† Св. Евстолии и Сопатры
Блаженная Евстолия, дочь благочестивых родителей, с нежного возраста посвятила себя посту и молитве. Горя любовию к Господу, при императоре Маврикие (582–602 г.) оставила она Рим и пришла в Константинополь.
Лучшие люди Запада чувствовали и тогда нужду как можно ближе и как можно чаще знакомиться с Востоком, чувствовали, что уже и тогда христианская жизнь была слаба на Западе и выставляла собою много печального. Да и как было не чувствовать, когда еще св. Амвросий, Иероним и Августин должны были бороться с Иовинианом и ему подобными, которые осыпали бранью лучшую христианскую жизнь и жарко хвалили жизнь заботливую об одних интересах земных?
Св. Григорий беседователь, который так много боролся с гордостию современного Запада для того, чтобы ввести восточное Богослужение на Западе, вот что пишет о своих тетках, современницах св. Евстолии:
У отца моего были три сестры: Фарсилла, Гордиана и Емилиана; все три они дали обет девства в один и тот же день, с одинаковою горячностию души, и жили вместе. Фарсилла и Емилиана возрастали время от времени в любви к Господу, твердо борясь с немощами. Иначе жила Гордиана. Она хладела в благочестии и в душе ее явилась мирщина. Фарсилла часто, с глубокою скорбию, говорила: «вижу, что сестра наша Гордиана более уже не наша, предается рассеянию и не верна призванию Божию». Обе сестры дружески уговаривали сестру удерживаться от легкомыслия и ветренности в поступках. После таких напоминаний любви, Гордиана на время казалось степенною, – но потом опять возвращалась к прежней легкости, дружилась с девушками мирскими и отстранялась от тех, которые жили для Господа. Фарсилла постоянно пребывала в молитве и вела жизнь строгую. При такой жизни ее, в сонном видении, является ей дед ее – св. Феликс папа, показывает ей светлое место своего покоя и говорит: «иди, я принимаю тебя в это светлое жилище». Скоро после того она стала страдать от лихорадки и приблизилась к смерти. Благородные родственники собрались к умирающей, в том числе и мать моя, прибавляет св. Григорий. Больная поднимает глаза к небу, видит приближающегося Господа Иисуса и говорит громко: «отойдите, отойдите, идет Господь Иисус». И в те же минуты скончалась. Когда стали убирать ее к погребению, увидали, что на коленах и локтях ее кожа от молитвенных трудов стала груба и толста, как у верблюда. Она скончалась накануне дня Рождества Христова. После этого праздника Фарсилла, в сонном видении, явилась сестре Емилиане и сказала ей: «иди! без тебя праздновала я Рождество Христово, но с тобою хочу праздновать Богоявление». Емилиана, сильно озабоченная душевным спасением сестры Гордианы, оказала: «если я пойду, на кого оставлю сестру мою?» Та, как говорила Емилиана, с видом скорбным, сказала: « иди одна; сестра твоя принадлежит к чадам мира». После того Емилиана стала больною и скончалась накануне дня Богоявления, как предсказала Фарсилла. Гордиана, оставшись на полной свободе, быстро стала изменяться и, наконец, забыв страх Божий, потеряв всякий стыд, вышла замуж за одного арендатора земель. Св. Григорий рассказывает об этом и в своей истории людей благочестивых и в одной беседе на Евангелие. Так поразил его пример слабости, показанный девственницею теткою! Так и здесь повторяет он в заключении: мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. 10:12).
Это событие Римское, современное для Евстолии, без сомнения, было одним из побуждений, заставивших Евстолию оставить слабый Рим и уйти в Константинополь, с надеждою видеть образцы лучшей жизни на Востоке.
В Константинополе посещала она святыни и обители иноческие, с жаждою духовного совершенства. Во Влахернском храме встретилась с нею другая жаждущая душа и еще юная, дочь импер. Маврикия, Сопатра. Юная душа, встретив уже довольно созревшую в духовной жизни, неотступно просила Евстолию быть для нее духовною матерью-наставницею. Евстолия согласилась, тем более, что желала остаться на Востоке. Сопатра, оставив царский двор, приняла иночество. Дочь просила доброго отца устроить обитель молитвы, и просьба была исполнена. Благочестивый император купил огромный дом патриция Кариана. Здесь прежде всего устроен был храм молитвы, потом явились и келии для девственниц; здесь же открыто было и помещение для престарелых.
