Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о святом Василии, епископе Рязанском

 Память о святом Василии, епископе Рязанском

В сказании «о граде Муроме и о епископьи его» читаем: «неколикое время бысть во граде Муроме епископ праведен, именем Василий, сего добляго жития нетерпя враг, нача нань споны творити». По другому известию о св. Василии, спустя много лет после благов. Муромского князя Петра прибыл в запустевший Муром князь Георгий Ярославич, поставил себе двор, и тоже сделали бояры его и купцы. – Князь возобновил древний храм Благовещения и другой св. страстотерпцев Бориса и Глеба, поставил у церкви мучеников дом для епископа и призвал на кафедру епископа Василия, человека праведного и благочестивого. – По тому и другому известью против праведного святителя восстали с подозрениями в нечистой жизни его, от того только, что видали в его келье девушку; чернь и знать потребовали, чтобы Василий оставил Муром. «Возсташа на св. владыку, говорит ещё иной памятник, и поругашася ему, ни святительства его убояшася, ни благолепия честных его седин устыдешася и спасеннаго его учения отвергошася и из града Мурома изгнаша». Древняя повесть говорит: «приидоша к епископу в дом тоя ради вины изгонити из епископьи. Епископ же приим икону Предвечного написана Младенца и Богородицы, на нюже имеяше надежю о всяцем спасеньи своем, пойде из епископьи и провожаху его до реки Оки». По другому сказанию, праведник уверял народ в своей невинности; но его не слушали и хотели даже убить. Тогда сказал он: «отцы и братья! дайте мне время до утра». Затем молился он со слезами во всю ночь в храме мучеников, с наступлением дня совершил литургию и взял с собой ту святую икону, которую принёс с собой просветитель Мурома св. князь Константин. «И хотяху, продолжает древняя повесть, дати ему отплыти судно мало. Святый же стоя на брезе, снем манатью и простре на воду и вступи на ню, нося Божий и Богородичный образ. И абие духом бурным несен бысть с образом противу струям, отюдуже река течет. Поведаху же, яко бысть се в 3 часу дни и того же дни, в 9 час, Божиим неизреченным повелением приплы на манатьи своей вверх в место, еже ныне зовомо старая Рязань. Князь же Рязанский Олег срете со кресты. «Ту бо тогда пребываху князя Рязанстии. Чудесная же та икона, юже епископ принесе, и до ныне в Рязани есть. Он бо верою упова на Ню (Богородицу), Сия же милостью удиви, хотя явити без порока раба Своего».

Современностью св. Василия кн. Юрию, возобновителю Мурома, и кн. Олегу поставляется вне всякого сомнения то, что св. Василий епископ жил и почил в средине XIV века. По летописям, князь Юрий Ярославич, сын князя Ярослава Юрьевича Муромского и младший брат кн. Василия, возобновил на старом месте Муром в 1351 г. после того, как Муромский край не раз опустошаем был Татарами. Возобновителю Мурома естественно было пожелать, чтобы кафедра епископа была поставлена в его новом городе, тем более, что это был город, освящённый пребыванием св. кн. Глеба и город старшего из княжеств Рязанских; да и новая Рязань так была опустошена перед тем, что Рязанский князь Ярослав (Димитрий) Александрович жил (в 1343 г.) в Ростиславле, малом городке на Оке, близ Каширы. Между тем и в Муроме блаж. Василий, по возвращении своём из Москвы после хиротонии, не мог уже застать князя Юрия: тот в 1354 г. изгнан был кн. Феодором Глебовичем и хотя домогался возвратить себе Муром, но умер в темнице. Волнения сильные происходили тогда в Муроме, и они, конечно, были в связи с печальной судьбой блаж. святителя. Эти волнения, плод княжеских раздоров, объясняют нам происхождение клеветы, взведённой на святителя, клеветы дикой, мало доступной для простодушного народа, без участия стороннего.

