Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о преп. Онисифоре Печерском

Слышал я дело чудное, повествует св. Симон, слышал от благоговейных старцев; а они, по их словам, слышали от самовидцев дивного чуда, бывшего в игуменство Пимена (1132–1141 г.) в Печерском монастыре. Был муж совершенный, украшенный всеми добродетелями, именем Онисифор, саном иерей. – Он сподоблен был от Бога дара прозорливости, так что видел в другом согрешения его. – Но я об одном скажу. Был у сего блаженного Онисифора духовный сын, чернец и друг. Тот старался подражать ему и казался постником, но ложно; выставлял себя целомудренным, а тайно ел и пил и проводил время в нечистоте. Но это было сокрыто от духовного человека. – Никто и из братии не понял его. – В один день, будучи здоров, внезапно умер он. И – никто не мог приблизиться к его телу, от смрада, выходившего из трупа его. На всех напал ужас. Отрекаясь нуждою, не находя себя в состоянии от смрада совершить над ним обычные пения, положили его особо и, став издали, совершили пение, а некоторые, заткнув нос, отнесли его кое-как и положили в пещере. – Много раз был слышан крик, как бы кого мучили. Пресвитеру тому явился преп. Антоний и грозно говорил: «зачем ты положил здесь такого гнусного беззаконника? Такого еще не было здесь. Он осквернил святое место». Пресвитер встав после того видения, пал на лице и, молясь Господу Богу, говорил: «зачем, Господи, сокрыл Ты от меня дела этого человека?» «Затем, сказал ему явившийся ангел, чтобы показать его всем coгрешающим и некающимся; пусть, увидев, покаются». Сказав это, стал невидим. Пресвитер рассказал об этом игумену Пимену. На другую ночь опять слышал он: «выбрось его скорее вои в пищу псам; он недостоин быть здесь». Пресвитер, услышав это, обратился к молитве и был к нему голос: «если хочешь, помоги ему». – Посоветовавшись с игуменом, положили, чтобы кто-нибудь заценил его веревкою, выволок вон и бросил в воду, так как от смрада никто не мог приблизиться туда, где была пещера. – Затем святой опять является и говорит: «жаль мне стало брата того. Находящиеся со мною здесь – не хуже тех, которые прежде закона угодили Богу. Я молил Господа Бога о спасении живущих в обители и – Господь сказал мне: Я слышал; Я сказал Аврааму, – для 20 праведников не погублю города, тем более для тебя и сущих с тобою помилую грешника». Онисифор пересказал все виденное и слышанное начальнику своему и всей братии. Тело брата перестало издавать смрад. Один из братии, по просьбе моей, рассказал мне это событие со слов тех первых черноризцев». Такова повесть Симона!

Кальнофойский пишет о пещере преп. Антония: «здесь лежат нетленные два брата Спиридон и Онисифор. Из них когда один на перед отшел ко Господу, другой подвинул его с места, чтобы опочить подле него». Память преп. Спиридона октября 31, а Онисифора ноября 9. Итак, Онисифор почил после Сниридона и он-то подвинул почившего, чтобы почивать подле любимого и уважаемого духовного сына преп. Спиридона; таким образом блаж. кончина преп. Онисифора, современника игумену Пимену (1132–1141 г.) и преп. Спиридону, последовала ноября 9-го 1148 г.

Блажен. митроп. Сильвестр, передав повествование Симона о преп. Онисифоре, говорит в заключении: «этою историею, братия иноки, св. Симон напоминает нам, чтобы тщательно оберегали мы благодатное звание оное, чтобы не были овечками кормленными или волками домовыми, чтобы не были на дворе убогими, а в келье богатыми, постниками пред людьми, как фарисеи, а в келье обжорливыми. Судия праведный за все, что сделано тайно, будет платить явно, на суде Своем».

Свящ. Писание учит нас: «кто скрывает проступки свои, тому не будет счастия; а кто признается и оставляет, тот будет помилован» (Притч. 28:12). «Если бы мы судили самих себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31, 32).

Примечания
1* Симон в ркп. послании.
2* Опис. лавры стр. 293. 289. В рук. описании святых: «препод. отец иерей Онисифор».
3* Patericon р. 161.
4* Напрасно Ф. Прокопович не обратил достаточного внимания на слова умного м. Сильвестра, так верно понявшего смысл Симоновой повести о пр. Онисифоре. Если бы было иначе, ему не только пришлось бы оправдываться в усвоявшихся ему хулах на преподобных Печерских, но уважение к толкам протестантов не увлекало бы его и до того, чтобы высказывать такую несправедливость: «о Печерском месте ложно расславили, что аще кто, и без покаяния преставився, на месте оном погребен будет, спасен будет» (Чтен. м. общ. ист. 1862 г. 2, 25. 46). Протестантский рационализм часто попадает в двойной грех, – и в грех пред историею и в грех пред точным смыслом св. писания.