Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преп. Никиты столпника, Переяславского

 Преп. Никиты столпника, Переяславского

Преобразования гражданского быта – счастье для людей, – если они выполняются с доброй совестью. Кн. Юрий Долгорукий, преобразовывая Суздальский край, велел перенести (1152 г.) Переяславль с Клещина озера на нынешнее место; земляное укрепление на берегу Трубежа надлежало сделать обширнее прежнего; даже каменный храм Спасителя, заложенный на старом городе, перенесли на новое место; здесь доканчивали его уже при сыне Юрия. Понятно, что всё это не легко было жителям Переяславля. На покрытие издержек князя потребовался усиленный сбор податей. Новым несчастьем для жителей нового города был уроженец Переяславля Никита, заведовавший сбором податей. Он был беспощаден к другим, не столько для князя, сколько для своей корысти: грабил бедных, теснил слабых и безнаказанно наживался на счёт других. Против взысканий правды он обезопасил себя связями с знатью. Вместе с тиунами и другими начальниками жил он весело, засыпая их подарками. Несчастные лили слёзы; а он был покоен и доволен. Так жил Никита без страха Божия и так прошло много лет жизни его. Бывает же, что человек всеми силами души живёт для греха, но не видит того: грех прикрывается в его взоре благовидными покровами то нужды житейской, то простительной слабости, то дозволенной рассеянности. Господь никогда не хочет, чтобы погиб кто-нибудь из грешников. Он употребляет разные раздражающие способы, чтобы пробудить заснувшую совесть грешника; употребляет ту или другую меру, смотря по свойствам и расположениям грешника. Для Никиты допущены были две меры и одна чудесная. Раз взошёл он в церковь и услышал проповедь пророка: «измыйтеся и чисти будете». Проповедь поразила Никиту: она так потрясла его душу, что целую ночь провёл он без сна, волнуемый мыслями о прошлой жизни своей. На утро пошёл он к друзьям своим и, желая развлечься, пригласил их к себе на весёлую беседу. Накупив нужное для стола, приказал жене приготовить обед. Та принялась за своё дело. Но когда стала варить, то сперва увидела кровь на верху воды, потом выплывала то рука, то голова. Она пришла в ужас и не знала, что делать? Сказала мужу и тот увидел то же самое. Совесть грешника пробудилась до самой глубины своей. Никита понял, что его промысл – то же, что грабёж и убийство людей. Горе мне, много согрешившему, сказал он с глубоким вздохом и, не сказав более ни слова, вышел из дома с мольбой к Господу: «настави мя, Господи, на путь Твой».

В глубокой скорби о грехах Никита явился в монастырь вм. Никиты, что от Переяславля в 3-х верстах, и, пав к ногам игумена, омывал пол слезами своими. – «Что за скорбь у тебя, сын мой? скажи мне», – спрашивал игумен. Никита рассказал все грехи свои и бывшее видение и умолял принять его в обитель. «Можешь ли ты вдруг подчиниться послушанию, столько лет прожив на своей воле?» сказал игумен Никите. «Готов выполнять всё, что повелишь, отче», отвечал Никита. «Пробудь же три дня при вратах монастырских и исповедуй грехи свои», сказал настоятель. В глубоком раскаянии сел Никита при вратах монастыря и всем входящим и исходящим исповедовал грехи своей жизни. Потом за обителью, сняв с себя одежду, сел ногой в тростниковое болото. Спустя три дня игумен послал посмотреть, что делает Никита? Брат, не найдя его у ворот, нашёл его лежащим в тростнике; пауки и мошки осыпали его, а иные ползали по земле и кровь текла из тела, изъязвлённого ими. Брат рассказал игумену о том, что видел. Игумен и братия пошли и нашли Никиту в положении изумительном. «Что это ты делаешь, сын мой?» сказал игумен. Он едва мог проговорить от изнеможения: «спаси, отче, погибающую душу». Игумен велел принести власяную одежду, облёк его; взяв за правую руку, ввёл в монастырь и учинил достойным обетований, принадлежащих ангельскому образу. Никита в тесной келье проводил ночи в молитве, в пении псалмов, в чтении жития святых. По благословению игумена, он возложил на себя тяжёлые вериги. По ночам выходя из обители, выкопал два колодца, – один близ монастыря св. муч. Бориса и Глеба, другой близ потока студёного. Разгораясь в любви к св. жизни, построил он себе столп и прокопал небольшой проход под церковь, которым ходил на общественную молитву никем невидимый; мало и того – подвижник носил на голове каменную шапку.

