Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о святом Стефане Первоначальном, племяннике его Давиде и сыне короле Владиславе

«Свят Симон монах», так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного короля Сербского с огромной бородой в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху.

Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то перед собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербией старшему сыну Стефану. «Оставих на престоле моем любавного ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора», так говорил сам отец. Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия. Но потом, не смотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельном княжеству своему Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты. Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с Сербского престола. Он вошел в сношения с папой, располагавшим тогда силами Запада, и подчинился распоряжениям его. Венгерский король, со своей стороны, дал обещание папе, по его убеждению, ввесть папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они уже провозгласили Вулкана королем Сербии. Стефан не пренебрегал и тогдашним сильным средством против врагов. Он просил через послов своих мощного папу защитить его права от насилий Венгрии. – Венгерский король, опасаясь, что его могу унизить пере Стефаном для целей романизма, поспешил просить папу не доверять покорности Стефана. Так замыслы страстей вошли во борьбу между собой и открыли для чистой совести путь дойти до цели своей. Благочестивый Стефан хорошо понимал папизм. Он ограждал себя другими, более надежными мерами, чем власть князя земного. Он с сокрушением сердечным молил небо и его друзей о помощи, – просил брата, преподобного Савву, для спасения Сербии перенести мощи преподобного отца их в Сербию. «Брат мой, писал он, пренебрег завещанием отца и господина своего, – привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но – мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силой Своей, Господь возвратил в свое отечество. – Прошу тебя, преподобный отец Савва, – принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровью, пленена иноплеменными, враги одолели нас и – по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберет воедино рассеянных и посрамит противников. Вулкан по сербской почтительности к отцу явился на встречу мощей святого отца; потом быв свидетелем чудес святого отца, по убеждению преподобного Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его. Стефан со своей стороны помог брату выгнать из Хлума западника Петрислава, оставив за последним только Невесин и Дебре. Бра Вулкан скоро умер; удел его Зета предоставлен был Стефаном двоюродному брату Андрею Мирославичу.

 Память о святом Стефане Первоначальном, племяннике его Давиде и сыне короле Владиславе

Сын Вулкана, благочестивый князь Димитрий охотно довольствовался уделом, какой назначил дядя; он построил обитель на реке Лим в Бродареве и, приняв иночество, с именем Давида по смерти чтился Сербской Церковью между святыми. Так Стефан спокойно располагал уделами Сербии, как верховный правитель всей Сербии.

По усмирении домашних врагов Стефану пришлось бороться со сторонними неприятелями. Против него восстали Болгарский царь Борис и тесть его Латинский император Царьграда. Они заняли Ниш и хотели отнять города, которые когда-то были болгарским и потом греческими, а теперь принадлежали Сербии. Тяжело было Стефану: неприятели были сильны. Но за Стефана отец его. «Неприятели были приведены в ужас явлением святого, бросились бежать и рубили друг друга, – наконец, ушли восвояси, униженные и посрамленные».

Блаженный великий князь был весьма добродушен и сострадателен. Болгарский князь искал смерти князя Стрезы, родственника покойного князя Болгарского Ясеня. Стреза с дружиной, верной ему, искал себе защиты в Сербии. Добрый Стефан укрыл у себя беглеца. Князь Борис с угрозами требовал выдачи Стрезы. Стефан побратался со Стрезой и дал ему для житья крепкий замок Просек, потом передал в его управление несколько других мест, принадлежавших империи. – Стреза оказался великим негодяем. Женившись на незаконной дочери латинского Константинопольского императора, он скоро научился у рыцарей Запада беспутной их жизни и в надежде на тестя дозволял себе безобразия всякого рода. Утешением его было сбрасывать людей с утеса в бурный Вардар, который справедливо назывался хищной рекой. Не было проезда никому мимо замка Стрезы, – каждому грозила опасность от прихотей жестокого владельца. – Стефан не раз посылал к Стрезе с напоминанием о долге правды и человеколюбия; Стрезе все было нипочем. Наконце, Стреза поднялся войной против благодетеля своего и грозил согнать Стефана с престола. Не внявший убеждениям святого Саввы нечестивец поражен был гневом Божиим: ночью в ужасе от приведения заколол сам себя.

Точно также неожиданно погиб Грек Михаил, захвативший у Сербии Драч. Опаснее был венгерский король, поднявшийся против Степана, по наущению злившегося латинского императора. Тогда как последний шел к Сербии с востока, венгерский король с севера вступил в Сербию. Неожиданное примирение венгерского короля со Стефаном заставило латинянина возвратиться ни с чем.

