Преп. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского
Иоанн, родом из Кипра, сын благочестивых, богатых и знатных родителей, доставивших ему хорошее образование и главным образом воспитавших его в христианской любви к Богу и людям, проявил в своей жизни блистательнейшие плоды такого воспитания, так как всю жизнь свою посвятил делам самой драгоценной в глазах Божиих добродетели – милосердия, почему св. Церковь, причислив его к лику святых, чествует его при этом особенным наименованием «Милостивого».
С детства предрасположенный к добру, в молодых годах Иоанн удостоился особенного откровения во сне, направившего его окончательно на тот путь, на котором, просияв на земле, он созрел и для небесной славы. Однажды среди ночного сна явилась ему девица, сияющая красотою, в светлой одежде и с венком из масличных листьев на голове: «я – старшая дочь Великого Царя и приятнейшая Ему между всеми, – сказала она, улыбаясь, Иоанну; – если ты будешь служить мне, то я испрошу у Него для тебя великие милости и введу тебя в дом Его, потому что никто не имеет к Нему больше дерзновения, чем я: ради меня Бог сошел на землю и облекся в плоть человеческую»... И после этих слов стала невидима.
Размышляя о дивном видении, Иоанн понял, что под этим образом ему представилась и призывала его к подражанию ей любимая Божия добродетель – милосердие, то милосердие, ради которого Он сошел с небес, чтобы спасти погибающий человеческий род... и проникся он навсегда сознанием этого Божественного призвания и пламенным желанием следовать ему; поэтому во всю свою жизнь он не пропускал случая делать добро и совершал его с полною любовию! Вся жизнь его представляет ряд свидетельств необычайного и неистощимого милосердия, которым он был воодушевлен.
В молодости своей, по воле родителей своих, Иоанн был женат, но недолго продолжалась его семейная жизнь, он вскоре лишился жены и детей и тогда, отрешившись от мира, предался строгому подвижничеству и, вместо детей своих, сделался милостивым отцом всех нуждающихся, так как оказывал им щедрую благотворительность. Сделавшись также известным и по своему благочестию, Иоанн, по желанию жителей Александрии, в правление Ираклия (610–641) был, хотя и против воли своей, избран патриархом Александрийским. Достойно святительствовал он, служа твердым оплотом православия и защищая Церковь от различных еретических учений; об отношениях же его к возлюбленной им своей пастве предание удержало в вечном воспоминании, что «был Иоанн милосерд и милостив ко всем в нищете бедствующим».
В начале своего вступления на кафедру Александрийскую Иоанн, призвав к себе настоятелей церквей, сказал им: «пройдите весь город и перепишите мне господ моих». – «Кто же эти господа твои, владыко?» – спросили церковнослужители. – «Господа мои, это те, которых вы называете нищими и убогими, – отвечал патриарх, – потому что они могут принять меня в вечныя кровы и подать мне помощь ко спасению».
Воля святителя была исполнена и число убогих и не имеющих крова оказалось до 7,500, и всем им было назначено постоянное пособие.
Не ограничивался ближайшею паствою своею жалостливый святитель; душа его болела и о дальних бедствующих, и когда Персы, в то время овладев Сириею и предав огню Иерусалим, забрали в плен множество христиан, святитель Александрийский выслал корабли с пшеницею и золотом для выкупа пленных и для пособия разоренным.
Строго заботясь о том, чтобы служащие при нем не отстраняли от него никого из нуждающихся, и будучи слишком занят, чтобы постоянно иметь досуг принимать всех приходящих просителей, Иоанн два раза в неделю, по средам и по пятницам, сам сидел у церковных ворот, чтобы и не пропустить никого из приходящих к нему по нужде. Когда же некоторые из окружающих его удивлялись такому его труду и терпению, то он говорил: «если я сам никогда не лишен доступа к Господу Богу моему Иисусу Христу, и в молитвах беседую с Ним и прошу Его о всех моих нуждах, то как же могу возбранить доступ и к себе моему ближнему, чтобы и он мог сказать мне и о своей обиде и нужде и попросить меня о том, чего желает»... И никогда, ни ради какого спешного дела не откладывал святитель дела милосердия. Таким образом однажды, когда одна бедная вдова подошла к нему в то время, как он шел совершать служение в храме, и бывшие при нем хотели отстранить ее, советуя святителю принять ее после службы, то он не допустил этого и выслушал ее немедленно, и распорядился удовлетворением ее, сказав провожавшим его: «послушает ли и меня Бог, если я откажусь послушать бедного?»...