У кн. Олега Ивановича блаж. Василий нашёл самый радушный приём. Он пользовался уважением и князей Рязанских и первосвятителей России. Святитель Алексий писал о нём грамоту на Червлёный Яр, с строгим обличением своеволию паствы. Князь Олег в грамоте своей Ольгову монастырю писал: «милосердием Божиим, молитвою отца моего князя великого Ивана Александровича и благословением Василия, епископа Рязанского и Муромского, я, князь великий» и пр.. Князь Олег пожаловал уважаемому святителю несколько сёл с богатыми угодьями и с правом суда; а Пронский князь Владимир Дмитриевич дал место на Дону с бобровыми гонами. Блаженный святитель не долго управлял Рязанской паствой. Он, как видно, созрел в жизни духовной и до поступления на кафедру. Блаженная кончина его последовала 3 июля 1360 г.. Надгробная надпись давнего времени говорит: «перенесены мощи, иже во святых отца нашего Василия, епископа Рязанского и Муромского чудотворца, из старого Острога, от церкви св. страстотерпцев Бориса и Глеба, в новопостроенную церковь Успения Пресвятые Богородицы, преосвященным Феодоритом, архиепископом Рязанским и Муромским. Это происходило 10 июня 1609 г.. С того времени каждый год праздновали июня 10 память св. Василия, епископа Рязанского, как видно по записям кафедры; на водосвятной чаше 1653 г., устроенной архиеп. Мисаилом, упоминается «св. Василий епископ Рязанский чудотворец» вместе с князьями Борисом и Глебом; а на серебр. кресте 1655 г. св. Василий изображён с св. Ионой митрополитом. Указом Синода 1814 г. дозволено праздновать апреля 12-го чудотворной иконе Муромской, прославившей невинность святителя, а его память – в неделю всех святых. О нём же вспоминается мая 21 вместе с св. князем Константином Муромским.

«Не прикасайтеся к помазанным Моим и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). «Слушающий вас (иерархов) Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16). Эти слова Господа сами собой становятся в заключение истории святителя Василия.