По окончании этих бед блаженный Стефан, благоговея к памяти великого отца своего, как образца правителя умного и молитвенника в загробной жизни, описал житие великого жупана Стефана Немани.

Так как по завоевании Константинополя латинянами (1204 г.) насилия романизма стали настойчивее, а меры вредить православию шире и сильнее, то Стефан в ограждение безопасности Сербии вступил (в 1216 г.) в брачный союз со внучкой венецианского дожа Дандоло. – Папа побаивался сильной тогда Венецианской республики. Потому, когда сильные родственники жены Стефановой попросили у папы для Стефана королевского венца и защиты против Венгрии, папа в 1217 г. поспешил прислать ему венец, а королю венгерскому послал запрещение называться Сербским королем. – Чтобы не быть непризнательным к папе, Стефан утвердил за Млетским Бенедиктинским монастырем остров Млет и Бабино поле. – Папа мог тешиться мыслью, что приобрел себе нового подданного – короля; но благочестивый сын Немани, видевший мерзости питомцев папы в Царьграде, не мог и подумать о религиозном союзе с папой; во всю жизнь не искал он суетной славы; кротость составляла отличительный характер его. «Аз грешный Стефан», так писал он в грамотах. Современные владетельные лица по какому-то странному увлечению один перед другими спешили выпрашивать у папы королевский венец, как например современный князь Болгарский; но блаженный Стефан принял венец, когда тот прислан был папой, а не искал его. К тому же сербский народ не был доволен и тем, что православный властитель вступил в сношение, хотя и политическое, с ненавистным папой. – Так королевский венец, присланный папой в Сербию, не произвел перемены в отношениях Сербии к православию. Когда же святой Савва посвящен был в архиепископа Сербского, то по совещании с представителями Сербской земли короновал он брата своего венцом, присланным от греческого императора, помазал его святым миром и отдал в королевскую мантию. – При этом блаженный король торжественно исповедал, что он – верный сын восточной православной Церкви. Вслед затем сделаны были распоряжения в ограничение произволов иноверия. – Возвышение сербского властителя возбудило зависть с венгерском короле, а новое венчание его – досаду в папе за пренебрежение к его дару. Король Венгерский объявил Сербии войну; по личным сношениям святого Саввы с Венгерским королем война отклонена.

Первоначальный краль употребил власть свою во ослабление в народе обычаев несогласных с христианством. В грамоте Жичскому монастырю изложил он меры против своевольных разводов брака и против таких же сочетаний брака. По первому предмету писал он: «если кто окажется нарушителем страшной заповеди», прогонит от себя жену: то «с виновного взыскать 6 лошадей в пользу короля и в пользу судьи 2 лошади, а с бедного поселянина – 2 вола», брак же остается в силе. Если жена по своей воле оставит мужа, муж наказывает ее по своему усмотрению, если же участвовали в том родители, «они наказываются, смотря по их состоянию». Первоначальный запретил сочетания в родстве, например по смерти жены брать за себя сестру ее; в предупреждение незаконных сочетаний повелел обращаться перед браком ко священнику с просьбой разыскать, нет ли родства между желающими брачиться. Для того, чтобы в благонамеренных распоряжениях по церковным делам не допустить какой-либо ошибки против постановлений вселенской Церкви, он входил в письменное сношение с просвещенным болгарским архиепископом Димитрием Хоматиным, знатоком церковных правил.

Святой король много благотворил храмам и обителям православия: Студенице, Милетскому, кафедральному в Жиче, Сопочанам, Которскому монастырю Превале, где впоследствии паписты отравили зараз 72 инока. Не говорим о Хиландаре.

Некрепкий здоровьем, блаженный Стефан в болезни почувствовал близость смерти и желал принять пострижение от руки святого брата своего. Святитель Савва, имея в виду не глубокую старость его отвечал, что еще будет время для выполнения желания. Когда же по новому призыву к умирающему королю явился владыка, брат-король лежал уже бездыханный. Пораженный скорбью святитель помолился, и Стефан ожил, чтобы выполнить желание его; пострижение совершено, и он предал дух свой Господу, сентября 24-го 1224 г. Тело короля-инока через год по смерти оказалось нетленным, и он причтен к лику святых.

Из четырех сыновей его трое: Родослав (с октября 1224 г.), Влавислав (с февраля 1230 г.) и Стефан Урош, храпавый (с 1239 г.), один за другим, были венчанными королями Сербии.

