Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святой великомученицы Екатерины

Екатерина, Александрианка, происходила из владетельного рода Консты и, достигнув 17-летнего возраста, отличалась красотою и редким образованием, но еще не была просвещена христианскою верою, так как в то время, в начале IV столетия, свирепствовало гонение на христиан и мать ее, хотя сама была христианка, но скрывала свою веру даже от дочери, опасаясь, вероятию, подвергнуть ее смертельной опасности. Но Божественной любви, превышающей земную, пристрастную, угодно было спасти прекрасную душу Екатерины и соделать ее орудием спасения для многих. Поводом к просвещению царственной язычницы послужило следующее обстоятельство. Когда пришло время вступить Екатерине в супружество и многие князья просили ее руки, то она отвергала все предложения; на просьбы же и советы матери и родных избрать себе жениха, высказалась однажды, что, если бы она согласилась выйти замуж, то не иначе, как за того, кто был бы равен ей по образованию, и по богатству, и по красоте... Но такого юноши не находилось, так как Екатерина обладала редкою в то время ученостию.

Желая, однако же, склонить дочь свою к супружеству, мать Екатерины обратилась к одному мудрому и святому старцу, своему духовному отцу, прося его содействия. Пораженный умом молодой девушки, когда беседовал с нею, старец уразумел, что ей доступно высшее просвещение, и решился открыть ее душе познание Христа. – «Ты ищешь юношу равного тебе, – сказал он, – знаю я одного Отрока, превосходящего тебя во всем: красота Его светлее солнечного сияния... Мудрость Его управляет всем созданием... богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает... высота рода Его – неизреченна»...

– «Чей же Он сын?» – спросила в изумлении Екатерина.

– «Он не имеет отца на земле, но родился вне законов человеческого естества от честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы Марии, Которая, ради великой Своей святости, удостоилась быть Материю Такого Сына... Она пребывает без смертною душою и телом и вознесена на небо, где ангелы поклоняются Ей, как Царице»...

Святой великомученицы Екатерины

– «Возможно ли мне увидеть того юношу, о котором я слышу такие дивные речи?» – робко спросила смущенная Екатерина.

– «Если исполнишь, что я тебе скажу, то удостоишься увидеть пресветлое лицо Его», – отвечал старец и, подав Екатерине икону Божией Матери с Божественным Младенцем, прибавил: «вот изображение Матери Того Младенца, о Котором я тебе говорил; возьми его домой, принеси в свою комнату и, заперев за собою двери, помолись с благоговением и верою Той, Которая именуется Мариею; умоли Ее показать тебе ее Сына и Она исполнит моление твое»...

Екатерина поступила так, как сказал ей старец. Всю ночь молилась она и к утру заснула. Во сне увидела она Божию Матерь с Младенцем, окруженным необычайным сиянием, но, как она ни старалась увидеть Его лик, никак не могла, потому что Он отвращался от нее. Тогда Божия Матерь сказала Своему Сыну: «посмотри, Дитя Мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и разумна!» – «Нет, – отвечал Младенец, – она и безумна, и безобразна, и Я не хочу видеть ее»... – «Не презирай Твоего создания, – просила Божия Матерь, – скажи рабе Твоей, что она должна делать, чтобы увидеть пресветлое лице Твое?» – «Пусть идет к старцу, – отвечал Младенец, – и научится от него, что ей делать, и если послушает его, то увидит Меня и приобретет Мою благодать».

Едва проснулась Екатерина от чудного сна, то поспешила к старцу, давшему ей икону, и умоляла вразумить ее в смысле поразившего ее сновидения. Тогда старец открыл перед нею чудную тайну познания Богочеловека. Всем сердцем и умом воспринимала мудрая Екатерина Божественные истины, впервые открывавшиеся ей. Озаренная истинным светом, не замедлила она принять св. крещение и, научившись молиться, постоянно пребывала и этом общении уже не с Неведомым Богом... И вот, когда однажды, утомленная молитвою, она уснула, снова посетило ее чудное сновидение; снова явилась ей Божия Матерь с Младенцем, но теперь уже не отвращался Он от нее, но с любовию взирал на нее.

– Угодна ли Тебе, Сын Мой, эта девица? – спросила Матерь Божия. – Теперь она столько же премудра и богата, сколько была прежде безумна и убога, – отвечал Спаситель, – и Я так возлюбил ее, что обручаю ее Себе невестою... – и с этими словами вручил перстень Екатерине.

– Не достойна я, Господи, быть Твоею невестою, но удостой меня быть Твоею рабою! – со смирением и в чудном восторге воскликнула Екатерина и с этой минуты, проснувшись, навсегда пребыла под впечатлением чудного видения. Сердце ее преисполнилось любовию ко Христу; она отрешилась от всяких земных помышлений и вскоре мученическою кончиною засвидетельствовала веру свою в истинного Бога.

Явясь на языческое жертвоприношение, при котором присутствовал прибывший в то время в Александрию император, Екатерина стала обличать мерзость идолослужения, стала убеждать царя в существовании единого истинного Бога, безначального и бесконечного, Которым цари царствуют и стоит мир, Который сошел на землю и сделался человеком ради спасения людей, Который не требует жертвоприношений, но призывает к исполнению заповедей, которые Он возвестил миру.

Не убедили царя, но возбудили в нем гнев слова мужественной исповедницы. Он велел продолжать жертвоприношения и уже после празднества приказал привести к нему смелую защитницу преследуемого им учения Христова. На все его убеждения и угрозы она отвечала непоколебимым исповеданием веры во Христа. Пленясь ее разумом и красотой, император-язычник тем более не хотел видеть в ней христианку. Он призвал ученых, надеясь, что они ее победят в состязании о вере, но, с изумлением выслушав красноречивые и разумные доводы высокообразованной христианки, языческие ученые отказались возражать ей в защиту язычества. После новых напрасных убеждений, обещаний и угроз Екатерина была предана жесточайшим истязаниям; мучители, обнажив ее, беспощадно били воловьими жилами; кровь лилась из растерзанного тела ее. В таком положении она брошена была в темницу, где ее томили голодом в ожидании новых истязаний. После того истомленную мученицу – связанную положили между четырех колес – с острыми зубцами, чтобы, обращая колеса – два в правую и два в левую сторону, раздробить тело ее по частям. Но невидимою рукою были сокрушены орудия пытки и мученица встала невредимою. Тогда отсекли ей голову мечем.

Многие, видя страдания св. Екатерины и проявление чудной Божественной силы в охранении ее, уверовали во Христа. Между ними была супруга царя Августа, и военачальник Порфирий с 200 воинов, которые за день до кончины св. Екатерины приняли также мученическую смерть.

Существует историческое свидетельство, что мощи св. великомученицы Екатерины были открыты в XIII веке Египетскими христианами и перенесены в Аравию, в монастырь на Синайской горе. С того времени часто встречаются сведения о праздновании ей и о мощах ее.

«Богозванная невеста, блаженная Екатерина, – восхваляет Церковь св. великомученицу, – ты добродетелями, как солнечными лучами, и премудрым словом своим просветила неверных мудрецов и, как пресветлая луна, ты отгнала ходящим в нощи тьму неверия, множество мучеников привела ко Хрясту и царицу уверила, и мучителя обличила, и достигла к прекрасному «Жениху». Владыка именующие верою имя великомученицы спасает от искушений и подает им благоздравие».

Примечания
1* «Месяцесл. Вост.» архим. Серг. т. II, ч. 2, стр. 371.