† Память о пр. Саввы и Варсонофии Тверских
Преподобный Савва, игумен Сретенского, иначе Саввина, монастыря поставлен в числе святых по ркп. святцам. По свидетельству преп. Иосифа Волоколамского, преп. Савва и Варсонофий проводили высокую духовную жизнь и за святость жизни удостоены были дара чудес. – Он довольно подробно описывает жизнь их, называя их святыми. «Мы видели, говорит он, и блаженного Савву, который настоятельствовал в Саввином монастыре, в Тверской стороне, более 50 лет. Он так заботился о своей пастве, что всегда стоял в церковных дверях с жезлом в руке; если кто-либо из братии не приходил к началу служения в церковь, или выходил прежде отпуска, или во время пения разговаривал, или переходил с своего места на другое, то Савва никак не молчал о том, а запрещал, так что не опускал без внимания и малых проступков. А тех, которые вступали в спор и бесчинствовали, иногда бил жезлом, а иногда сажал в затвор; когда нужно, бывал он строг; а когда надобность была, бывал и милостив. Раз он, строго вразумляя бесчинного брата, положил бороду на окно, а этот, по внушению бесовскому, схватил обеими руками бороду его и едва не всю вырвал. Братия схватили его, привели к блаженному Савве и спрашивали: как велит наказать его? Он отвечал им: я бью жезлом и сажаю в затвор за бесчинства и оскорбления братии, но за свою обиду не могу наказывать, а должен всё терпеть. Когда же увидел он брата кающимся в своих грехах, то вскоре простил его, и прощённый брат пребыл в монастыре до смерти, в покаянии и умилении. Был большой мор, и священники перемёрли, – остался один блаженный Савва с заботами о своей братии – посещать больных, сподоблять исповеди и погребать умерших. Когда блаж. Савва посещал больного и сподоблял исповеди, а в это время приходил брат и говорил, что такой-то умирает и требует исповеди, то блаженный отвечал: иди, брат, скажи умирающему, чтобы не умирал, а подождал моего посещения, и как только брат передавал это умирающему, тому становилось легче; когда же приходил блаженный Савва и удостаивал св. причащения, тогда брат умирал. И это было не с одним или двумя, а со многими. – Мы слышали об этом от благоговейных старцев и особенно от того святого великого старца Варсонофия, называемого Неумоей, который был братом блаж. Савве и которого поставил настоятелем старший Савва Бороздин, бывший настоятелем той обители и потом отходивший в св. гору. Блаженный Варсонофий пробыл на игуменстве пять лет и потом удалился в пустыню, а игуменство передал сему Савве (брату своему), и тогда же велено ему принять сан священства. Варсонофий свидетельствовал, что чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати. В пустыни прожил Варсонофий сорок лет и во все эти года другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги. Он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже ни медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание. За долгое внимание к себе, безмолвие, молитвы, чтение удостоился он такой благодати, что помнил всё св. писание наизусть и свободно передавал всякому требующему. К нему приходили многие отовсюду, иноки и мирские благородные люди, иные для пользы душевной, другие требуя разрешения на какое либо место писания. Даже митрополит всей Руси Фотий по временам присылал к нему с просьбой дать объяснение непонятному изречению св. писания, о котором был у него, с кем-либо спор. Тамошние отцы с клятвой извещали нас, что, когда блаженный жил ещё в пустыне, пришёл к нему брат Саввина монастыря и молил его, чтобы пошёл к Савве и попросил простить ему некоторые согрешения. Блаженный Варсонофий, идя в монастырь, взглянул на образ Пресвят. Богородицы, стоявший в его келье, и сказал так: Пречистая Владычица Богородице! Ты будь хранительницей моим книгам. По удалении его, брат, прельщённый лукавым, положил все книги в пазуху свою и хотел бежать; но, подойдя к дверям кельи, поражён был незримой силой и пал мёртвым. Блаженный Варсонофий, возвратясь, нашёл его мёртвым и с книгами за пазухой. Он стал плакать и рыдать и говорил: я виновен и в смерти брата. – Брата отнесли в монастырь, чтобы предать земле. Когда стали отпевать его, блаженный Варсонофий столько плакал о брате, что всё место, где стоял он, смочено было слезами. Когда же стали прощаться с умершим, тогда мёртвый начал двигаться. Они открыли голову его и развязали его, и мёртвый сел. Братия, подняв его, спрашивали: что видел, или слышал он? Ничего не видал и не слыхал я, отвечал он. Брат жил после сего в монастыре до смерти добродетельно. Когда блаженный Варсонофий достиг глубокой старости, св. Савва повелел привести его в монастырь. Братия весьма рады были приходу его: блаженный был врачом для душевных и телесных немощей. Пока живы были блаж. Савва и св. Варсонофий, в монастыре было всё чинно, тихо и мирно, при их наставлениях. Если являлся какой-либо строптивый и с худым нравом, они не дозволяли ему творить свою волю. Когда же преставились блаж. Савва, св. Варсонофий и другие отцы, ревнители отеческого предания, братия выбрали игумена из другого монастыря, и тот начал жить не по уставу сего монастыря и не по преданию тех святых старцев: их предание было такое, чтобы никто не ел и не пил иначе, как за общей трапезой, чтобы не выходили из монастыря без благословения, чтобы отроки не жили по кельям или в дворе, и чтобы женщины не входили в монастырь; вообще у них всё было по уставу общежития. А тот игумен, пришедший сюда, всё это испортил и оставил без внимания. Спустя немного времени является ему во сне св. Савва и говорит: несчастный! почему ты нимало не заботишься о монастырском благочинии и благочестии, но всё пренебрёг и сочёл ни во что? И бил его жезлом довольно, так что тот не мог встать с постели. Когда же выздоровел и почувствовал свою неисправность, то уже не смел более и настоятельствовать, а вскоре возвратился туда, откуда пришёл». Монастырь, где подвизались преподобные Савва и Варсонофий, назывался Саввиной пустыней, по храму во имя пр. Саввы освященного, и находился в 20 верстах от Твери, там, где ныне остаётся с. Саввино. В храме с. Саввина есть древняя икона преп. Саввы и Варсонофия. Здесь же ещё целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря». Московском Успенском соборе хранится устав Тверского Саввина монастыря XV в.; в конце пасхалии его, доведённой до 8 тысячи, сказано: «конец седми тысящам. Троице Святая, слава Тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя, драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета. По этой заметке несомненно, что Тверский Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 года), по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы. Поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преп. Иосиф), то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем считать 50 лет начальствования преп. Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г..