Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление святого Митрофана, епископа Воронежского

Родился я от благочестивых родителей и был ими воспитан в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере», так говорит святитель Митрофан в духовном завещании своем. Он родился в 1623 году от родителей духовного звания; род его, записанный в синодиках, начинается лицами, облеченными в иерейский сан. Мирское имя его было Михаил, и был он обязан узами брака; в письме к архимандриту Шартрошского монастыря говорит он о сыне своем Иване Михайлове.

Большая половина жизни его прошла в быту семейном; потеряв жену, на 40 году отрекся он от мирской жизни и вступил в общежительную Золотниковскую обитель, что невдали от Суздаля. Скоро стали говорить о строгой жизни инока Митрофана. Братия соседней Яхромской обители просила духовное начальство назначить им в игумена доброго старца Митрофана и Митрофан посвящен в игумена Крутицким митрополитом, блюстителем патриаршей кафедры. Игуменом Яхромской обители был он 10 лет. Заботясь о благолепии дома Божия, он приобрел дли обители богато-украшенное Евангелие. Видя тесноту храма, с пособиями благотворителей построил более просторный храм в честь Спасителя и снабдил его новою утварью. Эти памятники ревности его о доме Божием еще целы. В 1675 году патр. Иоаким поручил ему другую более известную обитель, Унженскую, преп. Макария. Здесь он пробыл 7 лет. Здесь попечением его сооружены теплый храм в честь Благовещения Богоматери с трапезою и колокольнею. В соборном Троицком храме целы писанные по его заботе местные иконы Спасителя, пр. Макария, Успения Богоматери, Сошествия Св. Духа, Иоанна Предтечи; в храме пр. Макария образ Спасителя с надписью: «1680 года, по обещанию монаха Митрофана». Все прочие помянутые иконы писаны, по надписям, 1679 и 1680 гг. при игумене Митрофане. Патриарх с любовию видел в игумене Митрофане инока ревностного к духовной жизни, настоятеля попечительного, мужа опытного в жизни и образовавшего себя усердным чтением полезных книг. Он поручил его надзору соседние обители и храмы, для поддержания в них принадлежащего им порядка и благочиния. Унженская обитель находилась тогда в особенном внимании царского дома, и царь Феодор имел случай не раз видеть игумена Митрофана. Из царедворцев особенно любил обитель Макариеву и ее игумена боярин Богдан Матвеевич Хитрово: когда только бывал игумен в Москве, он всегда принимаем был с любовию набожным боярином и игумен любил его за любовь его к обители.

В 1682 году, когда нужно было избрать первого епископа Воронежского, царь Феодор, благоговейный к пр. Макарию, избрал «ученика и наместника его, игумена Митрофана, мужа истинно праведного и святого», так говорит современная монастырская записка. Новые епархии, в том числе и Воронежская, открыты были тогда с тем, чтобы ближайший надзор святителей мог во время видеть замыслы раскола и вовремя принимать меры для противодействия расколу. Митрофан посвящен в епископа Воронежского 2 апреля 1682 года патриархом с 16 архипастырями. Скоро в самой Москве пришлось ему видеть, что значит для Церкви и отечества раскол. Так как благочестивый царь Феодор скоро скончался, а епископу новой епархии надобно было приготовить многое для новой кафедры, запастись и советами и вещами нужными для архиерейского служения (много утвари и книг получил он от архипастыря соседней – Рязанской епархии), то святитель Митрофан. присутствовал при венчании царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Вместе с тем, в его глазах происходили и кровавые неистовства стрельцов против бояр и следовавший затем бунт Пустосвята с теми же стрельцами, домогавшийся передать все высшие правительственные меры в заведывание раскола. Он был в Кремле в тот страшный день (5 июля 1682 года), когда Хованский от имени раскольников объявил Софии, что если патриарх и архиереи не явятся на площадь к раскольникам, они ворвутся во дворец, убьют патриарха и всех духовных. Он был в тот же день на соборе в грановитой палате, когда раскольники, иные и пьяные, ворвались в палату с шумом, с образами, налоями, свечами и подали челобитную, которую надлежало слушать. Он видел, как Пустосвят Никита, которому волею царскою запрещено было говорить, говорил дерзости патриарху, и когда Холмогорский архиепископ Афанасий заметил ему грубость его, пьяный Пустосвят, в порыве ярости, бросился ва архипастыря, стал бить его и едва удержан был силою. Твердость правительницы Софии и ум патриарха спасли тогда Церковь и отечество от страшных бед. Нельзя было не удержать до гроба в душе этих страшных сцен буйства людей испорченных. И святитель Митрофан до гроба был столько же твердым обличителем своеволий невежественного раскола, сколько ревностным попечителем о благе государственном.