Примечания
1* Повесть в ркп. XVII в. Моск. д. акад. Она же у Царского в ркп. XVII в. № 397. По языку оно принадлежит началу XVI в. или концу XV в. В лет. Рус. лит. 1859 г. 4, 59–61, напеч. по ркп. XVII в. – довольно изменившей текст.
2* „Сказание о обновлении града Мурома и о св. Василии, епископе Муромском“, в ркп. нач. XVIII в. Румянц. № 364. Здесь оно следует после жития св. кн. Константина. Нап. в Памят. Русск. лит. I, 235–237. СПб. 1860 года.
3* У Воздвиженского послание Муромцев.
4* Ркп. житие кн. Константина. Пролог 21 мая.
5* Древний стольный город Рязанских князей называется городок „Старой Рязанью“ в грамотах XV в. (собр. грам. 1 № 127. 144), а также в книге большого чертежа; а в 1679 г. уже „село Старая Рязань“. Грам. Пискарева № 45. Страус в 1669 г. писал о Рязани: „развалины, тут находящиеся, показывали, что когда-то Рязань была большим городом“. Сл. Калайдовича письма об исследов. в Рязани, М. 1824. Ж. М. Просв. 1849. ч. 63, отд. VI, 357. 358.
6* Собр. л. VII, 244. I, 201. 226.
7* Никон. л. III, 194. 205. Собр. л. VII, 244. Карамз. 4, прим. 370, кн. Василий Ярославич, брат Юрия, похоронен в церкви Бориса и Глеба на р. Ушне в 15 вер. от Мурома. До 1351 г. Муромцы от разгромов неприятельских жили в 8 верстах от Мурома, у села Чаадаева. Владимирский сборник, стр. 82. М. 1857 г.
8* Муромский край опустошаем был татарами в 1281 г. (собр. л. VII, 180. Никон. л. III, 72. 73), в 1288 г. (Карамз. 4. пр. 182) и в 1293 г. (совр. л. III, 190).
9* Карамз. 4. пр. 335.
10* В каком году посвящён Василий? Летописи (Карамз. 4, пр. 399. Ник. л. 3, 206. Собр. лет. I, 230. Степ. кн. 1, 452–454) говорят о том под 1356 г. по тому случаю, что в этом году умер Ростовский епископ Иоанн и посвящён Игнатий, и под тем же годом ставят ещё посвящение двух епископов. – Будто и вероятно, что четверо посвящены в один год, тогда как моровая язва действовала в 1353–1355 г., и св. Алексий возвратился в сане митрополита в Москву в 1354 году.
11* Никон. л. III, 205. 206.
12* Ист. акт. 1 № 3.
13* Ист. акт. 1 № 2.
14* Кн. Олегом даны блаж. Василию: место на р. Кикине у с. Селезнева, „первых владык купля“, Воинское, Засечье, Хмелево. – Воздвиженского Рязан. иер. 49. 50. Иловайского Рязан. княж., стр. 257. 285.
15* Никон. л. IV, 62. Карамз. 5, пр. 55. Ркп. святцы: „святый Василий епископ Рязанский, чудотворец – преставися в л. 6800 июля в 3 д.“. Здесь показание о годе кончины – не полное: не показаны десятки и единицы. Это – не первый примерь в ркп. святцах. – Надлежало написать: „в л. 6868“. Рязанский старожил (Чтен. обиц. ист. 1859 года, кн. 3) бьётся из всех сил доказать, что св. Василий скончался в 1292 г., и выдаёт такую мысль о св. Василии за предание. Странно! Будто предание считает года событиям; года считают книжники. Старожил указывает на то, что в службе св. Василий назван первым Рязанским епископом. Но: а) когда написана служба? Без сомнения, по перенесении мощей, в 1609 г. б) Мнение о том, что св. Василий был первым Рязанским епископом, во всяком случае несогласно с летописями и Рязанскими грамотами (Рязанские иерархи пр. 2. 6–8, стр. 3. 8). „Предание, говорит старожил, записано на гробнице св. Василия и на памятнике чугунном“. Даже и чугунный памятник, поставленный в нынешнем столетии и с самыми грубыми ошибками в надписи, – для старожила решает вопрос о годе кончины св. Василия!.. Когда написана надпись на гробнице? По исследованию Воздвиженского, в 1715 г. (иер. 21). Старожил говорил, что это – не первая надпись, и выставляет следующие слова просьбы 1723 г.: „а что написано было у гробницы его, Василия епископа, в возглавии на клейме, вместо тумбы, образ перенесения мощей... и то написано по прошению тояж церкви бывшего дьячка Бориса Иванова, а написал я (священник Успенского собора) тот образ с совету товарища своего попа Льва против летописи, что написано с каноном Василия епископа“. За эту выписку – благодарность Рязан. старожилу. Но от этой выписки также нелегко ему, как и от канона. Очевидно, первая летопись написана в одно время с каноном, т. е. не раньше 1609 г. После того, так как старожил не выставляет более отзывов предания или доказательств своему мнению, то статья его должна бы назваться так: голос в защиту произвольного мнения книжников XVII в. о св. Василии.
16* Воздвиженского Ряз. иер., стр. 22. О Рязанском или древнем городе см. древности гор. Рязани в Чтен. общ. ист. 1859 г., стр. 104–108. О Борисоглебском соборе Рязанские иерархи, стр. 22. 23, пр. 85.
17* Рязанские достопамятности § 133 и 83.
18* Свед. о Рязанской епархии, стр. 127. 128. 181. 184, в Чтен. общ. ист. 1863 г., кн. 3.
19* Ibid., стр. 128. 166. 167.
20* Пролог мая 21 ркп. и старопечатный.