Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Марфы Монемвассийской и трёх неизвестных подвижниц

 Св. Марфы Монемвассийской и трх неизвестных подвижниц

Св. Марфа была игуменьей Монемвассийской обители св. Богородицы. Морея с VII века занята была Славянами и Монемвасия, которой святители известны с VIII века, в VIIΙ веке полагалась в Славянской земле. Блаженной Марфе, как и современным ей проповедникам веры, предстояло между прочим утверждать в вере и благочестии недавних язычников. Жизнь христианская сама по себе свет; только в точном своём виде не легка она для нас немощных. Св. Василий Великий писал к современной ему, благородной инокине Феодоре: «Не лёгкий подвиг обещающемуся выполнить обещанное. Долг каждого избирать жизнь Евангельского закона. Но выполнять всё до малости и не пренебрегать ничем из написанного в Евангелии, как знаем, не многие успевают. Надобно обуздывать язык и очи, просвещённые Евангельским учением; надобно, чтобы и руки делали в угождение Богу, и ноги двигались и каждый член употреблялся так, как изначала назначил Творец нам. Надобно соблюдать скромность в одежде, осторожность в сношениях с мужчинами, умеренность в пище, не иметь лишнего из вещей нужных. Всё это кажется просто малостью, а требует великого подвига при выполнении, как дознаем на деле. Надобно хранить смирение, чтобы не помнить о знатности предков своих, не гордиться природными дарованиями тела или души, не превозноситься добрыми мнениями о нас других. Всего этого требует жизнь Евангельская; к тому же нужны: постоянство в воздержании, усердие к молитве, сострадание любви к другим, щедрость к нуждающимся, смирение в мыслях, сокрушение сердечное, целость в вере, равнодушие в скорбях; постоянное памятование о том страшном и неизбежном суде, к которому все близимся, и о котором однако не многие помнят, беззаботные о его решении». Блаженная Марфа крепко подвизалась сама на пути Евангельского закона, и усердно понуждала сестёр к подвигам благочестия. Потом удостоилась страдальческой кончины с тремя сёстрами в конце царствования Константина Порфирогенета. Записка о ней, известная ныне только по отрывку, не объясняет, по какому случаю и от кого последовала эта смерть; но так как с одной стороны вместе с св. Марфой и тремя сёстрами пострадали «знаменитые благочестием мужи», как бывает в нападение неприятелей, с другой стороны единственные неприятели Греческой власти в Морее были тогда Славяне, частью ещё язычествовавшие: то более, чем вероятно, что св. Марфа с сёстрами пострадала от Славян-язычников.

Тот же блаженный Павел, епископ Монемвассийский, который писал о св. Марфе, оставил следующее известие о трёх современницах св. Марфы.