 Преставление святого Митрофана, епископа Воронежского

Прибыв на место архипастырского служения своего, святитель прежде всего обратился с окружным посланием к пастырям местных церквей. «Честные иереи Бога Вышнего! писал святитель, вожди стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самым светом: вы есте свет миру. Вы, как пастыри, должны преподавать овцам манну слова Божия, подобно как ангелы приготовляли чувственную манну в пустыне. Вы, как ходатаи, должны в молитвах ваших подражать Моисею и Павлу, которые с такою ревностию молились Богу за людей своих! Моисей говорил Богу: Господи! ныне аще оставиши грехи их, то остави: аще ли ни, изглади мя из книг, в них же вписал еси. Павел говорил: молился бых сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех по плоти, иже суть Изральтяне. Так и вам надобно ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были положить свои души за овец. Так и вы устрояйте себя. Пасите, еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею и по Бозе, ниже неправедными прибытки, но усердно. Христос Спаситель, когда вручал св. Ап. Петру пасение овец своих, трижды говорил: паси. Это, очевидно, и для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо – словом учения, молитвою и силою св. Таин, и образом жизни. Три эти вида пасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте в себе пример жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь назидать их святыми тайнами, т. е. просвещайте неверующих св. крещением, согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте пречистых Таин Тела и Крови Христовой, заботьтесь о больных, чтобы особенно не отходили из этой жизни без св. Таин и не лишались последнего елеосвящения. Вместе с Божественным Павлом свидетельствую пред Богом Господом Иисусом Христом: проповедуйте слово, настойте благовременно и безвременно, обличайте, запрещайте, умоляйте с терпением и учением. Умоляю вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, защищайте немощных, будьте терпеливы ко всем, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова воля Божия о вас во Христе Иисусе. Будьте примером для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте; не подавайте соблазна никому, чтобы служение ваше было беспорочно; во всем представляйте себя как Божиих слуг. Если все это соблюдете, то, когда явится Пастыреначальник, получите неувядаемый венок славы. О! когда бы получить всем нам сию славу, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Которому принадлежит слава и держава со Отцем и Св. Духом во веки веков! Благословение Господне на вас, благодатию Его, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Это послание показывает, какою живою, какою отеческою любовию исполнено было сердце святителя, как высоко понимал он долг пастыря и как старался выполнить его сам!

Новое место иераршеской кафедры, доселе не видавшее архипастырского служения, требовало от архипастыря многих и разных забот, тем более, что Воронеж в те времена подвергался и нападениям Татар. Вот распоряжение, которое содержанием своим показывает, как много было и других еще распоряжений архипастыря! Правитель духовных дел, Воскресенский священник, «по указу от 29 июля 1688 года, преосвященнейшего Митрофана, епископа Воронежского», писал: «стрелецкому голове Селену Федосеевичу. По правилам 1 св. Апостол и св. отцов архиереи Божии со всем освященным собором должны в праздник происхождения Честного Креста выходить из города на источник для освящения воды. Голова Семен Федосеевич имеет приказать, в предохранение города и всех людей от набега неприятельских людей, в 1 числе августа, на происхождение Честного Креста, быть Воронежским стрельцам с ружьями и наблюдать, как бы не случилось какого несчастия с Воронежом и городскими людьми. Преосвященный приказал также, чтобы на р. Воронеже к показанному числу построена была Иордань, а в Иордани обычный ковчег (ящик), как бывает у прочих архиереев Божиих, чтобы можно было погружать Честный и Животворящий Крест».

