Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Св. евангелист Иоанн родом из Вифсаиды Галилейской, сын Зеведея – рыбаря и Соломии, меньший брат Иакова Зеведеева (Мф.4:21,27:56. сн. Мк.15:40,16:1). Родители Иакова и Иоанна были люди благочестивые, небогатые, простые и покорные воле Промысла. Отец не препятствовал сыновьям своим оставить свои занятия и его самого и последовать за Господом, их призывавшим. Мать вместе с другими благочестивыми жёнами сама следовала за Иисусом Христом, служила Ему имением своим (Мф. 27:55–56. Лк. 8:3), заботилась о приличном погребении Иисуса Христа, ходила на гроб Его, чтобы помазать тело Его драгоценными ароматами (Мк. 16:1; Лк.23:56,24:1).
Сын Зеведея и Соломии – Иоанн был человек некнижный и простой (Деян. 4:13). Первоначально он был расположен к Спасителю проповедью об Нём Крестителя. Когда Предтеча, указывая на Господа, воскликнул: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира», двое из учеников его пошли за Иисусом (Ин. 1:36–37). Один из них был Иоанн. Вместе с братом своим Иаковом он призван Господом в звание Апостола (Мф.4:21,10:2), от ловли рыб, на озере Геннисаретском (Мф. 4:18–21; Лк. 5:1–14). Подобно брату своему Иоанн наречён от Иисуса Христа Воанергесом, т. е. сыном громовым (Мк. 3:17), в предзнаменование особенной ревности его о славе своего Учителя (Лк. 9:54–55) и величия его Евангельской проповеди. «Богословие Иоанна, аки гром имеяше слышатися во всем мире и всю исполнити землю». По сказанию Иеронима, Иоанн призван в Апостольское служение в юношеском возрасте и был моложе прочих Апостолов, и потому долее всех их подвизался на земле. Через год после призывания Иоанн избран был Господом из множества учеников Его в число 12 Апостолов. Во время земной жизни Иисуса Христа Иоанн пользовался особенным Его благоволением, был возлюбленным Его учеником, его же, как неоднократно свидетельствует об нём Евангелие, любляше Иисус (Ин.13:23,19:26,21:20), по словам св. Златоуста, за его великую кротость и тихость. Вместе с Петром и Иаковом Иоанн удостоен был Господом находиться при воскресении дочери Иаира, при преображении Господнем и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском. Когда Господь, для всегдашнего единения с верующими, возжелал установить таинство св. Причащения, Он послал Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить для сего особенную горницу (Лк. 22:8). Во время Тайной Вечери возлюбленный ученик возлежал на персях Господа (Ин.13:23,21:20). После объявления Иисусом Христом о близком Его предании, опечалившего Его учеников, по знаку Петра Иоанн один осмелился спросить у Господа о предателе (Ин. 13:21–26). Когда Иисус Христос указан был предателем и взят в саду Гефсиманском, все ученики разбежались; только Пётр и Иоанн следовали за Господом (Ин. 18:15). Но и Пётр при страдании Его отрёкся от Него; Иоанн же один и при кресте Господа стоял. За столь великую любовь Иоанн высоко награждён был от Господа. С креста Иисус Христос заповедал ему быть у Пречистой Матери Своей вместо сына.
В третий день по смерти Иисуса Христа Иоанн, услышав от Марии Магдалины о необретении тела Его во гробе, первый притёк ко гробу и виде и верова воскресению Христову (Ин. 20:1–8). В тот же день вечером Иоанн вместе с другими учениками увидел и Самого Воскресшего Господа, а через восемь дней опять узрел Его (Ин. 20:19–26). Потом Воскресший явился ученикам Своим на море Тивериадском, где был в числе их и св. Иоанн. После сего возлюбленный ученик Христов неоднократно встречал Воскресшего Господа; видел и славное вознесение Его на небо.
