† Прел. Матроны Константинопольской
Дочь благочестивых родителей, живших в Персии, выдана была не по ее желанию замуж за дворянина. Муж перешел на службу в столицу. Молодая жена, познакомясь с одною подвижницею, загорелась желанием как можно чаще посещать общественное Богослужение и помещения его. Муж не только препятствовал ей в том выговорами и подозрениями обидными, но часто бил ее. Десять лет прожила она с таким мужем. Измученная душевными страданиями, при неутоляемой, а усиливаемой жажде жить для Господа, она, в одежде евнуха, скрылась в мужском монастыре блаженного Вассиана, у которого было до 300 братий.
С именем Вавилы постриженная в иночество, усердно и покойно работала она Господу. Так прошло несколько годов.
В обители дознались, что евнух Вавила – жена. Препод. Вассиан строго обличил Матрону пред братиею. «Ты наводишь беды на нашу обитель», говорил ей настоятель и выгнал ее из обители.
Положение Матроны было печальное. Преподобный видел пламенное рвение ее служить Господу, видел и препятствия тому. Чтобы успокоить ее, что было делать? Апостол писал: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7:5). По этому правилу Апостола, жена и муж, по взаимному согласию, могут на время оставлять общее ложе, могут оба дать обеты чистоты и подвизаться в монашеской жизни; но если муж не согласен вести чистую жизнь, жена, хотя бы и хотела, не должна давать обет чистоты. Св. Василий великий писал: «аще (жена отступила от мужа) потому, яко биена была и не стерпела ударов: то подобаше паче претерпевати, нежели разлучатися». Так рассуждал и св. Златоуст, но он же указал на возможный случай: «если, говорил он, муж вынуждает жену отступить от чистой веры, то, для сохранения важнейшего долга совести, жена пусть оставит такого мужа». По наставлению Спасителя (Лк. 16:18), прелюбодеяние мужа дает жене право оставлять преступного мужа. Каков был муж Матроны? Нарушал ли он верность жене и св. вере? Не видно из жития Матроны. Но, по отношениям его к жене-монахине, видно, что это был человек пропитанный языческими мыслями о безграничных правах мужа над женою. После того, как жена его стала монахинею, он по гражданскому закону имел право взять за себя другую и жить покойно. Но он, как язычник, убежден, что он, муж, по сотне причин может прогнать от себя жену, а жена ни по какой причине не имеет права оставить мужа. Он гоняется за Матроною-монахинею и в столице, и в Эмесе, и в Палестине. Языческие убеждения о правах мужа над женою тогда еще были в силе; они обнаруживались и в жизни и в законах империи. Пример жены-страдалицы, страдавшей от языческого права мужа над женою, видим во время св. Матроны на другом лице. На безлюдном острове найдена была иеромонахом жена с сыном. По ее рассказу, воспитанная сиротою в доме добродетельного вельможи, она, по желаниям его, стала супругою сына его. Отец скоро умер. Родные молодого аристократа не давали ему покоя; каждый день твердили ему: зачем он не берет за себя жены благородной и богатой? зачем держит при себе ту, которая бесчестит собою род его? Чтобы избавить доброго супруга от тяжелого положения его, молодая жена тайно оставила дом его и скрылась на острове для подвигов отшельницы; здесь, спустя 8 месяцев, родился сын, и она 30 лет прожила в подвигах сурового самоотречения, пока Господь не послал к ней иеромонаха для окрещения сына ее. Особенность в состоянии Матроны была та, что она уже дала обет иночества. На совете старшей братии обители Вассиановой решили не возвращать Матроны в мир, а укрыть ее в женской обители.
При содействии преп. Вассиана, Матрона принята была в Эмесский женский монастырь. Тут подвизалась она со всею твердостию. Преследуемая мужем, посещала она Иерусалим и Синай, – места святых, дорогие для благочестивой души; но ни там, ни здесь Матрона не могла оставаться долго. Как тяжела эта жизнь бесприютная! Ведь блаж. Матрона – не то, что какая-нибудь личность, при шумных заявлениях о своей гениальности, осязаемо уменьшающая собою капитал сил общества. Матрона благочестивою жизнию своею успела привесть нескольких язычниц к св. вере.
Муж умер, к покою блаженной, и Матрона возвратилась в Константинополь слушать наставления преп. Вассиана. Он вызвал к ней и Эмесских сестер ее. Супруга императора Льва Великого (457–473 г.), узнав о высокой ее жизни, посещала ее. Матрона, хотя жила очень бедно, ничего не просила у императрицы, а только говорила о душевном спасении. Удивленная тем, императрица еще более стала уважать подвижницу. Исцелив вдову эпарха, преподобная получила от нее средства для построения монастыря, тогда как дотоле жила она с сестрами в кельях очень тесных и притом наемных. К великой подвижнице многие и из мирян приходили за советами. «О, если бы люди, говорила она, столько заботились о добродетели, сколько они, во вред себе, заботливы о пустоте! Пусть бы эта страсть к зрелищам и вредным веселостям, пусть бы женская наша страсть к нарядам, страсть нравиться мужчине, заменены были ревностию к благочестию: какие были бы успехи в духовной жизни!» В столице тогда еще мало было женских общин молитвы, а много было разврата, тяжелого для душ, сколько-нибудь понимающих себя. Наставления свят. подвижницы, сильные искренностию и опытностию, влекли к ней многих. Измученные жизнию мирскою находили у нее отдых, больные – здоровье. Обитель ее стала весьма многолюдною. Под ее руководством воспиталось много чистых дев для неба. Св. Иосиф поет ей: «для пользы многих воздвигла ты священное жилище, будучи сама храмом Духа по чистоте душевной. Путеводила ты по подвигам поста спасительного и привела их целыми к Владыке, как брачное вено. С ними чтем тебя искренно, Матрона».
Но вот еще настало бурное время. Хищник престола Василиск выдает (в 476 г.) указ против Халкидонского собора. В 480 г. Царьград поражен был страшным землетрясением. Император Зенон думал эдиктом своим (482 г.) примирить православных с еретиками – монофизитами; эдикт его диктован в духе индиферентизма (безразличия в вере), столько ненадежного ни для земли ни для неба. На западе произнесено было решительное осуждение мирной грамоты. Император Анастасий с 491 г. поднял жестокое гонение против непринимавших этой грамоты. «В особенности понуждаемы были к мирному соглашению монастыри Вассиана, Неусыпающих и Матроны, которые наиболее отделились от принявшихи» примирительную грамоту Зенона, и со всею твердостию переносили гонение. Преподобная Матрона, прекратившая всякое общение с инокинями своими, принявшими мирную грамоту Зенона, совершила много чудес, когда принуждал ее к тому диакон великой церкви Хризафий. Встретив непреклонную твердость, оставили преподобную, как и других иноков, в покое. Так соединилась она с своими духовными детьми пред своею кончиною. «Отроковицы, поет св. Иосиф, покоряющиеся твоему учению, возлюбили жениха – Господа. Побеждая силою духа телесную слабость, укротили ревностию страсти; вместе с тобою, Матрона, введены они в чертог небесный, священный, и всегда веселятся».
Преподобная прожила в иночестве всего до 75 лет и почила 100 лет, в 492 г., ноября 9-го дня.