Вскоре по прибытии своем в Воронеж, святитель начал строить каменный кафедральный собор Благовещения Богоматери. В этом храме ему не суждено было совершать служений: он служил в деревянном храме Ап. Петра и Павла. Много заботился он, чтобы утварь и облачение были приличные святилищу Божию; довольно утвари устроил он на свой счет. Он зорко смотрел и за тем, чтобы все жертвуемое храму Божию хранилось бережно и благоговейно. Смиренный инок в келии и в душе своей, он в храме Божием пред паствою являлся облеченным знаками высокого сана своего.

В начале епархия его, кроме Воронежа, заключала в себе шесть городов: Елец, Костенский, Землянск, Орлов, Урыв и Коротояк. Епархия не обширная! Так как тогда содержание кафедры со всем ее клиром зависело от сбора определенной, но незначительной суммы с церквей и обителей, то понятно, что Воронежский святитель не мог быть богатым и боролся с нуждами в содержании дома своего. Правда, в дому приписаны были кое-какие земли и именно угодья Боршевского монастыря; но они мало приносили пользы, по их отдаленности. В письме от 17 апреля 1692 года к Острогожскому полковнику Петру Алексеевичу Буларту святитель просит скорее взять в арендное содержание известную вотчину за прежнюю цену. В письме в Острогожскому полковнику Феодору Ивановичу Куколю пишет: «приходит праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Сделай милость, Феодор Иванович, прикажи для такого праздника и для прибытия государева достать свеженького осетра и свежей белужины, или и новопросольной; здесь в Воронеже и сомины взять негде». Не смотря на малое число городов новой епархии, духовные управители Рязанской епархии, к которой прежде принадлежали и города новой епархии, входили с жалобами на присвоения некоторых церквей Воронежским начальством, и дело доведено было до патриарха. Иоаким грамотою от 30 января 1696 года, с точностию определяя границы Воронежской епархии, писал, что в ее круге должны состоять и поселившиеся по р. Осереду, Битюку и Икорцу; это было не столько расширение границы Воронежской епархий, сколько точное обозначение ее в пунктах не ясно определенных. Далеко более сделал царь Петр Великий. Сам часто бывая в Воронеже для строения кораблей, он близко видел нужды новой кафедры, видел и местности Воронежского края, как и характер жителей. Места по Усерду и часть Коротоякского уезда заселены были Малороссиянами Острогожского полка. Полковой город принадлежал к Белогородской епархии. Таким образом некоторые церкви Острогожского полка состояли в ведении Воронежского святителя, самая же большая часть казаков относилась по духовным делам к отдаленному Белогородскому архипастырю. Царь Петр в жалованной грамоте 1699 года писал: «поскольку Белогородская и Рязанская епархии не бедны, а Воронежская недостаточна, и при том некоторые города от них стоят вдали, то приписать еще к Воронежской епархии от Рязанской города: Усмань, Острожки, Белоколоцк и Демшин, а от Белогородской епархии город Острогожск и с их уездами». Для содержания архипастырского дома даны были еще мельницы и село Боерак в Лебедянском уезде.

