Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Варлаама Печерского

У князя Изяслава, повествует пр. Нестор, был первым из бояр Иоанн». Это отец пр. Варлаама, знаменитый полководец Ян Вышатич, известный военными подвигами против Половцев, как и брат его Путята. Отец Яна и Путяты Вышата был в силе при в. к. Ярославе. Ян Вышатич был не только искусный полководец, но и рассудительный христианин, умевший вразумлять людей подобных волхвам. Пр. Нестор, пользовавшийся сведениями его для летописи, называет его добрым и смышленным. Пр. Феодосий, будучи игуменом, любил Яна и жену его Марию, так как они, говорит Нестор, жили по заповедям Господним и любили друг друга. Не дивно, что сын таких родителей был добрый молодой человек. Он часто приходил к пр. Антонию и Никону слушать наставления их и сердце его разгоралось любовию к Господу. Наконец, он «решился, повествует Нестор, жить в пещере, презрев все в жизни сей и ни во что вменив славу и богатство. Сердца его коснулось слово Господне, «яко удобь есть вельбуду сквозе иглине уши проити, нежели богату в Царство Небесное внити» (Мф. 19:24). Он объявил намерение свое одному Антонию. «Хотел бы я, отче, говорил он, если Богу угодно, быть монахом и жить с вами». Старец говорит ему: «доброе хотение, сын мой, и мысль благодатная; но берегись, чадо, чтобы богатство и слава мира сего не возвратили тебя назад. Когда Господь сказал: никто же, возложь руку на рало и зря вспять, управлен есть в Небеснем (Лк. 9:62); то и монах, возвращающийся к мирской мысли и пекущийся о мирском, не может достигнуть жизни вечной». И о многом другом старец беседовал с молодым человеком и сердце его еще более возгорелось любовию к Богу. Молодой человек пошел домой. На другой день, одевшись в светлую и славную одежду, сел на коня и поехал к старцу. Отроки окружили его, а другие вели коня, богато убранного. Так он пышно проехал к пещере отцов. Когда же они выпили и поклонились ему до земли, как прилично вельможе, то и он поклонился им до земли. Потом, сняв с себя боярскую одежду, положил пред старцем; представил и коня убранного и сказал: «вот, отче, все красивые прелести мира сего; что хочешь, то и делай с ними; поскольку я, презрев все это, хочу быть монахом и жить с вами в пещере сей, и уже не возвращусь в свой дом». Старец ему говорит: «смотри, сын, кому обещаешься? чьим хочешь быть воином? Ибо вот невидимо предстоят ангелы Божии, приемля обещание твое. Когда придет отец твой, он повлечет тебя отселе насилием власти, и мы не можем помочь тебе; смотри же, не явишься ли ты пред Богом лжецом и отступником?» Молодой человек сказал ему: верую в Бога моего, отче, что если отец мой начнет и мучить меня, не послушаю его в том, чтобы возвратиться в мир. Прошу тебя, отче, скорее постричь меня». Тогда пр. Антоний повелел великому Никону постричь его и облечь в монашескую одежду. Сей, по обычаю совершив молитвы, постриг его в иноческий чин, облек его в черные одежды и наименовал его Варлаамом».

 Преставление преп. Варлаама Печерского

«Боярин Иоанн воспламенился гневом за сына своего. Взяв множество отроков, отправился к святому стаду, чтобы разогнать его. Вошед в пещеру, он взял сына своего, благоговейного Варлаама, и вывел из нее вон. Потом снял с него святую мантию и бросил ее в лес; также снял шлем спасения, находившийся на главе его, забросил и его, и в то же время облек его в светлую и славную одежду, как прилично боярам. Сын сбросил ее на землю, не желая и видеть се, и это сделал несколько раз. Потом отец его в гневе приказал связать ему руки, одеть в помянутую одежду и в таком виде идти ему чрез город в свой дом. Варлаам, пламенея искреннею любовию к Богу, на дороге увидел яму и, поспешно войдя в нее, при Божией помощи сбросил с себя одежду и топтал ее ногами в грязи, попирая, вместе с тем, и злые помыслы лукавого врага. После того, когда вошли в дом, то отец приказал ему сесть с собою за стол. Он сел за стол, но нисколько не вкусил пищи и во все время, наклонившись, смотрел вниз. По окончании стола отец отпустил его в свои покои и приставил отроков смотреть за ним, чтобы не ушел. А жене его приказал одеться в блестящее платье для прельщения молодого человека и служить пред ним. Но раб Христов Варлаам вошел в одну комнату и сел в углу. Жена его, как ей приказано, ухаживала около него и просила его сесть на одре своем. Увидев наглость жены своей и узнав, что отец приготовил это для прельщения его, он молился в глубине своего сердца к премудрому Богу, могущему спасти от прелести. Пробыл он на том месте три дня и не вставал с него, не вкушал пищи и не одевался в одежду, но был в одной монашеской рубашке. Пр. Антоний с находящимися с ним и с блаж. Феодосием в скорби молились Христу Богу об нем. Благий Бог, увидев смирение и терпение молодого человека, обратил твердое сердце отца его на милость. Отроки пришли к боярину я возвестили ему: вот уже настал четвертый день, а сын твой не вкушает пищи и не хочет одеваться в одежду. Услышав это, отец сжалился над ним, опасаясь, чтобы он не умер от голода и холода. Призвав его, приветливо целовал и отпустил его. Случилось тогда изумительное дело; был великий плач, как по мертвом. Рабы и рабыни плакали о нем, что отходит от них господин их; отец и мать плакали, что разлучались с сыном, и все проводили его с великим плачем. Христов воин вышел из своего дома и как птица, освободившаяся из сети, или как серна из тенет (Притч. 6:5), так он скоро бежал и достиг пещеры. Увидев его, отцы возрадовались, встали и прославили Бога, что услышал молитву их».

