† Преставление преп. Паисия Галичского
Обитель, где более 70 лет подвизался преп. Паисий, первоначально называлась Николаевской, занимая берег Галичского озера, вблизи гор. Галича. При Димитрии Донском набожный боярин Иоанн Овин, при восстановлении упавшей обители, получил от неизвестного лица икону Божией Матери, поставил её в храме обители и в честь её назвал обитель Успенской. В 1433 г. великий князь Василий Тёмный, в войне с дядей князем Юрием, нарушившим недавний договор, овладел Галичем и перенёс чудотворную икону со всеми драгоценными украшениями её в Москву. Но это торжество Василия было непрочное и кратковременное. Князь Юрий, собравшись с силами, разбил Василия на голову, осадил затем Москву и взял св. икон. Чудотворная икона возвратилась в Галичскую обитель и это событие празднуемо было всеми Галичанами. Игуменом обители был тогда преп. Паисий, подвизавшийся в ней с 1385 г. Князь Юрий перед своей кончиной (1434 г.) передал Галич третьему сыну своему Димитрию Красному. Это был лучший из сыновей кн. Юрия. Он глубоко благоговел к святой иконе. Когда внук боярина Овина, бездетный Димитрий, впал в предсмертную болезнь, его посетили преп. Паисий, духовник его, и кн. Димитрий; преп. Паисий убеждал духовного сына достойно приготовиться к переходу в вечность и озаботиться на счёт вверенной дедом обители. Больной в присутствии князя передал обитель с святой иконой и всю свою отчину духовному отцу преп. Паисию, с тем непременным условием, дабы в обители устроено было полное общежитие. Преп. Паисий в точности исполнил волю благочестивого боярина, завёл в обители общежитие. Набожный князь Димитрий Красный во многом облегчал заботы преп. игумена о обители. Благоговея перед чудотворной иконой, он приказал написать список с неё и обложил новую икону драгоценным окладом. Готовясь к смерти, он просил преп. Паисия перенести тело его в Москву и доставить великому князю списанную им Овиновскую икону. Смерть сего князя была изумительна по своей особенности. За несколько дней до кончины он лишился слуха, вкуса и сна. Хотел причаститься св. Таин и долго не мог, – кровь лила у него из носу. Ему заткнули ноздри, чтобы дать причастие. Когда приобщился он св. Таин, то совсем успокоился и даже покушал ухи. Потом заснул. Но в поздний вечер увидели, что он умирает; прочитали отходную и все думали, что князь скончался; его одели, как мёртвого. – В полночь мнимый мертвец скинул с себя покров и, не открывая глаз, начал петь церковные песни. Перед утреней духовник Осия принёс св. Дары. Князь, взглянув, сказал: «радуйся, утроба Божественного воплощения», и причастился. Целые три дня князь пел и говорил о душеспасительных предметах, узнавал людей, но не слышал ничего. Наконец 22-го сентября 1440 года он умер. Тело его перенесли в Москву. Когда преп. Паисий по завещанию кн. Димитрия явился в Москву с иконой Богоматери, его приняли здесь с торжеством: первосвятитель Иона, великий князь, бояре, народ благоговейно встретили святую икону. Великий князь просил благословения у преп. Паисия; но преп. игумен, покланясь великому князю, сказал: «не смею благословлять при великом святителе, сам имея нужду в его благословении». Великий князь тронут был рассудительным смирением игумена и сказал ему: «ты – истинно раб Божий и Богоматери». Икона внесена была в соборный храм. Святитель Иона почтил Паисия саном архимандрита. Великий князь вручил ему грамоту к своим наместникам, с предписанием оберегать обитель его от нападений неприятельских и от всяких неприятностей. Великий князь, помня, как строго наказан он был за дерзкое распоряжение своё с Овиновской св. иконой, положил почтительно возвратить в Галич св. икону, принесённую Паисием. Для сопровождения её до Галича отправились из Москвы два архимандрита. – По памятникам Галичская Успенская обитель называется Паисиевым монастырём. Это показывает, что преп. Паисий много потрудился как для хозяйственного её благоустройства, так и для основания в ней правил монашеской жизни. Преп. Паисий, достигнув глубокой старости, готовился к переходу в вечность молитвой. Причастившись св. Таин, он мирно преставился мая 23-го 1460 г. Мощи его почивают под спудом в соборном Успенском храме, где находится и чудотворная Овиновская икона Божией Матери.