Блаженный архипастырь, проникнутый духом учения Христова, был искренним чтителем власти царской и усердным попечителем о благе православного царства. Государь Петр Великий готовился тогда к войне с Магометанским царством и, для нанесения решительных ударов с моря Азовской крепости, строил (с 1694 года) на Воронежской верфи корабли разных размеров. Святитель Божий старался помогать святому делу и молитвою и словом увещания. Он объяснял при каждом случае, как благодетельны намерения государя для отчизны и Церкви, столько лет страждущих от дикого магометанства. Когда же строение кораблей встретило себе затруднение, вопреки стараниям царя, в недостатке денег, святитель поспешил отвратить это препятствие. Собрав все деньги, какие были у него при кафедре, он принес их государю и сказал: всякий сын отечества должен от своего достатка помогать нужде государственной; прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их против неверных». Тронутый Петр принял это пособие из рук святителя, как залог благоволения Божия к его предприятию. Постройка кораблей пошла быстро. С наступлением весны 1696 года царь имел утешение спустить на Дон флот свой: 2 военных корабля и 30 малых судов с 4,000 войска. Азов пал к стопам царя. Признательный Петр, торжествуя покорение Азова, повелел святителю Митрофану называться Воронежским и Азовским. И в последующее время св. Митрофан жертвовал достояние оное на нужды государства. Во время Шведской войны, расходы военные истощали казну до крайности. В 1700 году святитель Митрофан послал от себя 4,000 р. на остановившееся строение кораблей в Воронежском адмиралтействе. В следующем году он пожертвовал 3,000 р. на жалованье воинам. Петр Великий писал в грамоте святителю: «донесено нам, что для общей пользы христиан, на вспоможение войне с врагами святого креста, по доброжелательному усердию к нашему царскому величеству, на строение кораблей и ратным людям морского военного флота ты дал из своей домовой казны 4,000 р. в Воронеже. Мы, великий государь, усердие твое ко всему христианскому народу милостиво принимаем и хвалим. За то и вперед милость нашего царского величества неотъемлемо пребудет с тобою, нашим богомольцем, в чем будь благонадежен навсегда». Эта грамота писана от 20 апреля 1700 года, а другая такого же содержания писана 18 мая 1701 года.

Человек Божий, благоговея к помазаннику Божию, твердо хранил в душе, что св. воля Божия выше всего и спасение душ христианских, врученных сею волею христианскому пастырю, должно быть предметом ревности пастырской. Пророк Илия ревновал против соблазнов, посеваемых в народе, и говорил о нечестии соблазна царям Израиля. И святитель Митрофан не боялся говорить правду царю, в виду опасностей грозного царского гнева. Петр Великий проживал по временам по нескольку недель в Воронеже для надзора за постройкою военного флота. Вблизи адмиралтейства стоял дворец его. По обычаю иноземному, здание царское было украшено изваниями языческих богов. Раз царь пригласил к себе святителя. Старец, по простоте Евангельской, пешим пошел к царю. Уже перешел он мост и вступил на остров р. Воронежа, где находилось адмиралтейство, как взор его встретил изваяния языческие у ворот дворца. Целомудренный взор святителя оскорбился и благоговение его к высоте христианства, заменяемого здесь язычеством, возмутилось. Святитель не пошел далее, а воротился в свои келии. Государь, которому сказали, что архиерей был у дворца и ушел, по светскому направлению мыслей, оскорбился поступком архипастыря. Он послал опять звать его к себе. Святитель отвечал посланному: «пока государь не повелит низвергнуть идолов, которые соблазняют народ, не могу явиться во дворец пред его царския очи». Услышав столь решительный ответ, Петр пришел в негодование. Как смеет он не слушаться царской власти? говорил гневный Петр. Царь послал сказать, что если не явится сейчас же, как преступник царской воли, подвергнется казни. «Жизнь моя во власти царя, отвечал святитель посланному: но для меня лучше умереть, чем нарушить долг святительского сана моего. Лучше умереть, чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично государю православному ставить языческие болваны и тем соблазнять простые сердца народа Гнев Петра, между тем, несколько остыл и, когда передали ему слова святителя, он терпеливо выслушал их. С своей стороны, свят. Митрофан, хорошо зная строгость Петра, зная, что царское слово, возвестившее ему смерть, не исполнится разве по чуду Божию, спешил приготовить душу свою к вечности. Он распорядился, чтобы благовестили ко всенощному бдению в большой колокол. Государь, услышав благовест, спросил: « что за праздник завтра?» Ему отвечали, что нет никакого. Он послал спросить о причине благовеста к архиерею. Святитель отвечал посланному: «мне, как преступнику, словом царским назначена смерть; готовясь к смерти, хочу я совершить соборное моление с Церковию о прощении грехов моих, чтобы Господь явил надо мною милость Свою». Петр изумился решимости святителя умереть по ревности к делу Божию. Он немедленно послал успокоить его милостивым словом своим и просил не тревожить народа необычайным звоном. Затем, немедля велел снять статуи, оскорбившие пастыря. Услышав о последнем, святитель на другой день пришел к царю и смиренно благодарил его за уничтожение изваяний, соблазнительных для народа. Так, пастырь Божий совершил исповеднический подвиг. Государь видел по этому опыту величие духа в святителе и еще более, чем прежде, стал уважать его.