Наречённый сыном Пресв. Девы Марии, Иоанн не оставлял Её до её успения, последовавшего в седьмое десятилетие первого столетия по Р. Хр.; и оттого, быть может, по сошествии Св. Духа, Ап. Иоанн проповедал Евангелие большей частью в Иерусалиме и окрестностях его, и вместе с Ап. Петром потерпел первые узы и побои за слово Божие (Деян. III, IV, Деян.8:14,25; Гал. 2:9), и, подобно Ап. Петру и Иакову, брату Господню, именуется в Писании столпом Церкви (Гал. 2:9).
По успении Пресвятой Девы Марии, Ап. Иоанн принял на себя попечение об утверждении в вере Церквей Малоазийских, – Ефесской, Пергамской, Смирнской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской, Лаодикийской, о которых было ему сказано в Откровении. Подобно Ап. Иакову и Петру, он не столько заботился о путешествиях для благовестия св. веры, сколько об утверждении её в одном месте, откуда она могла бы впоследствии распространяться и далее. Этим местом он избрал Ефес, и здесь жил с 67 или 68 года по Р. Хр.
В царствование Домициана (81–95), который воздвиг на христиан второе от язычников гонение, св. Иоанн в Риме ввержен был в кипящее масло, но благодатью Божией остался невредим. В 94 году по Р. Хр. Апостол за своё свидетельство о Божественном Слове императором Домицианом сослан был в заточение на Патмос – один из островов Архипелага на Средиземном море, близ берегов Малой Азии, и сделался просветителем этого острова. Памятником пребывания здесь св. Ап. Иоанна доселе служит монастырь, основанный Алексеем Комниным на Патмосе во имя Богослова, и местное предание сохраняет места, освящённые присутствием Евангелиста Иоанна. Жители острова все христиане. Св. узнику за слово Божие на Патмосе – возлюбленному ученику Своему Господь явился и открыл таинственные судьбы св. Своей Церкви для ободрения и укрепления верующих. В глубоком уединении, во дни пламенной молитвы Апостола ему явлен был целый ряд таинственных видений, в которых представлена была борьба агнца со змием и торжество первого над последним. Господь повелел написать сии откровения и послать книгу Церквам Азийским в утешение и наставление христианам. Итак, на Патмосе в 94 году по Р. Хр. Иоанн написал Апокалипсис, т. е. откровение о будущей судьбе Церкви Христовой и всего мира (Посл. Иер. 1:9), и послал книгу свою указанным Церквам. По восшествии Траяна на престол Римский, Иоанн получил свободу и возвратился в Ефес, где главным попечением св. Иоанна было соблюдение распространившейся веры в чистоте, утверждение Церкви и благочестия, при множестве появившихся лжеучителей. Для этой цели он всегда имел при себе много учеников, воспитывал их в истинной вере и благочестии и рукополагал в епископы для разных Церквей, так что Малоазийские Церкви во II веке большей частью производили от него преемство своего епископства.
Среди соблазнов от лжеучителей верующие нуждались и в личных наставлениях Апостола. Посему он, не смотря на свои преклонные лета, нередко предпринимал путешествия, чтобы утверждать правоверующих и обращать заблудших. В это время около 97 года Апостол Иоанн написал свои соборные послания; первое из них ко всем христианам, а последние два к частным лицам. Из последних видно, что Апостол писал их или приготовляясь к путешествию, или во время путешествия по странам Малоазийским.
