Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Прел. Матроны Константинопольской

Дочь благочестивых родителей, живших в Персии, выдана была не по ее желанию замуж за дворянина. Муж перешел на службу в столицу. Молодая жена, познакомясь с одною подвижницею, загорелась желанием как можно чаще посещать общественное Богослужение и помещения его. Муж не только препятствовал ей в том выговорами и подозрениями обидными, но часто бил ее. Десять лет прожила она с таким мужем. Измученная душевными страданиями, при неутоляемой, а усиливаемой жажде жить для Господа, она, в одежде евнуха, скрылась в мужском монастыре блаженного Вассиана, у которого было до 300 братий.

С именем Вавилы постриженная в иночество, усердно и покойно работала она Господу. Так прошло несколько годов.

В обители дознались, что евнух Вавила – жена. Препод. Вассиан строго обличил Матрону пред братиею. «Ты наводишь беды на нашу обитель», говорил ей настоятель и выгнал ее из обители.

Положение Матроны было печальное. Преподобный видел пламенное рвение ее служить Господу, видел и препятствия тому. Чтобы успокоить ее, что было делать? Апостол писал: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7:5). По этому правилу Апостола, жена и муж, по взаимному согласию, могут на время оставлять общее ложе, могут оба дать обеты чистоты и подвизаться в монашеской жизни; но если муж не согласен вести чистую жизнь, жена, хотя бы и хотела, не должна давать обет чистоты. Св. Василий великий писал: «аще (жена отступила от мужа) потому, яко биена была и не стерпела ударов: то подобаше паче претерпевати, нежели разлучатися». Так рассуждал и св. Златоуст, но он же указал на возможный случай: «если, говорил он, муж вынуждает жену отступить от чистой веры, то, для сохранения важнейшего долга совести, жена пусть оставит такого мужа». По наставлению Спасителя (Лк. 16:18), прелюбодеяние мужа дает жене право оставлять преступного мужа. Каков был муж Матроны? Нарушал ли он верность жене и св. вере? Не видно из жития Матроны. Но, по отношениям его к жене-монахине, видно, что это был человек пропитанный языческими мыслями о безграничных правах мужа над женою. После того, как жена его стала монахинею, он по гражданскому закону имел право взять за себя другую и жить покойно. Но он, как язычник, убежден, что он, муж, по сотне причин может прогнать от себя жену, а жена ни по какой причине не имеет права оставить мужа. Он гоняется за Матроною-монахинею и в столице, и в Эмесе, и в Палестине. Языческие убеждения о правах мужа над женою тогда еще были в силе; они обнаруживались и в жизни и в законах империи. Пример жены-страдалицы, страдавшей от языческого права мужа над женою, видим во время св. Матроны на другом лице. На безлюдном острове найдена была иеромонахом жена с сыном. По ее рассказу, воспитанная сиротою в доме добродетельного вельможи, она, по желаниям его, стала супругою сына его. Отец скоро умер. Родные молодого аристократа не давали ему покоя; каждый день твердили ему: зачем он не берет за себя жены благородной и богатой? зачем держит при себе ту, которая бесчестит собою род его? Чтобы избавить доброго супруга от тяжелого положения его, молодая жена тайно оставила дом его и скрылась на острове для подвигов отшельницы; здесь, спустя 8 месяцев, родился сын, и она 30 лет прожила в подвигах сурового самоотречения, пока Господь не послал к ней иеромонаха для окрещения сына ее. Особенность в состоянии Матроны была та, что она уже дала обет иночества. На совете старшей братии обители Вассиановой решили не возвращать Матроны в мир, а укрыть ее в женской обители.

При содействии преп. Вассиана, Матрона принята была в Эмесский женский монастырь. Тут подвизалась она со всею твердостию. Преследуемая мужем, посещала она Иерусалим и Синай, – места святых, дорогие для благочестивой души; но ни там, ни здесь Матрона не могла оставаться долго. Как тяжела эта жизнь бесприютная! Ведь блаж. Матрона – не то, что какая-нибудь личность, при шумных заявлениях о своей гениальности, осязаемо уменьшающая собою капитал сил общества. Матрона благочестивою жизнию своею успела привесть нескольких язычниц к св. вере.