Святитель Митрофан и во всякое другое время близко к душе держал мысль о смерти. Доказательством тому служит синодик его. Здесь помещены увещания не увлекаться счастием временным, ни богатством, ни властию, ни честями, а помнить, что надобно умереть и явиться на суд Божий. Этот синодик служит памятником и твердой веры святителя в нужду и благотворное действие молитв за усопших. Здесь видим и то, как сердце святителя было просторно, оно обнимало и овец паствы своей и людей верно служивших отчизне православной. Здесь поминаются воины из полку боярина Алексея Семеновича Шеина, скончавшиеся на пути к Азову и убитые под стенами сего города, воины из полку боярина Бориса Петровича Шереметева, убиенные в сражении и умершие в плену. Святитель и другими опытами показывал, что любовь христианская была жизнию души его. Дом его был отдыхом для всех, утомленных жизнию, – в нем находили помощь себе бедняки всякого вида, вдовы и сирые. После того вполне естественно видеть и то, что в письме к игумену Унженскому (от 16 сентября 1693 г.) св. Митрофан смиренно просит игумена не лишить любви своей сына его Ивана и поберечь его от обид и от всяких худых людей, а в письме к Шартомскому архимандриту просит оказать сыну его покровительство, когда тот будет у него в обители, на пути из Воронежа в Унженский монастырь, к своей должности, к должности подъячего обители. Пастырскою заботливостию его основались в епархии его две обители: в 1690 году Донщинская и в 1693 году Битюгская, и сам он нередко проживал в первой. Блаженный архипастырь был прост в обхождении: к нему открыт был доступ для каждого, богатого и бедного, знатного и безъизвестного.

Двадцать лет св. Митрофан управлял Воронежскою паствою и достиг глубокой старости. Предчувствуя близкое исшествие из мира земного, приготовил он духовное завещание. Завещание его – поучительно и назидательно.