Близок Господь к призывающим Его искренно, кто бы то ни был. Душа блаж. Никиты день от дня очищалась молитвами и подвигами и благодать Божия до того проникла наконец в её сосуды, что обнаруживалась в чудесных явлениях. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя Черниговского, страдал тяжким недугом. Услышав, что в Переяславле есть святой старец Никита, ещё при жизни удостоенный дара исцелений, он с верой прибыл к нему; преподобный послал ему жезл свой и больной, опершись на него, стал здоров. Признательный князь мая 16-го 1186 г. велел поставить, в память милости Божией, каменный столп на том месте, где получил исцеление. И памятник стоит доселе. Вскоре за тем пришло время переселение Никиты в жизнь другую и правда Божия приготовила ещё очищение для праведника. Преступно возлагавший руку свою на чужую собственность умерщвлён был руками жадными до корысти; родственники преподобного, приходившие для принятия благословения у преподобного, прельстясь блестевшими веригами, которые приняли они за серебряные, умертвили св. столпника. Совершив преступление ночью, убийцы унесли с собой вериги, но, увидав свою ошибку, бросили их в Волгу. Благочестивому старцу Ярославского монастыря св. Апостолов Петра и Павла чудесно было указано место, где брошены были вериги св. столпника, и они взяты были иноками Никитской обители. Древний повествователь о св. Никите говорит: «черпающие и вкушающие воду с верой из колодезей получают здравие, что бывает поныне». Мощи преп. Никиты обретены нетленными при митр. Фотии и при Никитском игумене Данииле и прославились множеством чудес. В грамоте 1521 года преп. Никита называется чудотворцем. Ныне святые мощи его почивают под спудом в каменном храме вм. Никиты, где построен придел во имя столпника в 1564 году.

«Преподобный отец Никита! ты подаёшь свет слепым, исцеление больным, здравие хромым, милостивым являешься для приходящих с верой в храм твой и просящим помощи твоей. Все верные находим в тебе заступника и предстателя и хвалим тебя честно».

«Ты, преподобный, присоединился к ликам постническим и украсился жизнью иноческой. И ныне веселишься на небе, там, где ликуют ангелы, осияваемый светом Божиим. Помилуй нас, ублажающих тебя на земле и почитающих успение твое, Никита».

Примечания
1* Летоп. у Карамз. 2, пр. 376. «Того же (1125) лета Юрий Владимирович в Суздальстей стране в Переяславль преведе от Клещина и заложение церкви и заложи (церковь) во имя всемилостивого Спаса». Никон. л. 2, 136. «Град Переяславль от Клещина перснесе и созда больши стараго». В собр. л. 1, 149. Кн. Андрей Боголюбский «церковь сконча, юже бе заложил прежде отец его св. Спаса каменну», по Троицк. еп. «в Переяславли новем». Городище в 5 вер. от Переяславля к северу, на берегу Плещеева озера, – памятник Клещина или старого Переяславля. Внутри городка найдены основания церкви и кладбище. Жури. Мин. Просв. 1857 г. март.
2* Ркп. житие пр. Никиты, по языку XIII в., в минее м. Макария, в Синод. ркп. 1459 г. № 637. XV в. р. № 556, XVI в. № 491. 560. 90. 948.
3* О Борисоглебском Переяславльском монастыре летопись упоминает под 1155 г. Он находился на берегу Переяславльского озера, невдали от Ник. монастыря и назывался Борисоглебским на горе. Свед. о мон. 48. Без сомнения его-то остатки недавно открыты на Александровской горе, лежащей в 300 саженях от Городища, – где был древний Переяславль. Найдены основания церкви и келий; плита с именем инока Максима 1512 г. Ж. Μ. Просв. 1857 г. март.
4* Каменная шапка до 1735 г. оставалась в обители и её вместе с веригами носили на себе Богомольцы, обходя вокруг столпа преподобного. Владимир. сборник 25.
5* Степ. кн. 1, 315. 316. Житие.
6* Петропавловский Ярославский монастырь стоял на том месте, где ныне Петровская церковь на берегу р. Волги. Опис. муз. 224. В 1214 г. Петровский игумен посвящён в епископа Ростову, пробыв игуменом 13 л. и 5 мес. (Карамз. 3, пр. 171. 208).
7* Грамотой 1521 г. «в Переяславль к Никите чудотворцу дано сельцо Микитино на Угличе». Грамота дана Угличским князем Дмитрием Ивановичем. Русск. вивл. 5, 104–126. Собр. грам. 1, № 147. Север. арх. 1823 г. ч. 6. 407. Никита Переяславский в числе святых чудотворцев по грамоте 1563 г. Ист. ак. 1, 320. Служба пр. Никите у Царского № 563 и в минее на май. Μ. 1646 г. Она написана после того, как Грозный царь и п. Настасья посещали обитель пр. Никиты.
8* Ист. иер. 6, 1027–1029. Степ. кн. 2, 269. 270. Надпись на храме во Владим. сборнике стр. 94. 95. Здесь же надпись на покрове: «царь – пожаловал в дом чудотворца Никиты, а на нём вышит образ преподобного и великого чудотворца Никиты самые благов. в. кн. Анастасии Романовны, её руками и благолепными труды».
9* Стихиры в минее на май. Μ. 1646 г.