Блаженная Сопатра уже прежде того начала приучать себя к Евангельской жизни. Тетка ее Дамиана была игумениею Иерусалимской обители и потом жила затворницею. Сопатра путешествовала в Иерусалим для поклонения святым местам его и год прожила у тетки, выслушивая уроки ее о духовной жизни. «В одно время, говорит блаженная Дамиана у Иоанна Мосха, пришла в святой город племянница моя, дочь императора Маврикия, и провела целый год здесь. Однажды, взяв ее с собою, пошли мы к св. Козьме и Дамиану. Стоя в храме, говорю я племяннице: «смотри, госпожа, когда придет старица и будет давать тебе два нумула (две полушки), возьми их, не гордись». Она со вздохом сказала: как это приму я? Я сказала ей: «прими. Эта жена – велика пред Богом. Каждую неделю она раздает свои нумулы находящимся в храме, имея от роду 80 лет. Прими лепты; приняв, отдашь ты их другому; только не отвергай усердия старицы». Тогда как мы разговаривали об этом, вдруг подходит старица и подала мне тихо, ничего не сказав мне; но, подавая племяннице моей, сказала: «прими и съешь». Когда она удалилась, мы поняли, что Господь открыл ей, о чем говорили мы. Послав одного из слуг купить на две лепты бобов, племянница съела их и свидетельствовалась Богом, что бобы эти сладки, как мед; она дивилась и прославила Бога, подающего благодать рабыням Своим. Другой урок, полезный для себя, Сопатра слышала тогда же в Кесарии. «Об одной знатной, из сенаторского дома, женщине, так пишет современник Мосх, ходившей для поклонения святым местам, некто из отцов рассказывал так: она, пришедши в Кесарию, решилась здесь остаться и обратилась к епископу с следующею просьбою: дайте мне девицу для обучения меня страху Божию. Епископ приставил к ней смиренную девицу. Спустя несколько времени, епископ, при встрече с нею, спрашивает у ней: «каково поживает девица, которую я приставил к вам»? – Хорошо, отвечала женщина, но для моей души она мало полезна, потому что позволяет мне исполнять мою волю, и это от того, что она смиренная, а я имею нужду, чтобы она бранила меня и не позволяла мне делать то, что хочу. Епископ вместо этой дал ей другую, с характером довольно грубым. Та начала бранить ее, называла ее глупою богачкою и тому подобными именами. По прошествии некоторого времени епископ опять спросил у нее: а эта девица какова? «Она истинно приносит мне пользу», отвечала жена. И она сделалась весьма кроткою.
Блаженная Сопатра подчинила себя св. Евстолии для обучения себя самоотречению. К ним присоединились весьма многие другие девы и проводили время в трудах и молитвах. Подвижница Евстолия, прожив многие годы в иночестве, мирно переселилась ко Господу. Сопатра управляла после нее общиною и строго следовала правилам духовной своей матери. Достигши подвигами духовного совершенства, покойно скончалась ноября 9-го, около 610 года.
Вспомнив судьбу других детей Маврикия, и мирские люди должны сознаться, что счастлива Сопатра, избравшая доброю волею жизнь иноческую. Кровожадный Фока, убив доброго императора Маврикия и трех сыновей его, жену и трех дочерей (Анастасию, Феоктисту и Клеопатру) запер в монастырь, где после трех лет предал смерти. Не лучше ли было по воле избрать тишину уединения, чем по неволе? Не лучше ли добровольно отказаться от незавидной суеты мирской, чем против воли заключену быть во гробе? И в миру можно делать много доброго? Да, можно коптить сердца и небо! Делают добро души смиренные, а не гордые и самонадеянные. – «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Иоил. 2:12). Царство Небесное берется силою, и употребляющие насилие восхищают его (Мф. 11:12).