Сын, король Владислав, как и отец, чтится в числе святых. Ему пришлось потерпеть довольно тревог от людских слабостей. Брат его Родослав, сведенный с ума беспутной женой, венецианкой, за беспутсва выгнан был из Сербии, и Владислав объявлен был преемником его. – Но Родослав грамотой от 04 февраля 1234 г. объявил из Дубровника, что он – король Сербии и надеется возвратить себе престол, которого лишен братом. Убеждения святителя Саввы заставили Родослава принять монашество. Едва кончились эти тревоги, как Владимир, граф Омышский со своими Омышанами, привыкшими с морскому разбою опустошил приморские земли Сербии. Расправившись оружием с грабителями, Владислав обязал Рагузян грамотой не помогать ни Владимиру, ни другому подобному, в действиях неприязненных для Сербии. – Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране своей и разработкой их обогатил Сербию. По известию Даниила, «желая достигнуть небесных селений, он построил на земле храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями; им с основания построен храм Вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы. Благотворения же его нищим, странным, больным – неисчислимы. Королевствовав 7 лет, перешел в вечность с радостью о Господе. Тело его положено было в монастыре Милешеве. На монетах писался он: «раб Христов Владислав», и изображался: «стоящий король с венцом на голове, в длинной одежде, опоясанный, с державой в правой руке». В Милешевской обители еще цело на стене изображение с надписью: «обретение мощем святого Стефана». – В древнем сербском уставе под 30 июля, сказано: «бысть объявление мощем краля Владислава, хтитора Милешевского, в дени многокрасного царя Уроша».

