Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о св. муч. Меркурии Смоленском

 Память о св. муч. Меркурии Смоленском

Св. Меркурий родился где-то на Западе, вероятно, в Моравии, от родителей благородных. «Верою правоверною огражденный, а не полуверием боля» и, следовательно, не Немец, а Славянин, он, по любви к правоверию, которому не просторно было на Западе, вступил в службу Смоленского князя. Высокого роста, мужественный и сильный, он был воин в полной силе слова: но вел втайне жизнь подвижника, был строгий постник, проводил ночи в молитве – и хранил девственную чистоту; православную веру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее. В 1238 г. полчища Татар приблизились к Смоленску, разоряя все на пути и нагло ругаясь над святынями христианства; они остановились за 25 верст от города, на месте называвшемся Долгомостье; это место, и поныне известное под тем же именем, множеством могил указывает на кровопролитную битву. – Татарами начальствовал великан, гордый гигантским ростом и силою. – Тяжело было блаж. Меркурию видеть, что чистая, святая вера нагло оскорбляется счастливым язычеством; душа его страдала, он горел желанием положить жизнь свою за св. веру, но так, чтобы из того вышло как можно более славы для св. веры и более позора для нечестия. Он молился о том пламенно. В Смоленском соборе, где стояла чудотворная икона Богоматери, благоговейный пономарь ночью во время молитвы услышал голос: «иди к рабу Моему Меркурию на Подолье, – среди двора увидишь ты его, и скажи ему тихо: Меркурий! иди к брани военной, Владычица зовет тебя». Пономарь пошел на Подолье и вот среди двора стоит воин с воздетыми к небу руками. Тихо объявил ему небесную волю пономарь и оба пошли они в храм. Здесь Меркурию сказано, чтобы отправился он на Долгомостье и сразился с великаном, – ему обещана небесная помощь. Меркурий сел на коня и поспешил на указанное место. Он прошел военную стражу, незамеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением, призвав на помощь Вызвавшую его на подвиг, Меркурий убил гордого мурзу и с ним много других Татар. Озлобленные враги поднялись против города и сын великана убил св. Меркурия. Мученик пред смертию молился за город и степняки, приведенные в ужас смертию лучших из своей рати, поспешили удалиться из пределов Смоленских. Благодарные жители Смоленска благоговейно похоронили тело Меркурия в Смоленском соборе. Это было нояб. 24-го 1238 г.. Над местом погребения воина веры повешено было оружие его. Железный шлем и железная обувь его, простотою отделки указывающие на свою древность, хранятся ныне в соборной ризнице. В 16 столетии Смольняне еще знали место крови, где умерщвлен был св. Меркурий; это за городом, в поле. Смоленск в службе поет св. Меркурию: «как столп и твердую стену даровал тебя, Меркурий, сему городу Христос; здесь ныне источаешь ты струю исцелений и помогаешь побеждать поганых». Ныне мощи св. Меркурия почивают в Смоленском Аврамиевом монастыре, где во имя его есть и храм, освященный в 1755 г..

Примечания
1* О св. Меркурие: а) похвала и канон; о последнем в ркп. «написал повелением блаж. епископа того же Смоленска кир Варсонофия» (1509 г.); б) церковная повесть, писанная позже похвалы, как видно по языку; в) народная повесть в Цветнике 1656 г. Похвала помещена и в Русск. временнике. Здесь сказано: «бе Меркурий родом Римлянин, верою благочестив Греческого закона, от рода славна». Слово: «Римлянин» в памятн. древн. означает уроженца Запада, подведомого Римск. папе.
2* Буслаева словесн. и искусство 2, 182. 189. 352.
3* Ис. и стат. оп. Смоленска 1772 г. в сев. арх. 1828 г. №3. стр. 11, 12.
4* О том, что св. Меркурий отправился к Татарскому стану на коне, говорится только в народной повести; но самое расстояние Долгомостья от города показывает, что иначе в одну и ту же ночь св. Меркурий не успел бы пеший явиться в стан.
5* Русский времен. 1, 114–116. Минея Макария и Димитрия на 24 нояб. у Толстого 1. № 171: «нояб. 24 повесть о св. муч. Меркурие, како свободи град в л. 6746. По ркп. святцам св. Меркурий преставился в л. 6747 нояб. в 24 д.» В следован. псалт. кончина отнесена к 1247 г. Но тогда Татары не тревожили ни одного угла России; напротив в 1238 г. разорили они Тверь и были в 100 верстах от Новгорода. Так по всем летописям.
6* Сведен. о монас. и церкв. ст. 550. М. 1852 г. Никитина ист. гор. Смоленска стр. 69. М. 1847 г.
7* Церк. служба в минее. М. 1646 г. в ркп. Царского 1592 г. 1563.
8* Ист. иер. 3, 65. Матер. стат. стр. 32. Спб. 1841 г. В слов. свят., Спб. 1784 г. сказано: «святыя мощи обретаются в Киеве». По ркп. святц. в опис. святых Киева читаем: «св. великомученик Меркурий Смолевский, иже во гробе приплы». Это – ошибка: приплыл в Киев св. Мерисурий, еписк. Смол. (см. сент. 21. д.). В ркп. 16 в. «намять св. Меркурия, иже есть гроб его в Смоленске граде нашем, и бывших от него чудес». Толстого 2. № 254.