Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о благоверном царе Управде Юстиниане

И в Константинопольском месяцеслове и в Славянском прологе в 14 день ноября чтится память о благоверном царе Юстиниане.

Славный император Греческой империи был чистый Славянин, и по отцу и по матери. Сын Истока и Бегленицы, Управда родился близ Средца (Софии) в поселении Ведряне, Славянском по самому названию. Возвысился он при покровительстве дяди своего импер. Юстина. Последний сам был земледельцем поселения Ведряны и пешком, с одним тулупом на плечах, пришел в Константинополь; впоследствии перевел он сюда жену свою сестру ее Бегленицу, мать Управды, и племянницу Бегленицу. Ясно что Управда – не только Славянин, но и потомок Славян – старожилов Фракии и Иллирии, которых однако считали явившимися во Фракии только в VII веке.

 Память о благоверном царе Управде Юстиниане

После дяди императора Управда, «принявший имя Юстиниана», имя правительственного Латинского языка, возведен был на императорский престол. Славянский император Византии, любовию к правде, сочувствием к человечеству, пробудил стихии мысли и жизни, уже засыпавшие в государстве. Без уважения нельзя вспомнить о государе, который потребовал от задунайских дикарей – не оскоплять пленных и для выполнения этой одной мысли начал войну. Это то же, что требование, предъявленное Карфагену, не приносить человеческих жертв. Христианская империя Востока при Управде прославилась победами. Персия энергически удержана в ее пределах; Африка вырвана у Вандалов, Италия – у Вест-готов. Но кто были лучшие полководцы Юстиниана? откуда набирались лучшие войска его? Лучшие полководцы – Славяне, а лучшие войска – войска Славянских племен. Победитель Готов и Персов Величар родился в Дардании, откуда вышел и императорский дом и где проповедовал св. веру святитель Никита. Конницу Величара составляли «Славяне и Анты», говорит Прокопий. Отдельным конным корпусом, в войне с Персами, начальствовали Доброгост и Всегорд, «оба варвара, говорит гордый Грек, но вожди Римских полков». В войне с Готфами-Немцами военные начальники у Величара Кутило Фракисц, Гудило Фракиец, предводитель Иллиров, Фракийцы – Баба и брат Бузы, Ванила. На Дунае оберегал империю Хвалибуд, приближенный человек, отличный воин», которого император в 530 г. сделал главнокомандующим Фракии. «Хвалибуд нагнал такой страх на Гуннов, что они более не смели преступать Дуная», тогда как прежде того Гунны и Славяне едва не каждый год вторгались с опустошением. Сам Управда писал: это дело признанное, что если кто назовет только Фракию, то тотчас соединяется с словом мысль и о мужестве, и о массах воинов, и о храброй отваге. Всему этому родина – страна та.

Полное собрание Римских гражданских законов, лучший памятник древнего образованного мира, составлено было под надзором Управды. – Так спасена была для поздних времен праводатная мудрость Рима, иногда и вредная для новых народов, но чаще полезная уроками отчетливой опытности.

Император дорожил христианскою верою, понимая высоту и благотворность ее. Он то подвергал строгому преследованию язычество и особенно в аристократах ума и власти, то привлекал язычников к св. вере благодеяниями любви. Потому не сомневаемся, что он старался как об укреплении чистой веры между Славянами, жившими в империи, так и о приведении ко Христу тех, которые решались жить в империи. Три предводителя Славянских дружин, воевавших с империею, назывались Андрагость, Арсагисть, Пирогость, т. е. соединяли с Славянским гостем христианские имена: Андрей, Арсений, Петр. Постановление собора 691 г. строго подтверждает не праздновать коляды (Calenda vota) и русальев (brumalia) – праздников Славян язычников. Управда оставил особое установление для Славянских церквей. В 131 новелле он говорил: «епископу первой Юстинианы, родины нашей, быть независимым (αὐτοκέφαλος) И рукополагать епископов Дакий, прибрежной и серединной, верхней Мизии и части другой Паннонии, где находится Rasciensis civitas = город Расция».

Св. Церковь чтит память Управды за многое другое.