Когда в пещере умножилось число братии до пятнадцати человек, «преп. Антоний затворился в келье пещерной, а на свое место поставил начальником братии благоговейного Варлаама, сына боярина Иоанна». Блаж. Варлаам устроил над пещерою небольшую церковь во имя св. Богородицы, повелев братии собираться в нее для Божественного славословия. «С того времени это место стало на виду всех, а прежде оно многим было неизвестно»; в дремучем лесу, которым покрыта была гора Берестовская, не легко было находить пещеру, скрывавшую отшельников от глаз мира; когда же поставлен был храм на горе, над пещерою, он указывал собою на пещерников. Блаж. Варлаам не долго пробыл игуменом пещерной братии; по воле великого князя, он переведен был «в монастырь св. м. Димитрия и в нем поставлен был игуменом». Это было в 1057 году. Монастырь св. Димитрия построен был великим князем Изяславом в честь ангела своего великомуч. Димитрия. В XVII веке «видно место Димитриева монастыря не вдали от лавры». Блаж. Варлаам старался ввести в новой обители дух и правила преподобных отцов Печерских. Так как в его время в России христианство еще было явлением новым и многое из древних правил восточной Церкви надлежало вводить еще, а занимать надлежало с Востока; то блаж. Варлаам, имея средства, два раза странствовал на Восток, сколько для пользы своей души, столько для блага Церкви. Эти труды вместе с подвигами иноческими так были тяжелы для боярского сына Вышатича, что изнуренный болезнию он скончался на пути. «Блаж. Варлаам, говорит преп. Нестор, сын боярина Иоанна, игумен монастыря св. Димитрия, построенного христолюбивым Изяславом, отправился в св. город Иерусалим и, обойдя св. места, возвратился в свой монастырь. Спустя несколько времени поехал он в Константинополь. Здесь обошел все монастыри и, купив все полезное для монастыря своего, отправился на лошадях в свою страну. Во время пути он сильно заболел, так что, достигши города Владимира (Волынского), вошел в монастырь, находящийся близ города, называемый Святою горою, и в нем, с миром почив, окончил жизнь свою. Он дал заповедь находящимся с ним проводить тело его в монастырь св. Феодосия и в нем положить; а все, что купил он в Константинополе, иконы и кое-что другое необходимое, повелел отдать блаженному. По приказанию Никона, тело его принесли в монастырь блаж. отца нашего Феодосия и положили в нем, на правой стороне церкви, где и поныне находится гроб его.

Так как умирающий Варлаам поручал доставить св. иконы преп. Феодосию и, вместе с тем, св. тело его принесено в пещерную церковь «по приказанию Никона», – то земной подвиг преп. Варлаама окончился, без сомнения, в 1065 году, когда Никои приходил из Тмутаракани в Киев и, но воле Феодосия, иногда распоряжался в его обители.

Примечания
1* Летоп. под 1071. 1089. 1093 и 1106 г.
2* По летописи Путята в 1099 воевода и в 1113 г. тысяцкий Киевский.
3* Вышата «отец Янев» в 1043 г. ходил войною против Греков.
4* Летописи под 1071 г. Сл. о Ростов. святителе Исаии мая 15 д.
5* Летоп. под 1106 г. Собр. л. I, 94. 120.
6* Собр. л. I, 94. Ян Вышатич умер 90 лет, в 1106 г., а жена его Мария скончалась в 1091 г. Ян положен в притворе великой Печерской церкви, а жена его Мария, согласно с пророчеством пр. Феодосия, похоронена была близ гроба пр. Феодосия, в самой церкви. – Собр. л. I. 91. 120.
7* Нестор в житии преп. Феодосия. Записки акад. книг. 2, стр. 141–146. В Никон. л. 1, 142 вместо: «Варлааму же шедшу в Дмитриев монастырь», сказано: «Варлааму же шедшу к старцу Антонию». Могло быть то и другое.
8* Собр. л. 3, 122. 1, 68. 69. 5 Супрасл. лет. 14, 128.
9* Собр. л. 1, 68.
10* Коссова патерик, стр. 56. Иосифа Тризны патерик: «житие прев. Варлаама, игумена Печерского, восем св. Димитрия монастыря, бывшего игумена монастыря Изяславля, иже на Клове – Житие св. отца нашего Исаии чудотворца, игумена бывшего монастыря св. Дымитрия, иже на Клове». Коссов и о Кловском Стефановом монастыре говорит, что он был невдали от лавры. Потому слова Тризны, не равнореча с словами Коссова, точнее определяют место Димитриева монастыря, – указывают ему место близ монастырей Стефана и Германа. Старожилы Киевские говорят, что Димитриев монастырь находился на крутом берегу Печерской горы, там, где ныне кирха.
11* Несторово житие пр. Феодосия, стр. 154.
12* Собр. л. 1, 71. 72. Несторово житие пр. Феодосия, стр. 155. По ркп. святцам пр. Варлаам «преставися ноября в 19 д.».