Примечания
1* Зап. геогр. общ. XIII, 147. Еще изображение его – в Грачанице. Ibid. 236. На монетах: первомуч. Стефан передает королю длинный крест с двумя перекладинами на верхнем конце, со словами на стороне: тех, с звездою на нижнем конце. Гласник 111, 199–201. В Сербляке изображение не совсем сходно с древними.
2* Хризовул Хиландарю у Григоровича, стр. 40.
3* Запись в церкви св. Стефана, в Алексинецком округе: «въздвигвеся храм сы во дни благовернаго кнеза Стефана в л. 6707 (1199). Аз кнез Стефан с братом своим Влокмь приложих к. ризи Морове сь семи старинарами... 53 винограда у Липовици». Гласник 1. 184.
4* Innocentii epist. lib. 2, ер. 176. 178.
5* Письмо Вулкана к папе от 2 янв. 1199 г. in monum. Slavorum р. 7. Romae 1863.
6* В 1202 г. папа поздравлял короля Венгерского с покорением Сербии и упоминал о том, что Венгерский король передал права свои на Сербию Вулкану. Assemani calend. V, 26.
7* Папа в 1204 г. писал к Венгерскому королю: «не надобно забывать, что благородный Стефан, мегаложупан Сербии, чрез посланников, смиренно просил нас, дабы легат ваш, явясь в Сербию, привел ее в повиновение Римской церкви (лукавое двумыслие!) и подал царству его корову. Мы с собором соизволили на прошение и поручили посольство пречестному брату вашему Албанскому епископу (т. е. in exteris). Но узнав, что это неприятно вашей светлости, за любовь твою, не без смущения, отложили свое намерение». Raynald 1, 190. Верить папе на слово, будто Стефан просил привесть Сербию в религиозное «повиновение Римской церкви», может только тот, кто не знает языка тогдашней дипломатики папизма, намеренно мешавшего политическую учтивость с религиозною. Если бы папе дано было обещание папизма со стороны Стефана, он не был бы так учтив пред Венгерским королем, прислал бы и венец Стефану и под угрозою анафемы запретил бы Венгерскому называться королем Сербии. Венгерский король точно дал обещание папе привесть Сербию в повиновение папе (письмо у Черниговца De Spiritu s. р. 957); во с одной стороны увидал, что Сербский народ повторяет анафему папе, с другой ссора Андрея с братом Мирком и Венецианцами заставила Андрея хлопотать о себе, а не о папе. По этим-то причинам и папа, собравшийся по надеждам на короля Венгерского наложить властную руку на Сербию, вынужден был расстаться с мечтами.
8* Стефан в житии отца своего, у Шафарика, стр. 19.
9* Св. Савва в житии Немани, у Шафарика, стр. 13. Дометианово житие св. Саввы. Баснь Грека Никиты об отношении Стефана к Гречанке Евдокии, употреблявшей в орудие злости своей Вулка, разобрана Раичем 11, 361. 362. Книга Евангельских чтений, писанная при Волке, сыне самодержавного Стефана Немани, великом жупане Зетском и Поморском (Прохорова древн., тетр. II, стр. 150–152), писана не позже 1208 г.
10* Луккари р. 30. Орбиви в Гласнике XII, 404. 405. 417. 418.
11* Гласник XII, 412. 411.
12* Житие св. Стефана Лазаревича: «Вълканъ – великий князь, роди сына жупана Дмитрия, в иноческом сане Давид именовашеся и светый, созда церковь при реке Лиме в месте Бродареве». Блаж. Давид похоронен был подле отца своего, у мощей св. Немани, в Студенице. Летоп. в Гласнике У.48. X. 264. Изображение святого Давида у Григоровича, стр. 151. 65. 66.
13* Стефан в 1217 г. назывался: «велии краль, наместныи господин вьсе Срьбске земле и Диоклие и Дальматие и Травуние и Хльмске земле». Споменници № 51. Раич II, 355.
14* Стефана житие Немани, у Шафарика, стр. 21. 22.
15* Вот что делали рыцари запада, взяв Константинополь: «святые образа бесстыдно потоптаны. О горе! мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости... Божественное тело и кровь Христовы были разлиты и разбросаны по земле. Некоторые из них разбивали драгоценные чаши, их украшения прятали в пазуху, а из них пили, как из бокалов... Когда им нужно было вынести из храма священные сосуды – предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым обложены были кафедры, амвоны, врата, они ввели в притворы мулов и лошадей с седлами... Какая-то женщина, – восседая на патриаршем престоле, пела неприличные песни и ломаясь скакала вокруг... Разве могли пощадить жен, дочерей и дев посвященных Богу те, которые не щадили Самого Бога?... Кто сколько-нибудь противоречил им или отказывал, тому грозил нож»... Никита Холиат в истории, кв. 1, гл. 6. См. Стасюлевича средн. века III, 608. 609.
16* Западный паломник называет Вардар fluvius гарах, хищною рекою, так как течение ее бурное, aqvae cursu rapido. (Wilhelmus Tyrius ap. Murator. Italie. 2. 287). Никифор Вриэнний: «Вардар вытекает из гор Мисии и, проходя чрез Скупы, бежит между Струмницею и Стипием, рассекая горы» (Hist. 4, 18). Тимарион о Вардаре: «это самая бурная река из рек Македонии; начинается в горах Болгарских». Схолиаст на историю Кантакузена, 2, 25 написал: «река Аксиос, называемая ныне Вардером или лучше Быстрицею». Thilo de Thessalonica р. 293. 288.
17* Дометианово житие св. Саввы; Стефан в житии Немани, стр. 22. 23. Никон. л. 2, 281. Особое сказание о Стрезе-Крезе, с примесью вымыслов, – в Гласнике VIII, 144–146. Акрополит р. 21.
18* Изд. Шафариком в памятниках.