Муж умер, к покою блаженной, и Матрона возвратилась в Константинополь слушать наставления преп. Вассиана. Он вызвал к ней и Эмесских сестер ее. Супруга императора Льва Великого (457–473 г.), узнав о высокой ее жизни, посещала ее. Матрона, хотя жила очень бедно, ничего не просила у императрицы, а только говорила о душевном спасении. Удивленная тем, императрица еще более стала уважать подвижницу. Исцелив вдову эпарха, преподобная получила от нее средства для построения монастыря, тогда как дотоле жила она с сестрами в кельях очень тесных и притом наемных. К великой подвижнице многие и из мирян приходили за советами. «О, если бы люди, говорила она, столько заботились о добродетели, сколько они, во вред себе, заботливы о пустоте! Пусть бы эта страсть к зрелищам и вредным веселостям, пусть бы женская наша страсть к нарядам, страсть нравиться мужчине, заменены были ревностию к благочестию: какие были бы успехи в духовной жизни!» В столице тогда еще мало было женских общин молитвы, а много было разврата, тяжелого для душ, сколько-нибудь понимающих себя. Наставления свят. подвижницы, сильные искренностию и опытностию, влекли к ней многих. Измученные жизнию мирскою находили у нее отдых, больные – здоровье. Обитель ее стала весьма многолюдною. Под ее руководством воспиталось много чистых дев для неба. Св. Иосиф поет ей: «для пользы многих воздвигла ты священное жилище, будучи сама храмом Духа по чистоте душевной. Путеводила ты по подвигам поста спасительного и привела их целыми к Владыке, как брачное вено. С ними чтем тебя искренно, Матрона».

Но вот еще настало бурное время. Хищник престола Василиск выдает (в 476 г.) указ против Халкидонского собора. В 480 г. Царьград поражен был страшным землетрясением. Император Зенон думал эдиктом своим (482 г.) примирить православных с еретиками – монофизитами; эдикт его диктован в духе индиферентизма (безразличия в вере), столько ненадежного ни для земли ни для неба. На западе произнесено было решительное осуждение мирной грамоты. Император Анастасий с 491 г. поднял жестокое гонение против непринимавших этой грамоты. «В особенности понуждаемы были к мирному соглашению монастыри Вассиана, Неусыпающих и Матроны, которые наиболее отделились от принявшихи» примирительную грамоту Зенона, и со всею твердостию переносили гонение. Преподобная Матрона, прекратившая всякое общение с инокинями своими, принявшими мирную грамоту Зенона, совершила много чудес, когда принуждал ее к тому диакон великой церкви Хризафий. Встретив непреклонную твердость, оставили преподобную, как и других иноков, в покое. Так соединилась она с своими духовными детьми пред своею кончиною. «Отроковицы, поет св. Иосиф, покоряющиеся твоему учению, возлюбили жениха – Господа. Побеждая силою духа телесную слабость, укротили ревностию страсти; вместе с тобою, Матрона, введены они в чертог небесный, священный, и всегда веселятся».

Преподобная прожила в иночестве всего до 75 лет и почила 100 лет, в 492 г., ноября 9-го дня. 

