Преподобного Иоанна, Зедазнийского чудотворца, начальника Сирийских отцов
Иоанн родился, воспитался и достиг зрелого возраста в Антиохии. По обычаю тогдашнего времени (в начале VI-го века) и главное, следуя своему внутреннему призванию, он вступил в иночество и был ревностным и смиреннейшим подвижником.
Не оставлял он под спудом приобретённых им знаний и духовного просвещения и поучал жителей Антиохийской страны Богопознанию и исполнению христианских обязанностей. Слава о благом наставнике скоро начала привлекать к нему бесчисленное множество народа и тогда, тяготясь постоянным нарушением возлюбленного уединения, Иоанн удалился в пустынное место. Сюда последовали за ним только несколько учеников и все они всецело предались Богомыслию и молитве. – Питаясь трудами своими, они тайным образом сбывали своё рукоделие в городе, пока наконец не открыли люди путь к ним и в пустыню и снова стали стекаться к своему отцу Иоанну, который чудным образом умел целить их недуги душевные и телесные.
Спустя некоторое время, по бывшему ему откровению, в котором он прозрел волю Божией Матери, чтобы он шёл в Иверию утверждать насаждённую там Церковь, Иоанн, избрав по жребию 12 человек из учеников своих, отправился с ними в этот дальний и многотрудный путь.
Босые, в рубищах, Сирские иноки были с благоговением встречены Иверским католикосом (патриархом) Евлавием и народом и получили приглашение Евлавия остаться при нём.
Скоро полились из уст их изобильные струи Божественного учения и проповедь их, сопровождаемая чудотворениями, утверждала Иверцев в вере во Святую Троицу и просветила почти всю страну Карталинскую.
Святые отцы обходили все места, где блаженная Нина равноапостольная учила вере Христовой, покланялись тем местам, которые были ознаменованы каким-либо происшествием из её жизни, и дивились Апостольской деятельности, на которую Господь укрепил немощную женщину.
Потрудившись не мало для распространения и утверждения в сердцах народа насаждённых ими и прежде них Евангельских истин, святые отцы молили Бога указать им место постоянного пребывания. Их привлекала высокая и неприступная гора Заден, на левом берегу реки Арагвы, в 8-ми верстах к северо-востоку от Мцхета, столицы Иверии, и в 15-ти верстах к северу от Тифлиса. Помолясь и получив благословение католикоса, хотя и удерживавшего их, но не бывшего в состоянии отказать им в желании уединиться в этой дикой местности, св. отцы оставили Мцхет и, с великим трудом пробравшись через колючий кустарник на подошве горы и дремучий лес на горе, взошли наконец на вершину Задена, где и решились подвизаться в безмолвии. – Найденную здесь пещеру Иоанн обратил в церковь, вокруг неё отшельники устроили себе шалаши из древесных листьев; пищей, им служили разные травы и коренья, растущие на горе.
Едва прошёл слух о поселении Сирийских иноков на горе, как народ открыл к ним дорогу; снова устремились к ним больные, и увечные, и страдальцы всякого рода, чтобы принимать от них и душевные и телесные – чудные пособия, и не обмануты они были в уповании на Богоугодных, воочию всех прославляемых Богом людей.
В это время скончались епископы епархий Цилканской и Иекресской. Католикос Евлавий решил заменить их кем-либо из 13-ти Сирийских пришельцев. Он отправился к ним на гору и положил избрать тех из них, которые в тот день будут совершать Божественную литургию. Это были Авив и Исе. Их и приветствовал он, одного – епископом гор. Некреси, другого – епископом гор. Цилкани. Тяжело им было расставаться с старцем Иоанном, но когда он же напомнил им о том, что они пришли трудиться и сеять здесь слово Божие, то они не сопротивлялись и в скором времени были посвящены в епископы.
По отшествии их с горы, посетители Иоанна умножились, многие из них оставляли мир, поселялись с ним, и по непроходимой горе был проложен путь и создалась обитель для возгоревших желанием посвятить себя на служение Богу под руководством благого и мудрого учителя Иоанна.
Однажды был удостоен блаженный видения Божией Матери со св. Ниной, которые повелели ему разослать учеников своих по разным местам Иверии для проповеди слова Божия и поучения народа. Так и сделал Иоанн. Напутствовав учеников своих святым назиданием, наделив их частицами мощей св. мучеников, чтобы они воодушевлялись памятью о них и подражали примеру их, он разослал их по всей Грузии, оставив при себе только одного ученика – диакона Илию, который служил опорой старческой немощи его; сам же предался неусыпным подвигам духовным, поработившим совершенно плоть его. Обогащённый всеми благодатными дарами, но всегда смиренный духом, Иоанн навещал учеников своих, чтобы поддерживать и их в подвигах духовных. И они посещали Иоанна и, укрепившись духовной радостью пребывания с ним, возвращались на места служения.
Гора, на которой жил Иоанн, едва очищенная кое-где от дремучего леса, была сначала совершенно безводна; в поте лица трудились добывающие воду из Арагвы, омывающей подошву высочайшей горы Зедазен. Жалел их Иоанн, и вот, по молитвам его – заструился на горе живительный источник, воды которого и до сих пор свидетельствуют, не умолкая, о чуде, сотворённом Богом в прославление раба Своего...
После долговременной жизни, прославленной деяниями и чудесами, как бы в осуществление слов Спасителя: «Верующий в Меня совершит дела, подобные Мне, и даже более Меня совершит» ... блаженный Иоанн получил в откровении извещение о своей кончине. Со страхом и трепетом устремлял он свой мысленный взор за пределы мира земного... «Если великий Апостол Павел мог сказать про себя: что надлежало мне сделать, то я сделал, и всё-таки остаюсь неключимым рабом Господа, – проносилось в памяти предстоящего перед Небесным Судьёй последнее земное представление, – то могу ли считать себя в безопасности?»
Завещав ученикам своим похоронить его в той пещере, в которой он подвизался, Иоанн причастился Святых Таин Христа Спасителя. По принятии Святых Таин, душу его осенил Божественный восторг и среди неизъяснимой отрады он предал Богу свою чистую душу.
По погребении его стали истекать многие чудеса от гроба его, не истощающиеся и поныне.
Теперь труженическое тело блаженного Иоанна, просветившего народ Иверский не только примером собственной жизни, но и посредством учеников своих, покоится у самого жертвенника в приделе церкви в честь Иоанна Крестителя, построенной на южной стороне пещеры, где подвизался и был погребён Иоанн. Церковь Иверская празднует 7-го мая память его с 12-ю его учениками.
Кончина Иоанна Зедазнийского последовала между 557–560 г. при католикосе Макарии.