Им построено было так много прекрасных храмов в честь Божией Матери, Апостолов, мучеников и других святых, что можно думать, говорит историк, будто он всю жизнь свою только одним и занимался, постройкою храмов. Самые знаменитые постройки его – монастырь с храмом на Синае и храм Софии в Цареграде. – Софийский храм, построенный св. Константином, сожжен был во время бунта при Управде. Юстиниан собрал лучших строителей, не щадил никаких издержек на дорогие материалы и создал храм на удивление векам как по размерам храма, так и по богатству и художественному достоинству. Средина здания – четыре столба, расположенные на равных друг от друга расстояниях; столбы из огромных камней, полированных на лицевой стороне. Они соединены арками; над северною и южною арками колоннада, а сверху ее высокое отверстие для света. Купол в поперечнике тринадцати саженей; длина храма – 40 саженей, ширина 36 саженей. Колонны внутренних галерей – мрамор, порфир и серпентин. Алтарь отделялся 12 серебряными колоннами, поставленными попарно, с золотыми капителями. На колоннах висели иконы Спасителя, Богоматери, Апостолов. Четыре стороны престола – золотые доски; верхняя, опиравшаяся на золотых колоннах, слита была из золота, с примесью драгоценных камней. Над престолом серебряная сень. На украшение главного алтаря употреблено 1000 пудов серебра. Как велик этот храм, можно судить и по числу служителей, назначенных для него Юстинианом. «В великой святой церкви, писал он, должно быть пресвитеров не более 60, диаконов 100, диаконисс 40, поддиаконов 90, чтецов 110, певцов 25; а все число почтенных клириков святой великой церкви должно быть 425 и кроме того 100 придверников».

Благоверный император ревностно заботился сохранять чистое учение христианское в Христовой Церкви. В 536 г. он издал повеление петь в великой церкви сочиненную им песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий». И эта песнь повторяется всею Церковию доныне, как осуждение учению Нестория и Евтихия. В 541 г. издан им указ на имя п. Мины против учения оригенистов. В 545 г. предложил он исповедание веры с осуждением 3 глав. – В 553 г. созван был Вселенский собор.

Строго преследовал он распутство, столько обыкновенное на Востоке, не забывавшем язычества; пощады не бывало преступникам, как бы высоко они ни стояли.

Строгости его в отношении к вере и благочестию не проходили ему даром: его осыпали клеветами и ему приходилось терпеть много горького.

Благочестивый дар проводил великий пост в суровом воздержании и молитве, – не вкушал он хлеба, а довольствовался растениями и водою, и то чрез день и два. Скончался 14 ноября 565 г..