«Судьбами Божиими, говорит он, дошел я до семидесятилетней старости и уже изнемогаю в силах телесных. Потому, помня о смерти, рассудил я написать последнее мое писание, чтобы оказать помощь душе и телу моему». С глубоким смирением Божий архиерей исповедует пред всеми свою веру, которой служителем остается до последнего вздоха. «Когда грешная душа моя, продолжает он, разрешится от уз плоти, вручаю ее благости премудрого Бога, создавшего ее, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих; а грешные кости предаю матери всех, ожидая воскресения мертвых». Затем обращает отеческую заботу свою к пастырям церкви и убеждает их ходить достойно звания. «Простец согрешивший даст ответ только за свою душу; а иереи будут истязаны за многих, – те, которые не радели о овцах, собирая с них млеко и волну». Обращаясь к судиям, говорит: «судиям епархии нашей заповедую пещись о правосудии в делах гражданских: пусть совершают праведный суд. Неправда в судах и коварство между людьми очень умножились; очень много плачущих от бедности и оскорблений, – люди всякого звания терпят оскорбления, вдовы, сироты, немощные. Завещаваю судиям – по воле государя управлять людьми правдиво, чтобы жили о Боге духом, без напрасной молвы и ни к чему ненужной суетности»... Всей пастве своей говорит: «всем живущим по городам и селам епархии моей предлагаю – строго сохранять благочестие и смотреть за спасением душ своих. Пусть все православные христиане пребывают в прародительской вере, во всем добром, в чистоте, воздержании, святости и покаянии. Заповедую иметь вседушевную любовь к православно-кафолической вере, чтить единую во всей вселенной Церковь как матерь и в ней пребывать неуклонно, крепко держаться предания и учения св. отцов, – ни в чем не уклоняясь от них. Как без правильной веры нельзя угодить Богу, так и вне св. Восточной Церкви и без светлого ее учения, преданного Богом, нельзя никому спастись». Потом обращается к самому себе и пишет: «если каким бы то ни было образом согрешил я, как человек, если кого-либо оскорбил в моем сане, со слезами прошу каждого простить меня: прошу прощения у всей Церкви Божией и у всего священного собора; прошу молитв всего православного народа за мою грешную душу, чтобы помиловал ее Господь предстательством Пречистой Своей Матери и сподобил меня Царствия Небесного. Сотворите милость для меня, принесите последний долг Богу для пользы души моей: помяните грешную мою душу, чтобы и вы были помянуты Господом в день праведного суда. Сей глагол мой предстанет пред вами в день праведного суда. Не отриньте прошения моего, – последней любви вашей ко мне грешному, со слезами прошу, – не забудьте меня грешного в молитвах своих, но заповеди Апостола: братия, молитесь друг задруга». В конце всего, просит похоронить его в Архангельском приделе, а не в самом соборе, и непременно облечь его пред кончиною в схиму.

Святитель скончался 23 ноября 1703 г. По воле Божией случилось, что в тот самый день прибыл в Воронеж государь. По обычаю своему, поспешил он посетить доброго архипастыря, но уже застал его при последнем издыхании; царь поцеловал его руку и остался ждать кончины, которая не замедлила. Государь сам закрыл глаза его и велел приготовить вое нужное для погребения почетного. Декабря 4 все собрались в собор, явился и Петр Великий со всеми чинами адмиралтейства, отпевание совершил Алексеевский архимандрит Никанор, с игуменами и священниками. Когда надобно было выносить тело и священники подошли, чтобы поднять тело, государь, обратясь к чинам морским, сказал: «нам стыдно будет, если не засвидетельствуем признательности нашей сему благодетельному пастырю отданием последней почести; мы сами вынесем тело его». И с этими словами государь поднял гроб святителя и с старшими военачальниками понес в собор; потом сам же нес тело в усыпальницу и опустил в могилу. «Не осталось у меня такого святого старца, – буди ему вечная память!» сказал царь благодарный.

Дивны пути Божии! Собор, строенный святителем целые пятнадцать лет, оказался ненадежным и остался без употребления. К чему это? Для земного человека, кто бы он ни был, нужна скорбь, чтобы очистить душу его. Она нужна была и для блаженного Митрофана. Но вместе с тем непрочный храм назначен был и к славе Митрофана, очищенного скорбями времени. Архангельский придел собора, где положено было тело святителя, потребовал многих поправок. Гроб святителя пришлось перенесть в другой храм и перенесли в храм, бывший под колокольнею; потом, спустя 15 лет, поставили его в новом Благовещенском соборе. В тот и другой раз тело святителя видели нетленным. Потому паства его ожидала полного прославления его, – и между тем, по его же воле, часто совершала панихиды о упокоении блаж. архипастыря. С 1820 г. число почитателей памяти святителя увеличилось, – являлись совершать панихиды и из соседних епархий. В 1830 г. доведено было о том до сведения Синода. Положено было ожидать ясной воли Божией. – Осенью 1831 г., при починке фундамента соборного, открылось нетленное тело святителя. 1832 г. апреля 19-го совершено было свидетельствование мощей; сведения о чудесах подвергнуты были строгому исследованию еще прежде того. Чудес совершалось множество. Вот некоторые из них:

