Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого пророка Исаии

Святого пророка Исаии

Исаия (имя это значит: спасёт Господь; дано, вероятно, как выражение веры родителей Исаии в обетованного Спасителя), живший за 750 лет до Р. Хр., был сын Амоса, брата Амасии, царя Иудейского; родился в Иерусалиме и жил здесь в продолжение шести царствований: Амасии, Азарии или Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии и Манассии.

Не смотря на своё родство с царским домом, Исаия отличался таким смирением, что по собственной воле жил в бедности с своей также Богоугодной женой и детьми. Он проводил жизнь в полном воздержании и изнурении тела, даже носил власяницу, выражающую сокрушение человека о грехах своих.

За такое смирение и любовь к Богу Исаия удостоился быть призванным к пророческому служению. Он был одним из тех (и первый из 4-х больших пророков), через кого «Бог многократно и многообразно издревле говорил отцам», и призвание его совершилось следующим образом:

Он «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли шестокрылые серафимы и взывали друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от этих восклицаний и по всему храму разносилось благоухание. В благоговейном трепете Исаия воскликнул: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!»

«Тогда прилетел ко мне, – продолжает Исаия, – один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? – и я сказал: вот я, пошли меня. – И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. – И сказал я: надолго ли, Господи? – Он сказал: доколе не опустеют города и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет»...

«Но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остаётся корень их, так святое семя будет корнем её» (земли той); т. е. и по истреблении народа останется святой остаток, из которого возникнет новое племя – новый Израиль, верующий во Христа.

С этого времени выступил Исаия на служение народу Иудейскому и в продолжение 60-ти лет возвещал ему волю Божию и грозил наказанием за беззакония его и за неблагодарность к Богу. Духом Божиим пророчествовал он и все пророчества его изложены с совершенной точностью и ясностью. Он предсказывал о падении многих царств и городов (царства Ассирийского, гор. Тира, Сидона, Египта), о пленении Иудеев в Вавилоне и освобождении их через 70 лет из плена, о победах Персидского царя Кира, которого он называл по имени более нежели за 100 лет до его рождения...

Пророчествуя о судьбах, касавшихся Иудеи, Исаия с особенной любовью обращался к временам Мессии и с такой отчётливостью представлял жизнь и страдания Иисуса Христа, что его называют Ветхозаветным Евангелистом... «Даст Господь Сам знамение, провозвещает он, – се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо с нами Бог» (Исх. 7:14).

«И произойдёт отрасль от корня Иессеева (т. е. из рода Давидова), и ветвь произрастёт от корня его, – продолжает Исаия, – и почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

«Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого».

«Не будут делать зла и вреда на всей горе Моей: ибо земля будет наполнена видением Господа, как воды наполняют море».

«И будет в тот день, к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой Его будет слава» (XI).

«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Он (народ) будет веселиться перед Тобой, ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь» ...

«Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».

Изображая страдания Иисуса Христа, Исаия говорит о них так живо, как будто бы сам, – как замечают св. отцы, – стоял у креста во время страданий Спасителя:

«Он был презрен и умалён перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни; и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понёс наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

«Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца был ведён на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».

«Даст плеча Свои на раны, ланиты на заушения, лица же не отвратит от стыда заплевания» ... «и к злодеям причтётся» ...

«От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» ... (гл. LIII).

Наконец, так возвещает пророк торжество Церкви Христовой и её всемирное распространение, а также – второе пришествие Христово и кончину века:

«Восстань, светись (Иерусалим); ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

«Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобой воссияет Господь, и Слава Его явится над тобою.

«И приидут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобой сиянию.

«И приидут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева.

«Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славой.

«Не будет уже солнце служить тебе светом дневным и сияние луны светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею.

«Не зайдёт уже солнце твоё и луна твоя не сокроется: ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

«И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему.

«От малого произойдёт тысяча, и от самого слабого сильный народ. Я Господь ускорю совершить это в своё время...

Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?

Ибо всё это соделала рука Моя, и всё сие было, говорит Господь. А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим...

Выслушайте слово Господа, трепещущие перед словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены.

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается...

Ибо вот, прийдет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение своё с пылающим огнём.

Ибо Господь с огнём и мечом Своим произведёт суд над всякой плотью, и много будет поражённых Господом.

Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, прииду собрать все народы и языки, и они прийдут и увидят славу Мою.

И положу на них знамение, и пошлю из спасённых от них к народам, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою...

И будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение... И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» ... (гл. LX и LXVI).

Кроме пророчеств в книге пророка Исаии содержится много нравственных высоких истин, напр. о том, какой пост может быть угоден Богу:

«Они вопрошают меня о судах правды, желают приближения к Богу:

«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?»

Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу, и требуете тяжких трудов от других; не поститесь вы в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте...

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца...

И будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, воды которого не иссякают» ...

О значении жертвоприношений возглашает пророк:

«Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь, – Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови агнцев не хочу.

Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть; беззаконие – и празднование!

И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу; ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло.

Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетённого; защищайте сироту; вступайтесь за вдову.

Тогда прийдите и рассудим, – говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, то как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю»... (гл. I).

Подобно всём провозвестникам истины, Исаия постоянно подвергался преследованиям. Только при благочестивом царе Езекии он пользовался почётом и был одним из его ближайших советников. Силой молитв своих Исаия истинно призывал умилостивление Божие на Иудейское царство, находившееся в то время в бедственном положении. Когда царству стал угрожать царь Ассирийский и вступил с войском в страну, то по молитве Исаии, в одну ночь Ангел Господень поразил 180,000 Ассирийских воинов.

Молитвой Исаии было совершено и другое чудо: «В те дни Езекия заболел смертельно, и молился Господу, говоря: о, Господи! вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. – И заплакал Езекия сильно. – И было слово Господне к Исаии и сказано: Пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я слышал молитву твою, увидел слёзы твои и вот, Я прибавлю к дням твоим 15 лет»; для удостоверения же в этом, по молитве Исаии, тень солнца была возвращена на 10 степеней в солнечных часах...

Таким образом Исаия представляется не только пророком, но и чудотворцем. Во время осады Иерусалима, от которого вода была отведена неприятелем и жители томились, не имея воды, Исаия молитвой чудно извёл из горы Сионской источник, по преданию, тот самый Силоам, о котором упоминается в Евангелии и водой которого Христос исцелил слепорождённого.

Последующие обстоятельства жизни Исаии неизвестны. По древнему преданию он прожил до времён царя Манассии, по повелению которого был распилен пилой между досками. Главной причиной осуждения пророка на смерть, по сказанию раввинов, было то, что он Иерусалимских князей назвал князьями Содомскими, а народ – народом Гоморрским...

Богобоязненные люди похоронили тело его близ источника Силоамского, близ царских гробниц. При этом источнике устроена была купель, в которой впоследствии был исцелён Иисусом Христом слепой от рождения. И до сего дня вода эта имеет целебную силу от разных болезней.

Месяцеслов Василия говорит о положении Исаии в церкви св. Лаврентия во Влахернах, по перенесении в Константинополь.

Кедрин относит перенесение мощей его к 35 г. импер. Феодосия Младшего (408–450) или 443 по Р. Хр., а Кодин – ко временам императора Маркиана (450–457). Маркиану и Пульхерии приписывается и построение храма пророку.

Примечания
1* См. «Полн. месяцесл. Востока» архим. Сергия, т. II, ч. 2, стран. 128.
2* Там же.