Примечания
1* Вершинского месяцеслов стр. 182. Спб. 1852 г. Поклонник святой горы стр. 336. В Греческих минеях назначалось еще 2 ч. августа днем «памяти об имп. Юстиниане», и именно «в храме св. Апостолов», который перестроен был Юстинианом и в котором похоронен был он.
2* Прокопий dе bello Vandalico 2, 24, de aedificiis IV, 1. Лункари (Annal. ragusiani lib. 1, p. 1) прибавляет, что сестра Истока была за Селимиром королем Далматским и Сербским. Бегленица, сестра Управды, была в супружестве за Дульциссимом и ее сын Юстин был императором после дяди. О других родственниках Du-Cange, familiae byzant. p. 97–101. Кодин: «храм св. Прокопия, называемый Бегленицан, построен в Тавре Юстинианом; он построил и много дворцов с именем родной сестры своей Бегленицан. Эта церковь опустошена была огнем и ее воссоздала Антонина, супруга магистра Величара, носившая платье имп. Феодоры, по убеждению самой Бегленицы, с которою жила она по смерти мужа своего». De aedif. const. p. 108, ed. Beckeri.
3* Энгели и прочие Немцы нагнали такую густую тьму на историю Славян, что и доселе еще не совладеют с этою тьмою. То авторитет Энглей, то смешение народности с политическим бытом народа все еще держат Славянистов до 7 в. на левом берегу Дуная; чуть-чуть заглянут раньше того за Дунай, как опять бегут к Кавказу, – Смешно и досадно! См., напр., как робко, как боязненно Шафарик делает заключения из истории Управды. Славян. древн. III, 257–261. И до чего доводило это Шафарика? в одном месте в Управде, его родне, его полководцах признает он Славян, а в другом (III, 393) пишет: «в средине треугольника (по Фракии и Иллирии) находились тогда (до 7 века) праотцы нынешних Валахов (по Шафарику Кельтов) и Албанцев, остатки древних обитателей Фракии и Иллирии». Ведь тут и противоречия себе самому и противоречие действительности осязаемой. Как в языке Фракийцев видны Славянские слова (Управда, Бегленица, Ведряна и пр.), так в языке Волохов доселе звучат Латинские слова, обличающие в Волохах колонистов Римских. Точно также в языке Албанцев, древних Скордисков, много слов Французских, или древних Галлов (Чертков о переселен. Фракийцев во времен. общ. ист. X, 79–81), тех самых, которых за полтора столетия до рожд. Хр. часть ушла в малую Азию и образовала там Галатию.
4* См. июня 22 д.
5* Прокопий de bello gothico III, 14. Агафий III, 6. Раич 1, 157–159. O Кутиле и Гудиле Прокопий de bello goth. III, 30. O Бабе II Баниле ibid. IV, 9. В 537 г. к Величару в Рим послано 1,600 Антов и Славян из живущих оседло по Дунаю и потом 800 Фракийцев (ibid. 1, 27; II, 5); в 544 г. в Италии было 400 Фракийцев (ibid. III, 6). Фракиец из племени Бесов (de bello goth. 1, 5; II, 26). В 575 г. патриций Оногост: в 592 г. полководец Татимир (Шафарика древн. III, 250, 256, 257). Кроме личных имен Фракийских, названия городов, местечек, крепостей Фракии, Македонии и Мизии, проводимые Прокопием, ясно и без всякой натяжки указывают на свое Славянское происхождение... Таковы, напр., Берзана, Врачишта, Дебре (ныне Дебрь), Долибин (ныне Дулебин), Каведа (ныне Кавица), Клесвестита (Клештевида), Лабуда (ныне Лабица), Милетис (Милида), Мтлареки, Стреден и пр. De ædif. ed. venet. p. 437.
6* Justiniani novella 26. Так отзывался об услугах Фракийских Славян империи император – Славянин. А вот отзыв и современного ему Грека о Славянах: «о проклятом народе Славян и об опустошении, которое совершили они», – так говорит историк монофизит Иоанн Ефесский. Die Kirchen – Geschichte d. Iohannes von Ephesus s. 215, 255. München 1862.
7* Theophani chronicon ad an. 522 (531 Isdeler chronol. 2.458), Прокопий arcon. c. XI p. 90, хрон. Малалы 2, 184. Codex Justiniani lib. 1, tit. XI. Юстиниан преследовал (545 г.) язычество преимущественно в столице и в Малой Азии; в Азию посылал он с полномочием своим Иоанна Ефесского епископа, мовофи8ита; последний заставил до 70 тысяч язычников принять христианство, а Юстиниан построил для обращенных до 90 церквей. Kirchengeschicthe Iohannes von Ephesus, Munchen 1862. Assemans orienth. biblioth. s. 210. При Юстиниане добровольно приняли христианство Герулы, Донские Готфы и Авасги. Евагрия ист. IV, 20. 22. 23.
8* Theophani chron. p. 215. 228.
9* Шафарика древн. т. 2, кн. 1, стр. 294. См. июня 22 д.
