Преп. Космы, епископа Маиюмского, творца канонов
Косма, родом из Иерусалима, оставшись в детстве сиротой после бедных родителей, был принят в дом вельможи Дамасского калифа и воспитан наравне с сыном его – Иоанном (Дамаскиным, память 4 декабря). Довершили же образование своё оба юноши под руководством пленного инока Космы. С 732 года Косма и Иоанн, связанные тесной дружбой, подвизались в Иерусалимской обители св. Саввы, где оба они усердно предавались и научным трудам. Разделял Косма и любовь своего друга Иоанна к духовным песням и сам впоследствии получил известность, и как составитель многих церковных песен, за что и называется «Песнопевцем». Около 743 г., после кончины святого Петра, епископа Маиюмского, замученного магометанами, Косма против желания своего был избран собором и поставлен в епископа Маиюмского, но, и разлучённый с Иоанном, был до конца жизни соединён с ним братской дружбой. Скончался в глубокой старости, пережив своего друга Иоанна, преставившегося около 776 года.
В Греческой службе св. Косме (о канонах которого, равно как и о канонах друга его св. Иоанна Дамаскина, существует такой отзыв, что «они не имели себе равных между гимнами других песнопевцев, да и никогда не будут иметь») – говорится: «вот духовная цитра, лира священная, созывает всех к тайной трапезе; Косма священный и славный предлагает медоточные, священнозвучащие песни.... Начальника песнопевцев, равного учителям, правый образ духовных песней гармонических, трубу доброгласную, прекрасный исток песней мелодических, ревнителя песнопения ангельского, Косму песнями хочу я украсить» ...
В древней же Слав. рукописной службе так изображается у св. Косма: «смиренномудр и кроток, тих и доброглаголив, приветлив и невлобен, целомудр и праведен, прост и чист был ты, преподобный Косма; и Бог явил тебя святителем, и ты упас стадо твоё, Богомудрый, на траве, орошаемой водами спасительными». «В воздержании жил ты, в бдении и посте, в смиренномудрии и смирении, славный, обогатился ведением у дольного и временного, и горнего и светлого». «Слова твои, как сот сладкий, явились для благочестивых сердец, поющих крещение Спасово, сретение и отпущение Симеоново». «Не на словах, а как на деле, изобразил ты, блаженный, воскресение Лазарево, хвалу детей и зависть Иудейскую в твоих песнях». «Как высокий умом, Косма, описал ты вечерню, на которой Господь предал живоносные Тайны, и страшное нечестивое предание Иудино, которого избегать поучал ты». «Осияваемый светом ума невещественным, Косма преподобный, пречистые описал ты страсти, погребение и восстание, и преображение Христово».
Лучшая между песнями Космы – на неделю Ваий: – «Духи праведников восклицают радостно: ныне новый завет постановляется для мира; да обновляется народ через окропление Божественной кровью. Веселись, Иерусалим! торжествуйте, любящие Сион! Вечно царствующий Господь сил предстал. Благоговей, вся земля, перед лицом Его, восклицай: славьте Господа, все создания. Воссев на осла юного, явился Христос, Царь твой, Сион! Он пришёл истребить бессмысленное заблуждение идолослужения и укротить необузданные порывы язычников, дабы они пели: славьте Господа, все создания! Язычники! почто вы возмутились? книжники и священники, к чему земное замыслили? Кто Сей, вопрошаете вы, Которому дети восклицают?.. Сей есть Бог наш и нет равного Ему!.. Упорные! Зачем вы полагаете нам преткновения? Ноги ваши спешат пролить кровь Владыки. Но верьте: восстанет Он для спасения вопиющих: благословен грядый Господь Спаситель наш!»
«Первый из человеков вкусил от древа и подвергся тлению, – изображает Косма в каноне св. Кресту, – осуждённый на бесславную утрату жизни, он сообщил болезнь, подобно губительной для тела язве, всему потомству. Но мы земнородные обрели врачевство в древе Креста. Подземные силы, враги трепещут, видя знамение начертавшимся в воздухе, где их жилище... Древо возносится, окроплённое кровью воплощённого Бога Слова. Воспевайте торжественно, небесные силы, восстановление смертных! Поклоняйтесь, народы, кресту Христову! От него воскресение миру во веки!»
В трипеснце на четыре дня Страстной недели Косма изображает последнее предостережение любви небесной ученикам и Петру.
«Смотрите, други! говорил Ты, не ужасайтесь. Уже близок час... Оттрясите сон от веждей, бдите и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение и особенно тебе, Симон! На слова Петра ответ: человек! ещё не всю глубину Божественной премудрости и ведения ты исследовал; ещё не постиг ты бездны судеб Моих; не хвались ты, плоть! трижды отречёшься от Меня, Которого вся тварь славит во веки» ...
Песнь Божией Матери: «Честнейшую херувим» приписывается также св. Косме (Никифором Феотокием). Каллист прибавляет известие, дошедшее до него через других об этой песни, что 1) она была сочинена в Страстную пятницу и 2) что Матерь Божия, явясь преп. Косме, сказала ему: «приятны Мне песни твои, но эта – приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, как когда поют они эту новую песнь твою».
Далее Каллист замечает, что способные к созерцанию духовных предметов неоднократно видели Матерь Божию благословлявшей певших песнь эту...