Св. священномученика Киприана и св. мученицы Иустины девицы
Оказание о свв. мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности; отечеством Киприана предполагается Антиохия, в северной части Сирии. Жили Киприан и Иустина в конце III века. – Из сказания известно, что Киприан обучался «философии и волхвованию», которые изучал между прочим и в Египте, – и удивлял всех своими познаниями в «тайных науках», когда путешествовал по разным странам и проявлял перед народом различные чудеса своего знания.
В то время, когда этот «мудрец» прибыл в свой отечественный город Антиохию, где также поражал всех, действуя неизвестной силой, в этом городе жила со своими родителями дочь языческого жреца – Иустина. Она уже была просвещена христианской верой, первое понятие о которой получила, выслушав случайно речи о Христе от одного диакона здешней церкви, проходившего мимо дома её родителей в то время, как она сидела у окна. Молодая язычница постаралась узнать, кто тот Христос, первая весть о Котором глубоко запала в её душу, – и, успев в этом, полюбила ходить в христианскую церковь, изучила учение Христа и, уверовав в Него, приняла св. крещение. В скором времени убедила и мать свою и даже отца в истине христианской веры.
Языческий жрец, приняв крещение, посвящён был в сан пресвитера, и дом его сделался жилищем христианского глубокого благочестия.
Между тем Иустина, обладавшая замечательною красотой, обратила на себя внимание одного богатого языческого юноши, по имени Аглаида. Он стал просить её согласиться быть его женой, но Иустина, посвятив всю свою любовь Богу-Христу, отказалась от брака с язычником и тщательно избегала даже встречи с ним. Он однако же настойчиво преследовал её; но, видя неуспешность всех своих стараний сблизиться с Иустиной, Аглаид, разделяя языческие суеверия своего времени, обратился к знаменитому своими волхвованиями Киприану, думая, что всё доступно его таинственному знанию, и убеждал его подействовать своим искусством на обращение к нему сердца Иустины...
Киприан, имея в виду богатое вознаграждение, действительно употребил все средства, которые мог почерпнуть в своей науке «волхвования», и попытался убедить Иустину всеми орудиями своей таинственной силы – сделаться женой полюбившего её юноши.
Ограждаемая силой своей всецелой преданности единому Христу, Иустина не поддалась никаким ухищрениям, ни соблазнам, и осталась непреклонной.
Между тем, в городе появилось моровое поветрие. Распущен был слух, что могущественный волхв Киприан, которому не удаются его волхвования относительно Иустины, мстит ей за свой неуспех в лице целого города, послав на народ смертельную болезнь...
Перепуганный народ приступил к Иустине, как к виновнице общественного бедствия, и убеждал её удовлетворить волхва согласием выйти замуж за Аглаида... Иустина успокаивала народ и, твёрдая упованием на помощь Божию, обещала ему скорое освобождение от губительной болезни, и действительно, как только помолилась она Богу своей чистой и крепкой молитвой, болезнь прекратилась...
Эта победа и торжество христианки были в то же время полным посрамлением Киприана, выдававшего себя за могущественного волхва, похвалявшегося знанием тайн природы, но это же послужило и к спасению действительно одарённого сильным умом человека, который, главным образом, по заблуждению растрачивал его на недостойное употребление. Киприан понял, что есть что-то высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та тёмная сила, на содействие которой он рассчитывал, чтобы поражать непросвещённую толпу. Он понял, что всё это – ничто перед познанием того Бога, Которого исповедует Иустина...
Увидев ясно, что все его средства – бездейственны относительно слабого существа, молодой девушки, вооружённой только молитвой да крестным знамением, Киприан постиг значение этих двух христианских, действительно всемогущих орудий. Он пришёл к христианскому епископу Анфиму (пам. его 3 сент.), рассказал ему о своих заблуждениях и обманах, просил научить его истинам христианской веры и, подготовясь к единому истинному пути, открытому Сыном Божиим, принял св. крещение.
Через год был он поставлен иереем, а потом епископом, между тем как Иустина, Богом которой был привлечён Киприан, посвящена была им в диакониссы и поставлена начальницей общины христианских дев.
Продолжая одушевлённую пламенной любовью к Богу деятельность, Киприан и Иустина много послужили к распространению и утверждению христианского учения. Это не могло не привлечь на них внимание противников и гонителей христианства. Получив донос с обвинением христианских подвижников в том, что Киприан и Иустина отвращают народ от богов, областеначальник Евтолмий, повелев истязать их за веру во Христа, которую они непоколебимо исповедали, отослал их к императору, бывшему в то время в Никомидии, по приказанию которого и были они усекнуты мечом около 304 г.
Память о них была славна в древней Церкви. Григорий Назианзен говорит о них в своём слове, хотя отчасти смешивает Киприана с другим, известным писателем Карфагенским. Императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, около 425 года написала в честь их стихотворенье (оно в сокращении в библиотеке Фотия 184. Издано Бандинием в Catal. Bibl. Laur. 228).
«От художества волшебного обратився, Богомудре, к познанию Божественному, – молитвенно воспоминает св. Церковь свв. мучеников, – показался еси миру врач мудрейший, исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною, с нею-же молися человеколюбцу Владыце спасти души наша!»