Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского
Жизнь преп. Шио (в переводе на другие языки это имя может означать: Симеон) есть также благодатный плод почвы, удобренной христианским воспитанием, которое постарались дать ему благочестивые родители, с детства его тщательно прививавшие слово Божие к разумению их единственного сына. И так глубоко внедрилась в сердце молодого Шио любовь к слову Божию, что он постоянно держал его в уме своём, и даже всегда носил при себе Евангелие, послания Апостола Павла и псалтирь. – Родители его, опасаясь наконец излишнего умственного напряжения сына их и желая доставить ему отдых, решились однажды отобрать у него эти книги.
– Зачем прервали вы мои Божественные занятия? – возразил им опечаленный отрок, – кто не поучается постоянно закону Божию, тот отдаляется от Царства Небесного... Возвратите мне мои сокровища...
И родители, вразумлённые словами не по летам мудрого сына их, не стали больше стеснять его свободы... Со временем он же убедил их провести остаток их жизни в иночестве, а сам, употребив в пользу бедных и монастыря оставшееся после них имущество, пришёл к Иоанну (Зедазнийскому), сиявшему ещё в то время в Антиохии и, получив от него пострижение в иночество, сделался его учеником.
Он был из числа тех 12-ти, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, новообращённых св. Ниной.
Послужив этому делу, преп. Шио пожелал жить отшельником и с благословения католикоса Евлавия направил свой путь на запад от Мцхета – в непроходимые дебри лесные. Здесь, в пустыне, защищённой отвесными и совершенно крутыми стенами песчаной горы от взора людского, Шио поселился в тесной пещере, едва достаточной, чтобы укрыться в ней... Трудное подвижничество предстояло одинокому, беспомощному борцу среди суровой, дикой пустыни, но чудным Промыслителем о нём был Тот, к Кому он постоянно обращался с молитвой: «Господь – просвещение и Спаситель мой; кого убоюся? Господь – Защитник жизни моей, – кого устрашуся?» В скале открылся родник, источающий для отшельника воду, а с пищей прилетал к нему голубь...
Этот-то голубь, по изволению Божию, определившему не оставлять под спудом благодатный светильник, открыл людям жилище Шио... Некто – Евагрий, знатный царедворец, охотясь по обыкновению за рекой Бурой, проследил за голубем, носящим пищу отшельнику, и нашёл его, погруженного в молитву, с воздетыми к небу руками... Он был так поражён встречей с этим укрывшимся от мира человеком, молитвенно предстоящим в пустыне перед лицом Единого Бога, что внезапно сознал и в себе отречение от всего мирского и стал подвизаться в пещере под руководством отшельника, всецело предавшегося Богу...
С этих пор о Шио стало известно и другим людями в окружности. Многие стали селиться близ него и таким образом собралось до 25-ти добровольных пустынножителей... На избранном по откровению блаженному Шио месте выстроили они церковь во имя образца пустынножителей – Иоанна Крестителя. Впоследствии царь Парсман VI, навестивший бывшего любимца своего Евагрия в пустыне и с благоговением отнёсшийся к подвижнику Шио, подарил ему землю под монастырь и доставил значительные средства для построены храмов. – Число братии новой обители возросло до 2000, для которых не было уже более свободных мест в ущельях, и они селились за ущельем, на востоке и на западе за рекой Курой, где впоследствии образовалась обширная Квайтахевская лавра.
Здесь подвизался и прославился даром чудотворений блаженный Шио. Здесь навестил его бывший учитель его Иоанн Зедазнийский и, погостив три дня, имел отраду удостовериться в высокой степени духовного совершенства новых иноков.
Но стремление к полному уединению преобладало в душе Шио. Он оставил основанную им обитель, простился с братией назидательнейшим словом, оставил для них 160 письменных поучений и, прервав всякое сообщение с миром, обрёк себя на затворническую жизнь в тёмной, глубокой пещере. Пища святому спускалась туда по верёвке.
Кто может постичь и исчислить несказанные подвиги этого ангела в человеческом теле, духом предвосхитившего общение с Богом, т. е. рай на земле... Потому и для выражения подобного душевного состояния нет слов на человеческом языке.
Предузнав о времени своей кончины, Шио пожелал принять иерея со святыми Дарами. Сам Иоанн Зедазнийский пришёл к нему и пребыл с ним до той чудной минуты, когда Шио, причастясь св. Таин и воскликнув: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой! Приими душу мою, дарованную Тобою!» – кончил своё земное житие.
Тело его было погребено в той же пещере, где он скончался. Бывший возлюбленный учитель его, Иоанн Зедазнийский и любимый из учеников его – Евагрий обвили подвижника в его же одежды я предали земле в то время, как сверху, вокруг отверстия пещеры раздавалось надгробное, напутственное пение иноков, собравшихся присутствовать при погребении великого затворника, теперь предстоящего перед Богом молитвенника и о них самих.
И был он по смерти сильным помощником и покровителем в бедах и скорбях всех, с верой поклонявшихся гробу его.