для церковной службы; установил быть 17 братиям в скиту и послал от себя серебряные оклады на икону и дары скитникам деньгами и рыбой. Св. старец скончался, после 40 летних подвигов, янв. 13 д. 1656 г. Память его чтится местно.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Елеазара нап. в Православн. собеседн. 1860 г. 1. 108–120, 237–259. Писатель говорит: «бысть по нем царь Алексий Михаилович, ныне царствующого родитель» (стр. 241). Далее он выставляет себя жителем скитским, но который пишет то, что слышал от «сказателей» (стр. 249). Потому житие писано в 1706 г.
2* Опис. Соловецкого монастыря, 128, 317–324, 328, 353–355.
3* Грамота Никона, напечатана в III части описи Соловецкого монастыря 329–331.
4* Опис. Соловецкого монастыря, стр. 324–326. Ркп. святцы: «преп. Елеазар, строитель Анзерского скита, иже на Океане». Тропарь и молитва преподобному Елеазару – у Царского № 744.