Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о св. Андрее юродивом для Христа

 Память о св. Андрее юродивом для Христа

Богатый Константинопольский вельможа купил в числе других рабов и блаж. Андрея. Раб Андрей был Славянин и оказался выше современных умников и богачей Греков. Он отличался красотой телесной, смышлёностью и хорошим поведением. Господин полюбил его и отдал его учиться книжной мудрости. При хороших способностях и старании Андрей скоро выучился и, ходя в церковь, читал книги и молился; мирской рассеянности и весёлости не любил он, а искал нужного для вечности.

Особенным видением призванный на путь подвижнический, разодрал он на себе одежду и, покрытый лохмотьями, стал казаться помешавшимся в смысле. Господин жалел о нём и велел скованного отвести к храму св. Анастасии, целительницы лишённых ума; здесь прожил он четыре месяца, и господин его, увидев, что Андрей остаётся в прежнем виде, предоставил ему полную свободу жить, как хочет.

Юродивый Андрей ходил по улицам, как потерянный; над ним смеялись, его толкали и били: он как бы не понимал и не чувствовал того. Если кто подавал ему милостыню, отдавал её нищим и при том в виде шутки или с бранью. Дня по три обыкновенно не ел он ничего; если же не дадут куска хлеба, то бывал без пищи неделю и две. У него не было никакого пристанища; в сильный холод, в одних лохмотьях, ложился он где случалось; бывало и то, что в сильную стужу ложился он между собаками, но и те иногда убегали от него. Это – подвиг нового мученичества.

Очищенный скорбями и нуждами, св. Андрей удостоился дара прозрения духовного.

Раз один недобрый человек решился ограбить погребённую богатую девственницу. Андрей, встретясь с ним, говорил: «не кради, не увидишь солнца». Вор понял угрозу и, однако, откопав могилу, стащил дорогую одежду с девственницы, но потерял зрение. Этот несчастный собирал потом милостыню и сам говорил о своём грехе.

Несли богатого мертвеца к могиле; похороны были великолепные. Но Андрей видит в воздухе сотни злых духов, злобно радующихся мертвецу, как своей добыче. За что попался бедный во власть демонов? думал с горестью Андрей. «Он был, говорил ангел Андрею, человек жестокий, сладострастный, не знавший ничего святого: до 300 девушек лишены им невинности, несколько человек убил он тайно».

Один инок вёл жизнь постническую и усердно молился; по строгой жизни его многие приходили к нему за советами и приносили подаяния. Мало-помалу инок пристрастился к деньгам и стал копить их. Святый Андрей видит светлого и чёрного духа, спорящих о душе инока. Чёрный говорит: он – мой, потому что сребролюбив; нет, он – мой, говорит светлый, потому что постится. Небесный голос объявляет светлому: «оставь его, он предался сатане». В скорби о душе инока Андрей наедине показывает ему состояние души его и умоляет переменить жизнь. Инок роздал все собранные у него деньги. Ему приносили снова деньги, с просьбой оделять ими неимущих; но он не брал более ничего. «Что мне за польза, говорил, возиться с чужим терновником?»

Последнее, чудное видение Андрея было в 909 г. Октября 1 с учеником своим Епифанием стоял он во Влахернском храме, во время ночного Богослужения. И вот видит на воздухе Пресв. Богородицу, окружённую пророками, Апостолами и ангелами и покрывающую омофором народ. – «Видишь ли, говорит он ученику, Царицу-Богородицу, молящуюся за мир?» – Вижу и ужасаюсь, отвечал Епифаний. Вслед за тем святой скончался.

Писали, что по видению св. Андрея Греческая Церковь скоро стала праздновать Покрову Богоматери. Но в Греческой Церкви не знали и не знают сего праздника. Празднование Покрову Богородицы – праздник Славянский, как Славянин – св. Андрей, видевший Богоматерь молящуюся. В Славянском прологе читаем: «се убо егда слышах, помышлях, како страшное и милосердное видение (заступления за нас) бысть без празднества. Тем восхотех, да не без праздника останет святый покров Твой, Преблагая». Кто говорит это? Конечно один из тех, кто имел право установлять праздник в Церкви – митрополит Русский, или архиепископ Сербский, или первопрестольник Болгарский, или князь благочестивый. Кто же именно из них? Кн. Андрей Боголюбский в 1164 г. устроил обитель в честь Покрова Богоматери. Праздник Покрова показан в Русском месяцеслове XIII в.. В минее Макария видим кроме сказания два слова на Покров Богоматери. По одному памятнику, в Константинопольском предместье существовал Болгарский храм Покрова Богоматери; но Болгарские и Сербские памятники пока ещё не столько известны, чтобы составлять решительное заключение о существовании праздника между Болгарами и Сербами.

Примечания
1* Жизнь св. Андрея, описанная Софийским священником Никифором, духовником его, нап. in Act. Sanet. Maii, append. t. VI p. 1–111, сокращённое описание в четьи минее 2 окт. Части его в разных числах октябрьского пролога. Полное житие в четьи минее Макария. Писатель говорит: «описал я чудную и достославную жизнь благочестивейшего и святейшего отца Андрея, собрав и изложив в порядке, что частью своими глазами видел, частью узнал от Епифания».
2* Вершинского месяцеслов, стр. 156. 157. 329.
3* Дебольского Дни Богослужения I, 129.
4* Воскр. чтен. 1838 г., стр. 321.
5* Доброхотова Древний Боголюбов, стр. 2. 23. 1.
6* Обиходник XIII в. в музее Румянцева № 284. Но ни в Остромировом, ни в Мстиславовом Евангелии нет его. Изв. акад. X, 114.
7* Ундольского оглавление миней Макария, стр. 7.
8* В Сербском месяцеслове XIII в. (у поклонника горы, стр. 311) нет сего праздника. По житию пр. Параскевы, в предместье Константинопольском – Болгарский храм покрова Богоматери. См. окт. 14 д. Но у Дю-Канжа не показано Покровского монастыря в Ираклийском предместье, где был монастырь живоносного источника. Constant, lib. 4, p. 174. 183. Только в Киприановом Сербском сборнике 1721 г. написано: «окт. в. 16 покров пресвятые Богородице». Гласник IX, 245.