10* Мысль 131 новеллы повторяет Прокопий de aedif. IV, 1. Весселинг (in Synecdemum p. 432. 433) считает Ведряну за первую Юстиниану. То же – Лингельталь у Куника в Зап. акад. V, 258. 259. Право Ведряны перенесено потом в Охриду, и ее стали называть первою Юстинианою. О храме Расы (ныне новый Пазар) Серб. летопись: «крещен бысть (Неемани) – в храме святых Апостол Петра и Павла, иже создав св. Апос. Титом на подобие кумирниц ондашних». Гласник V, 29.
11* Прокопий de aedific. lib. 1, c. 3. У Прокопия (Opera omnia, gr. lat. in 2 vol. Paris 1662) упоминаются храмы: Акакия Aed. 15. Апостолов Aed. 13. 95. Богородицы множество храмов Aed. 11. 12. 17. 21. 49. 58. 102. 105. 107. 111. 112. 114. 117. Ор. 592. Агс. 11.216, в том числе при живописном источнике (Du-Cangii Constant, p. 183. 184), Вакха Aed. Варфоломея Aed. 13. 35. Георгия Aed. 58. Иоанна Евап. Aed. 9. Иоанна Пред. Arc. 21. In Aed. 22. Кирилла Aed. 83. Козмы op. 226. Лаврентия Aed. 17. Мины Aed. 22. Михаила apx. Aed. 22–23. 49. 99, op. 113. Arc. 48. Мокия Aed. 15. XL мучеников Aed. 18. 58. Павла Au. op. 596. Пантелеимона Aed. 22. Платона Aed. 15. Сергия Aed. 13. 44. Симеона op. 26. Трифона Aed. 18. Юлиана op. 111. Фалалея Aed. 107. Феклы Aed. 15. В Слав. прологе сказание о благов. Юстиниане ограничивается известием о Софийском храме и о праздниках, будто бы установленных Юстинианом. Последнее известие взято из Георгия Амартола, но с переменами: а) в прологе не сказано о празднике Сретения, тогда как установление Юстиниана относилось собственно к этому празднику: «Сретение, говорит Георгий, перенесено и начало праздноваться 2 февраля, бывшее прежде 14 того же месяца». б) У Георгия затем говорится: «свят. Златоуст так говорит: Бог совершил все дела Свои и, как написано, успокоился в 7 день... И вочеловечившийся Бог предал нам праздники Своего домостроительства по числу дней творения мира». – Этого нет в прологе, как и слов, следующих за перечислением праздников: «так говорит Златоуст». Оттого изменился смысл всего сказания. Впрочем, надобно заметить, что слова, приводимые у Георгия под именем Златоустовых, взяты из 4 слова на Вознесение, давно признанного подложным (op. Chrysostomi III, 946. 947). в) В прологе прибавлен праздник Благовещения (Хроника Георгия, стр. 527. 528. Спб. 1861 г.).
12* Прокопий de aedific. V, 8. Синайские надписи в путешествии о. Порфирия стр. 244. 294. Повествование п. Евтихия о строении Синайского м. в прим. к гл. 120 Луга дух. Мосха, М. 1853 г.
13* Описание Софийского храма у Евагрия ист. цер. IV, 31, у Прокопия в первой главе первой книги сочинения: о постройках Юстиниана, отдельно изданной с примечаниями Комбефизом: Manipulus originum constant. Paris. 1664. Procopii libri VI de aedificiis conditis vel restavratis auspicio Justiniani, gr. lat. Paris. 1663. Оно же в собрании Византийских историков. Павел Силенциаий описал Софийский храм стихами. Описание издано: Pavli silent, descriptio s. Sophiae ed. Becker Bonnae. 1837. Здесь же Дю-Канжево и Бандуриево описание храма.
14* Justiniani novella 3 praefat. с. 1.
15* Обзор песнопевцев Греческой Церкви, § 30. Георгия Амартола хроника, стр. 526. Спб. 1861 г.
16* Евагрия ист., стр. 202. 203. 237. Гликаса хрон. р. 341. Если Юстиниан, будучи уже 80 лет, подписал эдикт о нетлении тела Христова (Евагрия ист., стр. 242. Георгия Амар. хрон., стр. 548), то это было следствием физического ослабления сил его, независимого от его воли. Уже о делах 558 г. Менандр писал: «телесная сила и здоровье государя уже не были так цветущи, как в ту пору, когда, быв молод, он взял в плен Гелимера Вандала и Витигия Готфа. Он был уже стар и та твердость и воинственность превратились в любовь к покою». Девкипп – Менандр, стр. 322, Спб. 1861. Печальный эдикт остался не исполненным, по милости Божией к искреннему для добра старцу, почившему вслед за приготовлением эдикта.
17* Феофана хроногр. (в Русск. перев.) стр. 134. 135. Георгия Амар. хрон. р. 540. 541.
18* Прокопий в сочинении: Anecdota описывает (562 г.) двор Юстиниана и самого Юстиниана черными красками. Но тайный язычник излил тут желчную злость свою на искреннего христианина и за-знаемо клеветал на него. Это доказал современными свидетельствами издатель анекдотов Эйхель: Procopii anecdota, gr. lat. Helmstadii 1664.
19* Du-Cangii familiae, byzant. p. 96. Прокопия Arcana p. 25. 41.