Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине

 Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине

В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остаётся с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп. Савватия, с образом его. Вериги его, найденные в пещере, находящейся близ села, показывают подвижничество его против плоти; а пещера, свидетельница чистых, безмолвных молитв его, говорит, что пребывание и с людьми пустыни не всегда было легко душе его, и он по временам укрывался в пещеру для бесед с Господом. Пустынь Савватиева так была известна по строгости и святости правил основателя её, что приходили обучаться в ней иноческой жизни и преп. Корнилий Комельский, и преп. Иосиф Волоколамский. Последний уже не застал в живых самого преп. Савватия; он видел только ученика его – блаженного Евфросина. Как по этому обстоятельству, так по времени славных дел преп. Евфросина несомненно, что преп. Савватий подвизался по указанию святителя Арсения, и блаженная кончина его последовала не позже 1434 г. Жизнь ученика его отчасти может показать нам, как жил учитель. «Я видел в Савватиевой пустыне, пишет Иосиф, святого старца, отшельника, по имени Евфросина. Он был родом из князей Тепринских. В пустыни, безвыходно, прожил он 60 лет. К нему приходили многие иноки и мирские князья и бояре, и прерывали безмолвие его. Соскучив тем, он бежал в Великий Новгород, на озере Нево (Ладожском) нашёл остров и здесь прожил несколько лет. Христиане тех мест, жители сёл, услышав о нём, приходили к нему с жёнами и детьми. Он убежал опять в Савватиеву пустынь. – Когда пришёл он сюда, властитель той земли князь Борис Александрович прислал к нему юную дочь свою, тогда обручённую невесту великого князя Ивана Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаж. Евфросина, чтобы помолился о девице: она была очень больна, и в пустыню к блажен. Евфросину принесли её на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они, пав на землю, со слезами упрашивали его, чтобы помолился: «если останется жива по твоим молитвам, говорили они, – то умиришь ты, отче, два княжества». Когда говорили они это, девушка впала в такую болезнь, что все думали – умерла она. Увидав это, все стали плакать. Блаж. Евфросин приказал отнести её в церковь Савватиевой пустыни, и сам, придя в монастырь, вошёл в церковь, где увидел девушку едва дышащей. Блаж. Евфросин, став пред иконой Пресвятой Богородицы, держащей на руках предвечного Младенца, начал молиться со слезами и рыданием. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и велик. чудотворцу – Николаю. Когда окончился молебен, девушка открыла глаза и села; они подняли её здоровой и в тот же день отвели её к отцу. Увидев это, прославили Бога, прославляющего угодников Своих». Так пишет препод. Иосиф. По другим памятникам известно, что княжна Мария, дочь Тверского князя Бориса Александровича, обручена была с семилетним сыном великого князя Василия Иоанном Васильевичем в конце 1446 года, а умерла супругой в 1467 г.. Отселе видно, что кончина препод. Евфросина последовала не позже 1460 г..

Примечания
1* Журн. мин. внутр. дел 5, 505. Сл. Буслаева словесн. и искусство 2, 357.
2* Арханг. лет. у Карамз. 5, пр. 341.
3* Летоп. у Карамз. 6, пр. 12. Собр. л. 5, 274.
4* По переписи 1662 г.: „монастырь Савватиева пустынь 45 дворов“. Сведен. о мон. 517.