В какой степени св. Апостол Иоанн питал любовь к своим духовным чадам, чтобы их предохранить от влияния лжеучителей или отвлечь от пути порока, можно судить по рассказу о св. Иоанне древних современных писателей. Ученик св. Иоанна св. Поликарп, епископ Смирнский, рассказывает о своём учителе, св. Апостоле Иоанне, что он, пришедши однажды в Ефесе мыться и увидев в бане еретика Керинфа, выбежал вон, сказав: «убежим отсюда; может обрушиться баня, когда в ней Керинф, враг истины». Евсевий, передавая слова Климента Александрийского об отеческом попечении св. Иоанна о спасении грешных, говорит: «по смерти мучителя (Домициана) Иоанн возвратился с острова Патмоса в Ефес и по приглашению посетил ближайшие области язычников, частью для поставления епископов, частью для устроения церквей, а частью для принятия в клир некоторых лиц, указанных Святым Духом. Пришедши в один город неподалёку от Ефеса и преподавши утешение братии, он заметил между прочим юношу, видного телом, приятного лицом, чувствительного сердцем, и обратившись к начальствовавшему епископу, сказал: этого юношу особенно вверяю тебе, свидетельствуясь Церковью и Христом. Епископ принял юношу и обещал приложить о нём всё своё попечение. Старец, взяв к себе в дом порученного ему юношу, воспитывал его, надзирал за ним, блюл его и наконец просветил его крещением, и после сего ослабил заботливость и наблюдение над ним, потому что сообщил ему совершенного хранителя – печать Господню. Воспользовавшись ранним послаблением, юноша попал в общество праздных, развратных, способных на всякое худое дело. Сперва они завлекали его роскошными обедами, потом уводили с собой, отправляясь по ночам на грабительство, а наконец склоняли его и к тягчайшему. Юноша понемногу привыкал. Имея пылкую природу, он, подобно дикому и могучему коню, ринулся с прямого пути и, закусив удила, быстро мчался к погибели. Покорив товарищей своей власти и составив из них скорище разбойников, он сделался начальником их, и насилием, кровожадностью и бесчеловечием превзошёл всех».
Между тем Апостол Иоанн снова пришёл туда и сказал епископу: «Возврати же нам залог, который я и Христос вверили тебе в присутствии Церкви, тобой управляемой». Епископ сначала изумился, думая, не оклеветали ли его в присвоении каких-либо денег, которых он не брал. – «Я хочу знать о юноше, о душе брата нашего», сказал Апостол. Тогда старец глубоко воздохнул и со слезами сказал: «Он умер! Умер для Бога, стал злым, развратным, главой разбоя и теперь, вместо Церкви, поселился на горе с своим сообществом». Тогда Апостол с великой скорбью поехал на гору, как мог скорее. Приближается к указанному месту. Сторожевые разбойники схватили его, но он не думал бежать или противиться. «Я затем и пришёл, говорит он, чтобы вы отвели меня к своему начальнику», который между тем ожидал его уже с оружием; но лишь только Иоанн подошёл, тот узнал и от стыда обратился в бегство. Апостол погнался за ним изо всех сил, забывая старость свою и крича ему вслед: «сын мой, что ты бежишь от меня, от твоего отца, от безоружного и старого, сын мой, пожалей меня и не бойся! Есть ещё надежда жизни, я буду отвечать за тебя Христу. Если нужно, рад умереть за тебя, как и Господь за нас; за твою душу я готов отдать свою. Остановись, поверь, Христос послал меня!» Юноша остановился, поник взором в землю, потом бросил своё оружие, затрясся и залился слезами. Старец подошёл к нему, юноша обнял его, и выражениями глубочайшей скорби умолял о прощении и вторично крестился в слезах, только прятал правую свою руку, которая давалась в знак мира и обещания верности (1Макк.11:50). Апостол уверял, клялся, что и для него приобретено Спасителем прощение грехов, умолял его, пал перед ним на колени, даже целовал его правую руку, как бы она была уже очищена покаянием, и таким образом опять привёл его в Церковь. После сего Иоанн часто молился об нём, вместе с ним содержал продолжительные посты, успокаивал его мысли разными назидательными беседами и, говорят, не прежде удалился, как совершенно уже возвратил его в недра Церкви.