Примечания
1* Житие ее – в Четь-Минее, ноября 9. Метафрастово, очень неѵдачное сочинение ар. Syrium 8 Novemb. Славянский старинный перевод у Царского № 398. 614. Более полезны – канон Иосифа песнописца пр. Матроне и сказание Менолога.
2* Память преп. Вассиана октября 10. Краткое известие о нем в Менологе Basnagii р. 478. В Прологе ноября 9: «св. Василий» – ошибка.
3* Менолог Василия под 8 ноября: «св. Матрона была из Пергии Памфилийской и жила при императоре Льве. Когда от мужа родила дочь, пришла с ним в Константинополь, будучи 15 лет. Здесь, пользуясь дружеством с девою Евгениею, подражала житию ее, никогда не отходила от церквей Божиих. Разжженная еще более сильною любовию к Богу, чем та, когда услышала Евангельские слова: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет, отдала дочку свою на воспитание благочестивой женщине. Оставив супруга и надев на себя одежду мужчины, вступила в монастырь св. Вассиана и приняла монашество. Когда же здесь была узнава, как женщина, святый послал ее в Иерусалим. После нескольких годов возвратясь в Константинополь, проводила жизнь уединенную и так скончалась».
4* Прав. 9 св. Василия, в книге правил.
5* Бес. на посл. Корин. 19, § 2, 3. О девстве § 28.
6* Имп. Юстиниана новелла 117, § 8–13. Новел. 123, § 40. Новел. 127, § 4. Новел. 134, § 10, 11. П. Фотия Syntagma canonum in 71. Specilegii Bomani p. 419–421 ed. Romae 1842. Неволина ист. гражд. заков. I, 172. 173. Свб. 1853. Св. Назианзен писал: «закон дает развод по всякой вине; во Христос – не по всякой, а дозволяет мужу отделиться от жены только прелюбодейной» Orat. XXXI. Блаж. Иероним, после того, как привел слова Спаснтеля о разводе, говорит: «иные законы императора, другие – Христовы; иное говорит Пипиниан, другое предписывает нам Павел». Ер. 89 de morte Fabiolae.
7* Патерик сборный под знам. М. гл. 25. Пролог мая 1. Пр. Марк, рассказывавший об этом событии, был основателем обители Марковой, находившейся в столице, близ храма м. Агафоника. Дионисий, игумен обители Марковой, подписался под определением собора, бывшего при п. Мине († 552 г.). Du-Cangii Const Chr. p. 158. Кажется, преп. Анна и сын ее Иоанн, поминаемые церковию июня 13, в Прологе без жития, – те самые лица, которые найдены были на острове.
8* Метафраст пишет, что Матрона, живя в Эмесе, поклонилась обретенной тогда главе Предтечи. Этого не могло быть. Правда, в хронике Маркеллина записано, что глава Предтечи обретена в Эмесе пресвитером Маркеллом в 453 г. (Marcellini Chronicon ad an. 453. Patrol. Lat. tom. 51). Но неудивительно, если заданный хронист ошибся в известии о том, что происходило на Востоке, и поставил событие не на своем месте. Странно, что Метафраст, живший в Константинополе, не сообразил того, что глава Предтечи еще при имп. Феодосие перенесена из Халкидона в Константинополь, и потому не должно быть никакой речи о ее обретении в Эмесе при преп. Матроне. Обретение гл. Предтечи пресвитером Маркеллом опис. в Четь-Минее февр. 24) должно быть отнесено ко времени импер. Констанция. При Валенте перенесена она в Халкидон и осталась в руках Македониян; а Феодосий Великий перевес ее в столицу и построил для нее великолепный храм (Созомена ист. 7, 21). Кажется, Метафраст принял Матрону, не уступавшую главы Предтечевой имп. Феодосию, за преп. Матрону. Но кроме анахронизма тут допускаются в преп. Матроне черты оскорбительные для святой: Матрона Феодосиева времени была последовательницею Македониевой ереси. Исправляем эту ошибку Метафраста и потому, что ее повторяли и Вершинский в месяцеслове стр. 178, Спб. 1856 г. и о. Мышкин в соч. о праздниках в честь Предтечи, стр. 130. Казань 1858 г.
9* Служба св. Матроне, соч. Иосифа, в ноябрьской Минее. Обзор песноп., стр. 367.
10* Маркеллинона хроника ad an. 482: «это бедствие столицы вспоминалось церковною службою октября 15 дня», прибавляет Маркеллин.
11* Смысл Зеноновой грамоты верно выразил Факунд lib. XII с. 4: «То, что предписал Зенон, по своему произволу и власти, поправ благоговение пред Богом, кто примет? Кто возьмет во внимание? Безрассудная власть домогается не того, чему быть должно, а что ей угодно. Не понимает того, что не смешением образуется единство. О муж умный и осмотрительный! принял на себя дело священников. Православных называл безгласными, отделившимися от церкви. К чему убеждает он соединиться с духовною материю, если, отделившись от нее, остаются они православными?» Сл. Евагрия ист. 3, 14.
12* Летопись Феофана под 491 г. Du-Cangii Const. Clir. р. 159. Le Quien Or. chr. 1, 218. Пес. 3. «Ты явилась красою для единствующих, всечестня; ты же усвоила себе чистое и непорочное житие иноков». Пес. 6. «Ты возлюбила на земле жизнь Ангелов, непрестанно воспевала Того, Кто по великой милости воплотился за нас и укрепил женскую слабость для борьбы с хитрым врагом».
13* Память о ней в Греч. Церкви ноября 9, в Римской – 8 ноября, у Коптов – сент. 10. Краткий Менолог, под 9 ноября память «св. матери вашей Матроны: она, родясь в Перге Памфилийской, прославилась при имп. Льве великом подвигами монашеской жизни и, совершив чудеса, отошла ко Господу, будучи почтя ста лет».