«Был я, говорит он, послан на восток по царскому делу. На дороге встретился мне пустынный монастырь и мне захотелось побывать в нём. Игумен и черноризцы вышли ко мне на встречу и, поздоровавшись, сели мы на горе. Тут были плодовитые деревья. И вот птицы прилетая ломали ветки с плодами и быстро уносили. Я спросил игумена: «отчего это птицы не едят плодов, а уносят куда-то с ветками?» Он отвечал: «вот уже одиннадцатый год, как они тоже делают каждое лето». – «Тут в горах, сказал я по какому-то вдохновению, живут или мужи, или жёны и им-то носят они плоды». Когда говорил я это, прилетевший ворон сломил ветвь с плодом. Я сказал игумену: «пойдём за ним», и пошли. Ворон с плодом летел впереди нас и, долетев до утёса, положил ветку. Когда подходили мы к нему, он, взяв ветку, полетел в провалье и там оставив ветвь, воротился без всего. Придя к провалью, мы бросили вниз камень. И вот кто- то кричит: «если вы христиане, не убивайте нас». – «Кто вы таковы?» спросили мы. «Если хотите, был ответ, видеть нас, бросьте нам три одеяния, – мы – нагие жёны; идя по горе, увидите дорожку и по ней можете сойти к нам». Услышав это, три чернеца сняли с себя одеяния и, обвивши ими камень, пустили вниз. Найдя указанную узенькую дорожку, с трудом сошли мы по ней к святым. Три жены, увидев нас, поклонились нам до земли и, сотворив молитву, сели мы. Одна из них тоже села, а две стояли. Тогда игумен спросил севшую: откуда ты, госпожа-матерь, и как пришла сюда? Я из Константинограда, отвечала она, муж мой служил при императоре и скончался молодым; я осталась вдовой 20-ти лет и горько плакала как о вдовстве, так и о том, что не имела детей. Спустя несколько дней один вельможа присылает ко мне слуг, с тем, чтобы насильно доставить меня к нему. Слуги, ничего не слушая, хотели вести меня. Я помолилась Господу Иисусу, да избавит меня от того, который готов осквернить душу и тело моё. Потом сказала слугам: я рада идти к вашему господину, столько славному; но теперь я очень больна, непрестанно течёт кровь; потерпите, пока выздоровлю, и тогда с радостью пойду. Хорошо, сказали они, господин будет ждать до 40 дней. По удалении их, созвала я слуг моих и, дав им денег, отпустила их на волю, а при себе оставила только двух служанок, которых вы видите. Потом, пригласив одного родственника, человека христолюбивого, под клятвами завещала ему продать сёла мои и дом, и раздать деньги нищим. Так я осталась без забот житейских. Ночью, взяв моих служанок, а теперь моих сестер, вступила я с ними на корабль, и мы пришли на это место, где видите нас. Вот одиннадцатый год, как не видали мы ни одного человека, кроме вас. Одежды наши изветшали и распались. Игумен сказал: «откуда, госпожа, получаете вы пищу?» – «Благой и человеколюбивый Бог, отвечала она, прокормивший народ Свой в пустыне 40 лет, посылает пищу и нам недостойным рабыням Его. Каждое лето птицы приносят всякий овощь, даже до излишества. И нагота не тяготит нас, – ни зимой не боимся холоду, ни летом – зноя, прославляя Святую Троицу». Мы слушали это с изумлением. Игумен сказал: «если прикажешь, госпожа моя, пошлю брата в монастырь принести пищи и мы покушаем с вами». Она отвечала: прикажите прийти священнику, пусть наперёд помолится, и мы причастимся святых Таин, – с того времени, как удалились мы из города, не удостаивались мы принять святые Тайны. Игумен послал чернеца в монастырь позвать пресвитера и принесть пищу. Пресвитер, придя, совершил службу и Божии рабыни причастились святых Таин. Потом покушали они с нами. «Молю святыню твою», сказала святая, «пробыть здесь три дня». Игумен дал обещание. Блаженная, встав, усердно молилась и тихо преставилась ко Господу; совершив надгробное пение, похоронили мы её. На другой день также покойно скончалась другая, а на третий – третья. Похоронив их, возвратились мы, славя Христа Бога, творящего чудеса».

Примечания
1* Монемвассийский епископ подписался под определениями Никейского собора 787 г. Mansi conc. XII, 1109. XIII, 145. 392. Le-Quien ог. chr. II, 216.
2* Морея занята была Славянами со времени нмп. Маврикия (502–602 г.). Путешественник Виллибальд в 723 г. писал: «из Сицилии плывя, прошли за Адриатику к городу Моновасии в Славянскую землю». Tafel de Thessalonica р. 455. 456. Falmerayer Geschichte d. Morea I, 104.
3* Обращение Морейских майонитов Константин ясно относит ко времени имп. Василия (de admin. imperio р. 134). В то же время, т. е. когда Кириллом и Мефодием переведены были священны книги на Славянский язык, обратились к св. вере и Морейские Славяне. Falmerayer Gesch. d. Morea S. 230.
4* Epist. J73. Op. 4, 646–650.
5* In act. Sanct ad. 24 Maii p. 431. «Павла архиепископа Монемвассийского повествование о св. Марее игумении храма Пресвятой Богородицы, находящегося в Богоспасаемом городе Монемвасии ниже монастыря Одигитрия, и о других знаменитых по добродетели мужах и жёнах и о трёх особенно жёнах, которые все преданы смерти при Константине, сыне Льва и Зои и зяте Романа старшего». В месяцеслове Вершинского нет этой святой.
6* Пролог под 10 декабря: «в той же (10) д. память святых триех жен, обретенных на горе, о нихже сказа Павел епископ Моновасийский. Павел, сын Леонов, сказа о святых сих» и проч. Сказатель называется по имени и по отцу. Это – не по-гречески, а по-славянски. Не дивно, что Морейский Славянин был в службе императора, как и то, что после был он епископом на родине, в Моновасии. Не дивно и то, что знал он по-гречески так же, как по-славянски. То же известие в Четь-Минее, только один рассказ начат так: «бувшу ми мирянниу послан бых».