Свв. мучч. Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Виталия и супруги его Валерии
Св. Назарий Римлянин был сын Еврея Африкана и христианки Перпетуи, принявшей св. крещение от св. Апостола Петра. Достигнув совершеннолетнего возраста, Назарий пожелал посвятить себя просвещению язычников и отправился проповедовать веру Христову в разные города. – Придя в Медиолан, где в то время Неронова гонения содержались в темнице христиане Гервасий и Протасий, братья-близнецы, Назарий за посещение их и за вспоможение им подвергся мукам и был изгнан из города. Отсюда отправился он в Галлию, крестил между прочими юношу Кельсия, уроженца города Медиа (Кимелла – близ Ниццы), которого мать отпустила и сопутствовать крестившему его. Продолжая путешествие с целью проповеди, Назарий не раз подвергался побоям и заключению в оковах в темнице. Возвратясь в Медиолан, где ещё содержались в темнице Гервасий и Протасий, он снова посещал их вместе с Кельсием, и за это оба они были схвачены и обезглавлены по повелению правителя Анулина. Вскоре после того были преданы смерти и Гервасий с Протасием, – Гервасий был до смерти засечён оловянными прутьями, а Протасий обезглавлен. – Мощи этих мучеников были открыты св. Амвросием Медиоланским, который таким образом передаёт об этом событии: – «когда в прошедшую св. Четыредесятницу, после причащения св. Таин, я ночью молился, то, задремав, увидел двух юношей, молящихся с воздетыми руками. Когда я очнулся, они стали невидимы. Не зная, как объяснить это видение, не зная, от Бога ли оно, я усиленно постился и в следующую ночь увидел то же видение. В третью ночь явились мне те же юноши уже не спящему, но удивляющемуся, и явились в сопровождении св. Апостола Павла, каким изображают его на иконах, и сказал мне Апостол: – эти юноши, послушав слов моих, презрели мир и богатство и последовали Господу нашему Иисусу Христу. Отрешившись от всех земных и плотских желаний, они прожили здесь, в Медиолане, служа единому Богу, и удостоились быть мучениками за Христа, тела которых ты обретёшь на том месте, где молишься...
На вопрос мой об именах тех юношей, Апостол отвечал: у изголовья их ты найдёшь письмо, в котором сказано и о рождении, и о кончине их. Ты же извлеки тела их из могилы и создай церковь во имя их.
Тогда, созвав братию и епископов, я объявил им о видении, и мы вместе стали разрывать землю на указанном месте, и нашли ковчег с благоухающими телами мучеников. У изголовья их нашли написанное о них следующее: – я, раб Христов – Филипп, похитив тела мучеников – Гервасия и Протасия, скрыл их у себя в доме и предал погребению. Отец их, воин Виталий и мать – Валерия, жили в Медиолане и втайне исповедовали веру Христову. Но, отправившись однажды в Равенну с судьёй Павлином, Виталий был узнан, как христианин, мучим и заживо погребён во рву, заваленном камнями. Супруга же его Валерия, отказавшись есть идоложертвенную пищу, была до того избита, что на третий день по возвращении домой, успев только завещать наставление своим детям Протасию и Гервасию, скончалась. – Далее в записке повторено было сказанное о них Павлом и также о мученической кончине Протасия и Гервасия и о погребении христианином Филиппом и сыном его».
Независимо от послания, приписываемого Амвросию Медиоланскому в Римской Церкви об открытии им мощей мучеников, несомненно доказывается событие этого открытия другим произведением св. Амвросия – письмом его к сестре своей Марцеллине, деве, посвящённой Богу, жившей в Риме, в котором, описывая открытие св. мощей Протасия и Гервасия, он говорит, что «оба мужа – необыкновенной величины, что кости их совершенно целы, и много при них крови, и что ими исцелён слепой». Из этого письма также видно, что открытие мощей было в июне 387 г.
Другой св. отец Августин в своей исповеди говорит об открытии св. мощей Протасия и Гервасия вследствие откровения Амвросию и о чудесах, от них бывших, в частности об исцелении слепого. Это событие совершилось за год до крещения Августина. Будучи после епископом, св. Августин в слове к своей Иппонийской пастве на день этих мучеников говорит, что он, в то время бывши в Медиолане, сам видел от них чудеса и исцеление слепого; в книге о Граде Божием, повествуя о том же, говорит, что в то время там был и император и что чудеса совершились при бесчисленном множестве народа.
О том же свидетельствует пресвитер Павлин в жизни Амвросия, написанной в 411 г.
Павлин, очевидец обретения мощей других двух мучеников – Назария и Кельсия, говорит: «мы видели в гробе, в котором лежало тело мученика (Назария), о времени кончины которого до сего времени ничего не знаем, кровь этого мученика такую свежую, как будто она вытекла в тот самый день; глава его была цела и не повреждена, с волосами и бородой, так что как будто он теперь только омыт и положен. Кроме того, мы ощутили такое благоухание, которое могло бы победить все ароматы. Подняв тело мученика и положив на носилки, мы обратились с молитвой к мученику Кельсию, который положен был в том же саду».
На месте обретения мощей Кельсия в саду построена была церковь Амвросием или преемником его, восстановлена в X веке, причём тело мученика вновь открыто, потом осмотрено в XII веке и затем ещё в 1776 году.
Обретение мощей Назария и Кельсия было между 395–397 годами.