Преп. Симеона Столпника, Дивногорца
Разнообразны пути, на которых люди могут достичь спасения души своей, хотя на всяком пути для достижения этой цели требуется одно и то же: искренняя любовь к Богу, искреннее стремление послужить Ему – в какой бы форме оно ни проявлялось. А что Бог не отвергает никакого пути, избираемого человеком для выражения усердия послужить Ему по своему крайнему разумению, видно из того, что Бог чудно и неоднократно прославлял людей, подвизавшихся даже на странном, непостижимом вообще пути...
Одним из таких прославленных Богом угодников был воспоминаемый сегодня св. Симеон Дивногорец, подвизавшийся на столпе, на Дивной горе, названной так потому, что здесь Господь «удивил милость Свою в Симеоне» ...
Вникая в мысль подвига стояния на столпе, можно обратить внимание в особенности на два обстоятельства: во-первых, подобные подвиги происходили, с одной стороны, во времена живой, пламенной веры, не останавливающейся ни перед какими пределами, изобретающей всевозможные формы для излияния от своего избытка, – с другой стороны, во времена крайнего непросвещения умов, когда большинству людей недоступно было назидаться внутренним духовным подвигом, между тем как созерцание внешнего подвига необычайного, сверхъестественного терпения, воздержания и даже самобичевания действовало на них наглядным примером самоотвержения, наглядным образцом силы, проявляемой ради Бога и только при помощи свыше... И промыслом Божиим допускались такие проявления.
Во-вторых, можно заметить, что в более просвещённое время, наставшее для человечества, такие внешние подвиги утратили не только большую долю своего значения, но, может быть, и сама сила совершать их утратилась в отдельных личностях, и вообще с развитием людей прежняя суть добра и подвижничества если даже и не истощилась, то стала выражаться в иных формах, более сообразных разумению и потребностям данного времени; собственно же внешние поразительные подвиги, бывшие данью и выражением известного времени, заменились иным, более соответственным и назидательным подвижничеством. Тем не менее, прежние не теряют своего значения в том смысле, что напоминают и свидетельствуют об изумительной способности страдать, об изумительном усердии приносить в жертву своему высшему, духовному стремлению всё, что почитается удобством, радостью, приятным удовлетворением в земной жизни. Если не сама форма подвига, то сила и чувство, руководившие при совершении подобных внешних подвигов, вот что навсегда останется достойным подражания.
Симеон родился в Антиохии Сирийской, в 522 г. Мать его Марфа, благочестивая женщина, по смерти мужа своего, погибшего под развалинами своего дома во время землетрясения (между тем как Марфа и Симеон чудным образом спаслись от погибели), воспитывала сына своего в тёплой привязанности к Богу, которой проникнуто было её собственное сердце. И не бесплодно изливала она в душу своего сына преисполняющие её чувства: воспринятые младенцем, они сделали его сосудом избранным Божией благодати.
Когда Симеону было пять лет, мать поручила его святому старцу Иоанну Столпнику (пам. его 4-го июля), подвизавшемуся в пустыне. Подражая ему, Симеон, будучи семи лет, пожелал подобного же подвига и скоро превзошёл своего учителя истинно-ангельским терпением. Опытный старец Иоанн, опасаясь, чтобы нежный отрок не изнемог от непосильного подвига, уговаривал его не предаваться такому преждевременному труду, но Симеон, подкрепляемый Высшей силой продолжал своё молитвенное предстояние, пред Богом, жить для угождения Которому научила его мать его... Но не удовольствовался он этим стоянием. Прошло шесть лет и он «захотел более высоким столпом к небу приблизиться». Ему построили другой столп в 40 локтей вышиной. Проведя на нём 8 лет, Симеон, по откровению Божественному, удалился на Дивную гору в окрестностях Антиохии, и там основал обитель и столп на камне, на высоком холме. – Во время прежнего подвижничества Симеон так проводил время: с утра до девятого часа молился, потом упражнялся в чтении и писании до захождения солнца, после того опять молился и без сна стоял на молитве до самой зари. На рассвете же он «приказывал сну, как рабу своему, приступить к нему ненадолго, а подремав немного, просыпался и начинал свой день».
Великие откровения получал свыше юный подвижник, и исполнился премудростью, и дивился собиравшийся вокруг столпа его народ, слыша его поучения и видя творимые им чудеса... Тяготился славой своей и частыми посещениями народа отвлёкший душу свою от мира столпник; потому и пожелал переселиться в более уединённое место на Дивной горе; но и сюда люди приходили к нему и никому не отказывал он в помощи – добром слове, или исцелении, или предупреждении, предсказывая будущие события. Так, предсказал смерть Антиохийскому архиепископу и землетрясение, разрушившее почти Антиохию.
Св. Симеон принял по откровению свыше сан священства (33-х лет) от Дионисия, епископа Селевкийского, хотя прежде отказывался от него. «Восхваляя Божественного отрока», повели его святители в церковь, там посвятили в иерейский сан и с пением псалмов возвели снова на столп, на котором неизменно и немолчно совершал своё великое служение преп. Симеон до блаженной кончины своей – в полнейшем смирении на 76-м году своей жизни, – в 596 г. Описатель жизни его свидетельствует, что «и по кончине святого чудеса его продолжались потоком» ...
Во время детства Симеона, – говорит Евагрий, – был такой случай, что во время игр на горе, он, связав шею леопарда своим поясом, привёл к своему наставнику – Иоанну, называя леопарда кошкой... По этому случаю Иоанн, уразумев, каков этот отрок будет в добродетели, и не отказал ему поставить его на столп, сделавшийся в продолжение 70-ти лет прославленным достоянием дивного избранника Божия...