Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память преподобной матери нашей Петкы-Параскевы Болгарской

 Память преподобной матери нашей Петкы-Параскевы Болгарской

«Закон любви таков, говорит описатель жизни св. Параскевы, что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их. Тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, всё оживает и растёт, так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и, подавая силу усердию нашему, ведёт нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии и Далматии славится имя преподобной Параскевы».

Родители блаженной Петкы были Славяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностью; жили они в местечке Эпиватос (Пиват, Турецкий Баядос), на взморье, между Силимврией и Константинополем. Кроме дочери Петкы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе»: эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце её, и она, при выходе из храма, отдала богатое своё платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Родители побранили её за выменянный наряд; но сердце её горело любовью к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла то же самое. Бранили её резко; но она чувствовала, что иначе не может она жить.

Брат Петкы, когда достаточно научен был священному Писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбой с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимии, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря.

По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в Палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье Ираклийском при уединённом храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет.

Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освящённым жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. – Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преп. девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травой и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями; «но добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха.

Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». – Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела; но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во Влахернском храме молилась перед чудотворной иконой Богоматери.

Воротившись в родное местечко Пиват, она не застала в живых никого и из знакомых, и при храме св. Апостолов пребывала в молитве. Прошло два года по возвращении её из пустыни. Блаженная молилась в уединении своём и на молитве предала дух свой Богу. Тело её похоронено христолюбивыми, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она. Это было в первой половине XI столетия.

Близ того места, где похоронена была преподобная, подвизался столпник. Случилось умереть моряку и тело его брошено было невдали от того места. Смрад от тела до того был силён, что столпник вынужден был сойти со столпа и просить близких жителей предать земле тело несчастного. Благочестивые люди взялись копать могилу и обрели тело, к которому не коснулось тление. Сперва испугались они и недоумевали: что делать? Как незнакомые с духовными вещами, по простоте, оставили они нетленное тело в могиле и тут же закопали смрадный труп. Потом, когда один из них, благочестивый Георгий, после вечерней молитвы, лёг на покой, явилась во сне облечённая в царственное одеяние дева, окружённая воинами; свет, окружавший её, до того был силён, что не мог он смотреть; один из воинов подошёл и, взяв его за руку, сказал: «Георгий! зачем вы так презрели тело преп. Параскевы? немедленно выньте его из смрадной могилы и положите в раке; Царь хочет прославить её на земле». Тогда и дивная дева сказала смущённому Георгию: «поспеши вынуть мои мощи – не могу терпеть смрада; родина моя Пиват, где вы живете». В ту же ночь благоговейная жена Евфимия имела подобное видение. Когда огласились оба явления, поспешили к могиле и вынули нетленное тело святой девы; оно с торжеством положено было в соборном храме Апостолов и от него потекли потоки исцелений: слепые прозирали, хромые начинали ходить, больные тяжкими болезнями получали здравие.

Прошло почти два столетия после кончины преп. Параскевы. Константинополь и близкие к нему места были в руках папистов – крестоносцев. Болгарский царь Иоанн Ясень, сын старшего Ясеня, решился освободить св. мощи Параскевы из нечистой власти папистов. Франки трепетали Ясеня. Потому, когда объявил он, что желает перенести мощи преподобной в свой стольный город, они немедленно согласились отпустить их. Так с торжеством встретили их царь и патриарх Василий в Тернове, и они положены были (1238 г.) в построенном для них храме преп. Параскевы.

Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; Валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенёс их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан, и владетель её сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня Сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы, и они перенесены были в Сербию. При господаре Василии Лупуле, в 1641 г., благоговейно перенесли их в Яссы, и они покоятся поныне в Ясском соборном храме Трёх святителей. – Славой чудес своих они везде прославляли, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере.

Примечания
1* Житие св. Параскевы, описанное п. Евфимием около 1385 г., нап. в Гласнике VIII, 131–141, но по такому списку, в котором листы перебиты, а издатель не позаботился привести их в порядок. Список у Царского № 135. Несколько изменённое у св. Димитрия в Четьи-Минее окт. 14 дня.
2* Wiltsch kirchl. Statistik 1. 425. Leonis expositio ecclesiarum p. 46 ed. Tafel.
3* Сказание: «Грьчскаго царствиа скиптру извемогшу, попущением Божиим Римляне… царствующий удрьжаше град, весь святые сьсуды безстудне вьземше и еще же и честные святых мощи, церковну всю утварь и царскаа вьса имения и вьсу, просто рещи, града красоту. Вьса в Рим отпустите и отслаше... Благочестивому цару Бльгарскому Иоанну Асеню, сыну стараго царя Асеня, никакоже тех лаяний ужасьшуся, нь и паче време благополучно обреть, на нечестивых одрьжаше храборне вскочи и вьсе Македонское обьемшу одрьжание и еще же и Серь» и лр. Македонию и Фракию отнял у Латинян и Греков Ясень старый, а не сын Ясеня старого. Сын доканчивал дело отца: он восстановлял Болгарскую народность, почти не употребляя крутых мер. Stritten Bulgarica § 267. 274. 277–281.
4* Пролог окт. 14. Изд. акад. VII, 153. 154. Храм св. Петки – ныне мечеть. Григорович 173.
5* У Царского № 135 «сказание, како принесена бысть преподобная в славную Сербскую землю, списано Григорием Цамблаком». В списке Русских городов XIV в.: «обону страну Дуная Трънов, ту лежит св. Пятница».
6* Даскалова открытия в Тернове, в чтен. общ. ист. 1859 г., кн. 2. Григоровича путеш. 173. П. Нектарий (в ответах паписту Петру), перечисляя святых нового времени, пишет: «известна нам и Параскева новая, чтимая пресветлыми торжествами во всей Болгарии, но её тело перенесено из Константинополя в Молдовлахию и врачует, как сами видели, многих».