Если случалось, что в какой-нибудь день Иоанну не пришлось оказать никому помощи, то он скорбел об этом, считая тот день потерянным.
Однажды предупредили Иоанна, что среди нищих, приходящих за подаянием, являются и не бедные, по-видимому, так как одежда на них хорошая, и потому не следует ли таким в подаянии отказать? – «Если вы рабы Христовы, – возразил святитель, – то подавайте, как Христос повелел, не взирая на лица, потому что мы не свое даем, а Христово»...
Когда же представляли ему, что ни перед чем не останавливающаяся его щедрость может истощить средства его, то Иоанн отвечал: «не хочу быть причастником в вашем маловерии, так как я уверен, что если бы даже бедные со всего мира пришли к нам в Александрию, то и тогда Божиим промышлением не оскудело бы церковное и патриаршее достояние»...
Но будучи беспредельно милостивым и щедрым для других, патриарх был в такой же степени строг к самому себе и воздержен относительно своих собственных удобств, Однажды посетил его богатый вельможа и, заметив, каким старым и негодным одеялом покрыта постель его, прислал ему в подарок новое, довольно ценное, одеяло. Чтобы постичь усердие подарившего, святитель принял его приношение, но, покрывшись теплым, дорогим одеялом, не мог заснуть во всю ночь: «горе мне, роскошествующему, – смущался он мысленно, – вот, я покрыт шелковым, мягким одеялом, а братия Христовы – нищие цепенеют от стужи, не имея иные и ничего, чем покрыться», – и на другой же день послал продать дорогое покрывало, чтобы на вырученные деньги прикрыть нескольких бедных. Вельможа, между тем, узнав свое одеяло на рынке, купил его и снова отослал Иоанну, а тот снова продал его в пользу бедных, и это повторилось несколько раз, и на просьбу вельможи, чтобы Иоанн не отказывался пользоваться его приношением, святитель, продав его снова, сказал ему: посмотрим, кто из нас скорее устанет: ты ли – покупать покрывало, я ли – его продавать? – И таким образом усердие к себе богатого человека обратил в средство для благотворительности бедным...
Блаженный Иоанн старался и скупых привлекать к подаянию милостыни и исправлять их от недуга сребролюбия. Узнав, что один епископ, по имени Троил, никогда не помогал бедным, хотя и располагает значительными средствами, святитель пригласил его вместе с ним обойти больницы, где много было больных и убогих.
– Вот удобный случай помочь беднякам, – сказал он сопровождавшему его Троилу, и тот, стесняясь обнаружить скупость свою перед святителем, раздал убогим довольно много денег, но, возвратясь домой, стал сокрушаться об этой издержке до такой степени, что даже захворал... Поняв причину расстройства Троила, Иоанн, скорбя о нем, пожелал излечить его от еще худшего – нравственного недуга. И вот, придя к больному, возвратил он ему издержанные им деньги в больнице и сказал: «я принес тебе те деньги, которые ты по моей просьбе издержал в больнице, – получи их, но только напиши своею рукою, что ты предоставляешь мне получить от Господа то воздаяние, которое следовало тебе»... – Сребролюбец, обрадованный возвращением своих денег, не вразумился внушением, которое заключалось в предложении Иоанна, и поспешил написать требуемое Иоанном, не вникнув в смысл того лишения, которому сам он подвергал себя, и так успокоился, что вскоре почувствовал себя здоровым.
Но любящий святитель со скорбию ушел от душевнобольного и молил Бога об его душевном исцелении. И Бог не оставил Троила спасительным вразумлением. В ту же ночь немилостивый епископ имел знаменательное сновидение: ему представился великолепный дом, над дверями которого золотыми буквами было начертано: «здесь – обитель и вечное успокоение для епископа Троила». Приятно ему было видеть такое загробное свое воздаяние... Но вдруг является величественный и грозный муж, который объявляет Троилу, что Царь всего мира повелел ему изгладить имя его, а вместо него начертать имя Иоанна, который приобрел этот дом ценою тридцати литр золота... – Это и была та сумма, которую истратил епископ в больнице и которую возвратил ему Иоанн...
Вразумился тогда сребролюбец и в скорби своей пошел к Иоанну и рассказал ему о своем сновидении. Отозвался на его скорбь любвеобильный святитель и успокоил, вразумив окончательно наставительными беседами, которые наконец смягчили сердце немилостивого.