Среди таких трудов и попечений св. Апостол оканчивал своё течение. Убедительные просьбы епископов и ходатайство целых Церквей побудили его изложить письменно то, что доселе благовествовал он устно, и пополнить три известные уже Евангелия новым Евангелием. Предание говорит, что св. Апостол приступил к сему делу не вдруг. Заповедав целой Церкви пост, он подобно Моисею удалился в гору с одним учеником своим. Там три дня и три ночи провёл он в пламенной молитве, и наконец после небесных знамений приказал ученику своему Прохору писать то, что услышит из уст его. Прохор услышал и начал писать: В начале бе Слово и проч. Евангелие от Иоанна написано в Ефесе вероятно около 102 года по Р. Хр. на Греческом языке. По предисловию же к сему Евангелию, принятому Церковью от Феофилакта, архиепископа Болгарского, а равно и по некоторым иным сказаниям, положенным Церковью перед Евангелием от Иоанна, в конце и перед Богослужебной книгой Апостол, Евангелие от Иоанна написано им «по тридцати двух летех вознесения Христова». Предание говорит, что, когда три прежде написанные Евангелия распространились между всеми и дошли до Иоанна – он предпринял дать своё об них свидетельство. «Он видев та, указа благодать истины, и елика они оставиша, той пополни, и елика сокращеннее реша, сей распростре во своем благовестии». По высоте учения Евангелия, особенно о Божестве и безначальном рождении Бога Слова, о Божестве и безначальном исхождении Святого Духа от Бога Отца, св. Евангелисту Иоанну преимущественно усвоено Церковью наименование Богослова, которое заимствовано из слов, составляющих начало Евангелия: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Это наименование, со времён Апостольских известное, сделалось общеупотребительным в IV веке.
В IV веке рукопись Евангелия от Иоанна найдена была в Иерусалиме. Филосторгий пишет: когда по приказанию Юлиана Отступника устрояемо было основание для храма Иудейского, один из камней, положенных на самый низ, сдвинувшись, открыл отверстие какой-то пещеры, выделанной в скале. Начальствовавшие над работами, желая узнать, что это за пещера, спустили в неё одного из работников. Там он увидел какой-то столб; положивши на него руку, работник нашёл на нём книгу, завёрнутую в тонкий и чистый плат, и, взяв находку, дал знак, чтобы его тащили назад. Быв вытащен, показал он книгу и привёл всех в изумление – особенно тем, что она имела вид книги новой и вовсе не бывшей в употреблении, равно как и тем, что её нашли в таком месте. Эту книгу, что ещё более привело язычников и Иудеев в изумление, тотчас развернули и в самом начале её прочитали следующие, большими буквами написанные слова: в начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Вообще найденная книга заключала в себе всё Евангелие, благовествованное Богословствующими устами ученика.
Достигши глубокой старости и будучи уже не в силах сам приходить в церковь, св. Иоанн, как пишет блаж. Иероним, приносим был в священное собрание своими учениками и продолжал повторять любвеобильные слова: чадца, любите друг друга. Св. Евангелист Иоанн жил на земле долее всех Апостолов. Имея более 100 лет от рождения своего, он мирно преставился в Ефесе, около 72 года после вознесения Господа. По древнему сказанию, Иоанн, почувствовав приближение своей смерти, велел приготовить для себя могилу, сам возлёг в неё, как на ложе, и мирно скончался, и погребён в Ефесе. День преставления св. Апостола Иоанна Церковь празднует 26 сентября, и торжественнее, нежели дни прочих святых славных и всехвальных Апостолов и Евангелистов, яко паче иных Христу Богу возлюбленного.
Честные мощи св. Иоанна, вскоре после погребения его, не были уже находимы во гробе посещавшими оный, но только благовонное миро, или тонкий некоторый воздух ежегодно 8-го мая истекал от гроба и подавал верующим благодатные исцеления. В воспоминание сих чудесных знамений, с древних времён установлен Церковью, 8 мая, другой праздник в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
В Черменецком Богословском монастыре, СПб. епархии, сего числа празднуют явление чудотворной иконы Иоанна Богослова около 1480 года.