В 1829 г. Липецкий помещик Иоанн Ладыгин, расслабленный до того, что носили его на простынях, после молебна пред иконою Богоматери, стоявшею над гробом святителя, и после панихиды о вечном покое его с праведными, получил возможность выйти на костылях, а спустя несколько месяцев, посетив опять гроб блаж. Митрофана, совсем выздоровел. – На следующем году одиннадцатилетней дочери его, лежавшей в горячке, явился во сне Митрофан в святительском облачении и она с той ночи выздоровела.

Воронежский помещик Солнцев, после возобновившейся нервной горячки, присужден был врачами к смерти: но, покрытый мантиею святителя, заснул и спустя неделю стал совсем здоровым.

Дочь однодворца с октября 1829 г. от застуженной кори вся покрыта была струпьями: но, быв помазана елеем из лампады святителя, в половине поста оздоровела, а к Пасхе все тело ее совсем очистилось.

Осмилетняя благородная девица Мария страдала витовою пляскою и потом совсем лишилась употребления рук и ног. Три дня возлагали на нее мантию святителя Митрофана и каждый раз чувствовала она облегчение; в третий день видела она у своей кровати старца в иноческой одежде и выздоровела, а по иконе святителя Митрофана узнала виденного ею старца.

Примечания
1* Житие св. Митрофана, первого епископа Воронежского, и сказание о обретении мощей его. М. 1855 г.
2* Надпись на евангелии: «л. 7174 (1666) мар. 25 д. выменено сие евангелие Володим. уезду Пречистыя Богородицы и преподобного отца Козмы Яхринского чудотворца, при игумене Митрофане, что взят из Золотниковския пустыни; а выменил на казенныя деньги». Влад. сборн. стр. 116. М. 1857.
3* О пребывании своем в пустынях Золотвицкой, Яхринской и Унженской св. Митрофан говорит в своем завещании.
4* Опис. Макариева Унж. мон. М. 1835 г. стр. 60. 15–17. 21. 52.
5* Подробнее в Ист. Рус. Ц. 4, 263–273.
6* Воронежские грамоты № 74. Воронеж 1850 г.
7* Письмо в Москвитянине 1844 г. 1, 250.
8* Воронеж. грамоты № 67. Воров. 1850.
9* Споры возникли и из того, что только в 1675 г. собор определит каждому архипастырю заведовать церквами, согласно разделению местностей в писц. книгах по уездам (Ряз. грам. № 41. Спб. 1854 г.), – а до того очень перепутаны были церковные ведомства; к новому же порядку еще не успели привыкнуть, чтобы не обращаться при случае и к старому.
10* О пребывания государя Петра и в Воронеже – Щекатова в словаре 7, 1047–1058. Сл. Воронеж. губ. вед. 1848 г. .V, 20. 24.
11* Грамота в Рязан. губерн. за 1855 № 25. Воронеж. ведом. 1848 г. № 7. 8. 17. 1849 г. № 36–40.
12* Обе грамоты у Щекатова в словаре 1, 1118–1120.
13* Голиков у Щекатова в словаре 1, 1121–1122.
14* Письмо в Москвитянине 1843 г. 1, 240–241.
15* Письмо в Моск. 1842 г. IX, 154–155. Собств.-ручн. п. святит к настоят. Спасоевфим. мон. еще не издано. Зач. р. арх. общ. 1, 93. Спб. 1851 г.
16* Опис. монастырей стр. 91. 92.
17* Щекатова словарь 1, 1062. 1063.