19* Andr. Dandolo in Chron, ad an. 1216. Assemani Calend. VI, 43. В 1220 г. Стефан в письме к д. Гонорию, посланном с епископом Мефодием, называет себя rex coronatus, след. тогда он уже носил королевский венец. Папу просил он: benedictio et confirmatio Dei et vestrae sit, si placet, super coronam. Ясно, что Мефодий ездил не за короною к папе, а с учтивою благодарностию за корону. Raynaldus ad an. 1220, η. 37.
20* Изд. у Аврамовича в Сербскпх памятниках, Белград, 1840 г. № 51. О времени Майков, стр. 19. 20. 219. Бенеднктинский монастырь на Млете существовал с 1155 г. Farlati Illyria VI, 79.
21* См. В православном собеседнике отношение Римских пап к Болгарской церкви, 1865 г., стр. 86–119.
22* Летопись (у Шафарика в памятниках, стр. 69); «сьветом всех венчавает брата своего великаго жупава». Дометиан.
23* Акафист Сербляка: «радуйся, прелести славный победителю... радуйся, злых козней иноверия разрушителю». Сл. янв. 12, пр. 155.
24* Дометианово житие св. Саввы.
25* Micloschich monumenta Serbica, Uiennae 1858. Жичская грамота издаваема была и прежде (у Шафарика – Lesecörner, Pest 1833), но не в точном виде. О ней в изв. акад. I, 346. VII, 206. 207.
26* В Баварской Греческой рукописи cod. 45 вопросы Стефана короля Сербского и ответы Димитрия Хоматина, числом 13.
27* «Ктитор святаго места сего», так говорить надпись в Сопочаyском мов. на изображении первовенчанноо. Зап. геогр. общ. XIII, 147. Грамоты монастырям: Студеничсескому, Милетскому и Жичскому у Миклошича: monumenta Serbica. Viennae 1858.
28* Попова путешествие в Черногорию 72. 73. Спб. 1847. По летописи, св. Савва в первое путешествие на восток идет «чрез Херцоговину, проповедуя людям путь спасения, даже до Котора». Гласник V, 40. Еще Неманя «Которь остави, утвердив ип и вьзнесь двор свои в немь, иже е и доселе», говорит первовенчанный. Царь Душан в 1351 г., подтверждая привилегии, данные Которянам предкам его, ограждает безопасностию «монастырь светаго Георгиа со всем метохиом своим». – Miclosch. monum. Serb. № 130.
29* Раич II, 366. 367 говорил, что св. Савва скорбел о неожиданной смерти брата оттого, что будто Стефан не назначил преемника престола. Но первовенчанный еще в Жичской грамоте назвал Родослава «первенцем, Божиею милостию наместником своим».
30* Дометианово житие св. Саввы. По летописи: «в л. 6722 (.1224) преставлся первовенчанный краль Стефан». Гласник I, 165.
31* Дометиан. Тело святого Стефана-Симеона сперва положено было в Студенице, близ мощей отца своего. Король Урош 3 положил мощи в м. Сопочанах. По смерти Стефана Лазаревича, при нашествии Турок, они сокрыты были в земле. В 1629 г. по явлению св. короля были открыты и потом, разделяя судьбу бедного народа своего, переходили из одного места в другое, пока в 1839 г. не возвратились в Студеницу. Синаксарь Сербляка л. 12. 13. Гласник V, 42–44. Зап. геогр. общ. XIII, 149.
32* Житие св. Стефана Лазаревича: «Стефан первовенчанный роди 4 сына: Родослава, Владислава, Стефана, Предслава; Стефан же наречен бысть Урошь в прадеда своего и сье храпавый краль». Последний назывался еще Драгославом (Летоп. в Гласнике I, 165. Раич II, 387). Сербский октоих Уварова, писанный при крале Стефане Уроше (изв. акад. I, 248. 249), должен быть отнесен ко времени 1237–1270 г. При том же Уроше в 1252 г. переведен был Номоканон с полными правилами и толкованиями (Григоровича 182. 183), который потом перешел в Россию. Об Уроше летоп. в Гласнике V, 49, 50.
33* Летоп. в архиве югославян. III, 1854, стр. 11. Дометиан.
34* Абрамовича памятники № 2. 3.
35* Дометиан; летоп. в Гласнике V, 45.
36* Абрамовича памятники № 8. О Владимире графе Омышском Апендинн Noticie Storico-critice sulla antichita dei Ragusci. T. 1, 280.
37* В Гласнике VII, 328 указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную кор. Владиславом. Сл. зап. геогр. общ. XIII, 314. В 1242 г. кор. Владислав дал земли монастырю св. Николая Вранинскому и еще Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miclosch. monum. № 32.34).
38* Родослав у Раича II, 378–386. Основания для мысли, что Владислав был жив при кор. Уроше 1, приводимые Майковым (стр. 223–225) – очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает не оставив сынов, но токио две дщеры». Гласник V, 48. Грамоты 1235.1239 г. у Шафарика в памят. 2, 12–14. Летопись 2, 51: «Богоугодно и благочьстивно поживь». Самая поздняя грамота Владислава Вранинская 6750 (1242), у Миклошича № 32. Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к январю 1234 г., а февр. 4-го 1234 г. написан им ив Рагузы протест против брата. Итак Владислав управлял Сербиею 1234–1242 г., восемь лет. Даниил считает 7 лет оттого, что пока Родослав не принял монашества, он назывался еще королем.
39* Гласник III, 203–206. В грамотах Владислав писался так: «Стефан Владислав с помокию (помощию) Божиовь краль всех Рашских земель и Диоклитие и Далмацие и Травуние и Захльмие». – Аврамовича пам. №7. Ц. Алексей Мих. грамотою 1653 г. дозволил Милешеву монастырю чрез 4 года присылать в Россию 4 иноков для сбора подаяний. Грамота в сев. архиве за 1823 г., ч. 5, стр. 25.
40* Зап. геогр. общ. XIII, 314.
41* Гласник X, 352. На стене Рыльского храма ии8ображен «св. Владислав краль Сербский», Григорович, стр. 151.