† Память о благоверном царе Управде Юстиниане
И в Константинопольском месяцеслове и в Славянском прологе в 14 день ноября чтится память о благоверном царе Юстиниане.
Славный император Греческой империи был чистый Славянин, и по отцу и по матери. Сын Истока и Бегленицы, Управда родился близ Средца (Софии) в поселении Ведряне, Славянском по самому названию. Возвысился он при покровительстве дяди своего импер. Юстина. Последний сам был земледельцем поселения Ведряны и пешком, с одним тулупом на плечах, пришел в Константинополь; впоследствии перевел он сюда жену свою сестру ее Бегленицу, мать Управды, и племянницу Бегленицу. Ясно что Управда – не только Славянин, но и потомок Славян – старожилов Фракии и Иллирии, которых однако считали явившимися во Фракии только в VII веке.
После дяди императора Управда, «принявший имя Юстиниана», имя правительственного Латинского языка, возведен был на императорский престол. Славянский император Византии, любовию к правде, сочувствием к человечеству, пробудил стихии мысли и жизни, уже засыпавшие в государстве. Без уважения нельзя вспомнить о государе, который потребовал от задунайских дикарей – не оскоплять пленных и для выполнения этой одной мысли начал войну. Это то же, что требование, предъявленное Карфагену, не приносить человеческих жертв. Христианская империя Востока при Управде прославилась победами. Персия энергически удержана в ее пределах; Африка вырвана у Вандалов, Италия – у Вест-готов. Но кто были лучшие полководцы Юстиниана? откуда набирались лучшие войска его? Лучшие полководцы – Славяне, а лучшие войска – войска Славянских племен. Победитель Готов и Персов Величар родился в Дардании, откуда вышел и императорский дом и где проповедовал св. веру святитель Никита. Конницу Величара составляли «Славяне и Анты», говорит Прокопий. Отдельным конным корпусом, в войне с Персами, начальствовали Доброгост и Всегорд, «оба варвара, говорит гордый Грек, но вожди Римских полков». В войне с Готфами-Немцами военные начальники у Величара Кутило Фракисц, Гудило Фракиец, предводитель Иллиров, Фракийцы – Баба и брат Бузы, Ванила. На Дунае оберегал империю Хвалибуд, приближенный человек, отличный воин», которого император в 530 г. сделал главнокомандующим Фракии. «Хвалибуд нагнал такой страх на Гуннов, что они более не смели преступать Дуная», тогда как прежде того Гунны и Славяне едва не каждый год вторгались с опустошением. Сам Управда писал: это дело признанное, что если кто назовет только Фракию, то тотчас соединяется с словом мысль и о мужестве, и о массах воинов, и о храброй отваге. Всему этому родина – страна та.
Полное собрание Римских гражданских законов, лучший памятник древнего образованного мира, составлено было под надзором Управды. – Так спасена была для поздних времен праводатная мудрость Рима, иногда и вредная для новых народов, но чаще полезная уроками отчетливой опытности.
Император дорожил христианскою верою, понимая высоту и благотворность ее. Он то подвергал строгому преследованию язычество и особенно в аристократах ума и власти, то привлекал язычников к св. вере благодеяниями любви. Потому не сомневаемся, что он старался как об укреплении чистой веры между Славянами, жившими в империи, так и о приведении ко Христу тех, которые решались жить в империи. Три предводителя Славянских дружин, воевавших с империею, назывались Андрагость, Арсагисть, Пирогость, т. е. соединяли с Славянским гостем христианские имена: Андрей, Арсений, Петр. Постановление собора 691 г. строго подтверждает не праздновать коляды (Calenda vota) и русальев (brumalia) – праздников Славян язычников. Управда оставил особое установление для Славянских церквей. В 131 новелле он говорил: «епископу первой Юстинианы, родины нашей, быть независимым (αὐτοκέφαλος) И рукополагать епископов Дакий, прибрежной и серединной, верхней Мизии и части другой Паннонии, где находится Rasciensis civitas = город Расция».
Св. Церковь чтит память Управды за многое другое.
Им построено было так много прекрасных храмов в честь Божией Матери, Апостолов, мучеников и других святых, что можно думать, говорит историк, будто он всю жизнь свою только одним и занимался, постройкою храмов. Самые знаменитые постройки его – монастырь с храмом на Синае и храм Софии в Цареграде. – Софийский храм, построенный св. Константином, сожжен был во время бунта при Управде. Юстиниан собрал лучших строителей, не щадил никаких издержек на дорогие материалы и создал храм на удивление векам как по размерам храма, так и по богатству и художественному достоинству. Средина здания – четыре столба, расположенные на равных друг от друга расстояниях; столбы из огромных камней, полированных на лицевой стороне. Они соединены арками; над северною и южною арками колоннада, а сверху ее высокое отверстие для света. Купол в поперечнике тринадцати саженей; длина храма – 40 саженей, ширина 36 саженей. Колонны внутренних галерей – мрамор, порфир и серпентин. Алтарь отделялся 12 серебряными колоннами, поставленными попарно, с золотыми капителями. На колоннах висели иконы Спасителя, Богоматери, Апостолов. Четыре стороны престола – золотые доски; верхняя, опиравшаяся на золотых колоннах, слита была из золота, с примесью драгоценных камней. Над престолом серебряная сень. На украшение главного алтаря употреблено 1000 пудов серебра. Как велик этот храм, можно судить и по числу служителей, назначенных для него Юстинианом. «В великой святой церкви, писал он, должно быть пресвитеров не более 60, диаконов 100, диаконисс 40, поддиаконов 90, чтецов 110, певцов 25; а все число почтенных клириков святой великой церкви должно быть 425 и кроме того 100 придверников».
Благоверный император ревностно заботился сохранять чистое учение христианское в Христовой Церкви. В 536 г. он издал повеление петь в великой церкви сочиненную им песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий». И эта песнь повторяется всею Церковию доныне, как осуждение учению Нестория и Евтихия. В 541 г. издан им указ на имя п. Мины против учения оригенистов. В 545 г. предложил он исповедание веры с осуждением 3 глав. – В 553 г. созван был Вселенский собор.
Строго преследовал он распутство, столько обыкновенное на Востоке, не забывавшем язычества; пощады не бывало преступникам, как бы высоко они ни стояли.
Строгости его в отношении к вере и благочестию не проходили ему даром: его осыпали клеветами и ему приходилось терпеть много горького.
Благочестивый дар проводил великий пост в суровом воздержании и молитве, – не вкушал он хлеба, а довольствовался растениями и водою, и то чрез день и два. Скончался 14 ноября 565 г..