Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. Григория Паламы, митрополита Солунского

Святитель Григорий, живший в ΧΙV веке, родился в Константинополе от благородных и благочестивых родителей. 20-ти лет оставив мир, он принял иночество в одной из обителей Афонских. Проводя жизнь весьма благочестивую, он сподобился откровений Божественных и имел от Бога дары исцеления. Возведенный в сан священства, св. Григорий, совершая тайны Божии, приводил предстоящих при его священнодействии в умиление и слезы. Современники, удивляясь добродетельному житию Григория, нарицали его Богоносцем. Особенно великую услугу Церкви оказал Григорий обличением лжеучителей, отвергавших православное учение о духовном благодатном свете, осиявающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе, и в лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае (Исх.34:29–30, 35); таковы лжеучители были Варлаам, монах Калабрийский, и Акиндин. Варлаам и его последователи, думая, что свет, виденный на Фаворе, есть творение, а не свет присносущный, как говорит Церковь, утверждали, что никакою молитвою нельзя достигнуть внешнего осияния небесным светом; что общая Отцу, Сыну и Святому Духу благодать и свет будущего века, коим праведники просветятся яко солнце, как это предпоказал Христос, просияв на горе, и что вообще всякая сила и всякое действие Триипостасного Божества относятся к кругу сотворенного, и таким образом нечестиво рассекали одно и то же Божество на созданное и несозданное, а тех, кои сей Божественный свет и всякую силу, всякое действие с благоговением признают несозданным, называют двоебожниками и многобожниками. Считая же заблуждением веру Афонских пустынников в созерцание света Божия телесными очами и приготовление к тому чувственным образом, Варлаам принес на них письменную жалобу Константинопольскому патриарху Иоанну XIV Калекасу (1341–1347). Посему для утверждения православия созван был в 1341 году в Софийском Константинопольском храме, под председательством патриарха, собор из многих епископов, на котором Палама своими огнедохновенными словами так обличил заблуждение Варлаама, что посрамленный лжеучитель удалился в Италию, оставив, впрочем, после себя плевелы своего лжеучения, которые после него рассевал и возращал инок Акиндин. Против Акиндина в Константинополе собрали новый собор, на коем ревностный защитник православия – св. Григорий еще более обнаружил заблуждение Варлаама и Акиндина, защищая учение о Божественном свете.

«Напыщенные мирскою и тщетною мудростию, говорил святитель, и не внимающие мужам опытным в духовном учении, когда слышат о свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном Апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное; почему и сей невещественный, незаходимый и вечный свет, превышающий не только чувства, но и всякий ум, низводят до чувственного и сотворенного света, хотя и Сам просиявший светом на Фаворе ясно показал, что этот свет не сотворен, назвавши его Царством Божиим (Мф. 16:28). Царство же Божие ужели есть что-либо сотворенное и служебное? Неужели Господь восприял на горе какой-то иной свет, которого дотоле не имел? – Да удалится от нас сие хуление; потому что кто думает так, тот должен признать во Христе три естества, т. е. Божеское, человеческое и оного света. Итак, веруем, что Он явил в преображении не другой какой-либо свет, но только тот, который скрыт был у Него под завесою плоти: сей же свет был – свет Божеского естества, поэтому и не сотворенный, Божественный. Так и по учению Богословетвующих отцов, Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего дотоле не имел, но показавши ученикам Своим только то, что у Него уже было. Да и для чего Господь пред началом преображения избирает главнейших из лика Апостольского и возводит их отдельно на гору? Конечно, для того, чтобы показать им нечто великое и таинственное. Что же особенно важного и таинственного в показании чувственного света, который обильно имели уже до того не только избранные, но и остальные Апостолы? Как можно славу и Царство Отца и Духа Святого поставлять в каком-то чувственном свете? Ужели в подобной славе и царстве приидет Христос и в скончание века, когда не будет нужды ни в свете, ни в воздухе, ни в пространстве, ни в чем-либо подобном, но когда, по свидетельству Апостола, Бог будет всяческая во всех (1 Кор. 15:28), т. е. будет заменят все для всех? Если же все, то следовательно и свет. Ясно из этого, что свет Фаворский был свет Божества. И Евангелист Иоанн, наученный Божественным откровением, ясно говорит, что будущий вечный и пребывающий град не будет требуя солнца и луны, да светят в нем: слава бо Божия просвети его и светильник его Агнец (Посл. Иер. 21:23). Не Того же ли Иисуса показывает он ясно здесь, Который ныне на Фаворе божественно преобразился и Которого плоть сияла, как светильник? Равным образом и о обитателях того града Богослов говорит: не потребуют света от светильнта, ни света солнечнаго, яко Господ Бог просвещает я, и нощи не будет тамо (Посл. Иер. 22:5). Но какой же есть другой свет, у которого несть пременения или преложения стень (Иак. 1:17)? Какой есть свет непреложный и незаходимый, как не свет Божества?»

За св. ревность в утверждению учения Православной Церкви св. Григорий от священного собора и императора убежден был принять рукоположение во архиепископа Фессалоникийского, и около тридцати лет пас Солунскую Церковь. Вскоре по преставлении его, он за свою святость прославлен был Церковию. В ΧΙV же веке, в котором он жил и преставился, Константинопольский патриарх Филофей (1362–1365) изложил житие его и последование церковной службы в память его.