Полная любви душа Иоанна не могла вмещать в себе никакого чувства, нарушающего мир с ближним. Таким образом всегда спешил он примирением с теми, кто по какому-нибудь поводу был возбужден против него. Однажды, когда в праздничный день он был в церкви и готовился совершать Богослужение, вспомнил он, что один из клириков, на которого наложил он, впрочем, заслуженное наказание, был огорчен и сохранял неудовольствие против него. Руководясь буквально словами Христа: «если принесешь дар твой к алтарю и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тя, оставь дар твой и поди прежде всего помирись с братом твоим», святитель действительно вышел из алтаря, подозвал к себе гневающегося на него клирика и в присутствии всех поклонился ему в ноги и попросил у него прощения, – и таким смирением возбудил раскаяние в самом виновном и совершенно обезоружил его.
Тем более скорбел и старался искупить свою вину Иоанн, если, по человеческой немощи, впадал в заблуждение и сознавал себя неправым. Так, поверив однажды клевете на одного инока, обвиненного в тяжком преступлении, он осудил его на заключение в темницу, но, успев разузнать, что тот был невинен, с великим смущением и огорчением умолял его о прощении и, желая вознаградить, предлагал ему значительное денежное пособие, однако же при этом случае только окончательно мог убедиться в чистоте и правоте невинно пострадавшего инока, когда тот отказался от денежного вознаграждения, говоря, что «если инок верует, что Господь о нем заботится, то ему не нужно золота; если же он имеет потребность в золоте, то это значит, что он не верует, что Сам Бог промышляет о нуждах его»...
Еще осмотрительнее стал относиться с этих пор к осуждению святитель и часто предупреждал в этом и других: «дети, не будем осуждать никого! – говорил он, – потому что, во 1-х, осуждая ближнего, мы Божию заповедь нарушаем, – во 2-х, может быть даже и клевещем на брата, потому что, если и были мы свидетелями его согрешения, то кто может знать, не совершил ли он внутреннего покаяния перед Богом»?
Но и к виноватым был Иоанн крайне милостив, часто воздавая им за зло одним только благодеянием; напр., выслушав жалобу своего племянника на сильно оскорбившего его одного человека, Иоанн сказал своему родственнику, что он накажет оскорбившего его так, что удавятся вся Александрия... Вместе с тем стал убеждать обиженного, что если он хочет именоваться его племянником, то чтобы был готов переносить без досады всякие оскорбления – ради Господа и прощать обидчикам своим... Между тем, призвав эконома церковного, распорядился, чтобы он отныне не брал ни копейки церковной подати от того человека, который нанес оскорбление его племяннику... Действительно, удивилась тогда вся Александрия такому наказанию...
Вникая в положение человека сообразно и с внешними его обстоятельствами и внутренними достоинствами, Иоанн Милостивый не ограничивался иногда временным пособием ему в затруднительном положении, но вполне устраивал всю дальнейшую судьбу отесненного, но заслуживающего участие человека. Так, узнав об одном юноше, находившемся в крайней нищете, потому что благочестивые родители его раздали почти что все имение свое бедным, оставив ему в наследство только икону Богородицы и незначительную сумму денег, которую он и сам пожертвовал бедным, – святитель принял в нем истинно-отеческое участие и пожелал облегчить его участь. Чтобы сделать это под благовидным предлогом – так, чтобы юноша не мог отказаться от пособия, Иоанн решился назвать себя родственником отца его и по праву родства пригласил к себе юношу, приласкал его, содействовал его женитьбе на хорошей девушке и обеспечил их средствами, достаточными для скромной жизни.
Проявляя в течение всей своей жизни во всех видах любовь Евангельскую, одушевлявшую его, Иоанн не только помогал, но и сам лично ухаживал за больными, присутствовал при умирающих, напутствуя их молитвами своими, молился и за умерших, сам часто совершая Божественную литургию, убежденный и сам убеждая других, что много содействует облегчению душ усопших литургия, совершаемая за них.
Св. Иоанн Милостивый скончался в 619 году на родине, куда заставили его удалиться Персы, овладевшие Египтом. Умирая, он молился: «благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня все Твое принести Тебе?»
Впоследствии мощи святителя были перенесены в Константинополь; в 1200 г. видел их здесь паломник Антоний: «св. Иоанн Милостивый в теле у Испигаса (стр. 143 и 159); после того перенесены в Буду, оттуда – в Пресбург в Венгрии, где и ныне».