Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление пр. Евфросинии, княжны Полоцкой

 Преставление пр. Евфросинии, княжны Полоцкой

Препод. Евфросиния, по народному наименованию Предслава, была внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича († 1101); отец её Святослав – Георгий был меньший из семи сыновей князя Всеслава. Родители воспитали Предславу в страхе Божьем и она оказывала такую любовь к учению, что изумляла тем родителей. Красота её стала привлекать князей, которые, лишь только достигла она 12 лет, искали руки её. Родители хотели обручить её с одним из прекрасных молодых князей; но сердце чистой девы было занято любовью к Небесному Жениху и она тайно удалилась в женскую иноческую обитель, где начальствовала тётка её, супруга князя Романа Всеславича. Здесь, по неотступной просьбе, облечена она в иноческий образ под именем Евфросинии. Родители, узнав о том, горько плакали о ней, как бы о умершей, но предоставили её воле Господа. В первые годы вела она обыкновенную иноческую жизнь. Потом испросила у епископа Исаии дозволение жить в затворе, при соборном храме. Здесь, после молитв, занималась она списыванием книг и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Потом, по особенному видению, бывшему ей и епископу, решилась она основать свой монастырь. Епископ, призвав дядю князя Бориса, бывшего владетельным (1119–1128), и отца его Георгия, объявил им: «вот я, при вашем правлении, даю Евфросинии место св. Спаса на сельце с тем, чтобы здесь был монастырь девичий; пусть никто и после меня не изменяет сего моего даяния». Так на загородном месте, принадлежавшем архиерейской кафедре, где по гребались Полоцкие архипастыри, основалась женская обитель св. Спаса. К благочестивой Евфросинии скоро собрались сёстры.

В 1130 году дом Полоцких князей подвергся тяжким скорбям, что не могло не печалить и Евфросинию. За то, что Кривские князья ослушались великого князя во время самое важное для всей России, не поспешили на помощь ему в войне с заклятыми врагами России Половцами, великий князь Мстислав захватил и выслал в Царьград князей Давида, Ростислава, Святослава – отца Евфросинии, и двух сыновей дяди её Рогвольда, с их семьями. Младшая сестра Евфросинии Градислава принята ей в обитель и наречена Евдокией; дочь скончавшегося князя Бориса принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные к браку, и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Так как сестра князей Всеславичей была в супружестве за сыном императора Алексея Комнина, то изгнанные из отечества князья приняты были в Царьграде не без ласки; император назначил им жалованье и они, вступив в службу, храбро воевали с Арабами. Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстислава двое из них воротились в Полоцк в 1140 году, а другие ещё прежде того. По житию св. Евфросинии видно, что отец её и дядя Давид также возвратились на родину. – Нельзя не признать участия бл. Евфросинии в прекрасном поступке племянника её князя Василька, возвращённого в Полоцк (1132 года) любовью Полочан. Князь Всеволод, сын великого князя Мстислава, на пути в Псков, шёл мимо Полоцка. Василько легко мог отмстить теперь Всеволоду за бедствия, которые претерпели князья Полоцкие по распоряжению отца его Мстислава. Но Василько выехал на встречу Всеволоду, принял его в доме с любовью, проводил с почестью и князья дали клятву не помнить о том, что было прежде. Во всяком случае этот поступок племянника был приятнейшим утешением для пр. Евфросинии.

Преподобная княжна, ревнуя о благолепии дома Божия, решилась, вместо ветхого деревянного храма, построить каменный храм Спасителю в своей обители. Храм, построенный при её молитвах, доселе цел. Он носит имя «Спас Юрьевича» и своим именем показывает, что в построении его участвовал пожертвованиями и отец преподобный князь Юрий. Построение его происходило около 1160 г. Для нового храма своего преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, сохранившийся до нашего времени. Надпись на нём говорит: «честьное древо безценно есть; а кованье его, злато и сребро и каменье жемчуг, в 100 гривень, а др... 40 гривень». По этой надписи оклад креста стоит 140 гривен серебра и так как гривна равнялась фунту сер. или 10 руб. нашим, то ценность оклада восходила до 1400 руб. сер., что в то время составляло сумму весьма значительную. В храме преп. Евфросинии, по сторонам хоров, целы ещё две тесные кельи, – в одной из них жила преподобная. Отсюда слушала она богослужение храма; а сквозь небольшое окно, пробитое в стене, открывались её взору обширные поля и вид города с его храмами.

Горя любовью к Спасителю и Богоматери, преподобная воспользовалась родственною связью с домом императоров Комнинов, чтобы выпросить одну из трёх икон, писанных, по преданию, Еванг. Лукой, – ту, которая тогда находилась в Ефесе. По её усердной просьбе имп. Мавуил и патр. Лука Хрисоверг прислали ей Ефесскую икону и она, украсив её ризой, поставила в своей Спасской церкви. Эта драгоценность доселе не утратилась: она стоит в Торопецком соборном храме, где поставила её в 1230 г. дочь Полоцкого князя Брячислава при вступлении в брак с благоверным Александром Невским.

Не вдали от своей обители преподобная княжна построила каменный храм Богоматери и при нём общежитие иноков.

Преп. игуменья, заботливая о славе имени Божия, усердно заботилась и о спасении сестёр своих о Господе. Древний жизнеописатель передаёт трогательную беседу, которой она возбуждала их к подвижничеству. «Я собрала вас о Господе, говорила преподобная, как кокош собирает птенцов; собирала словесных овец на духовную пажить. Паситесь же на заповедях Господних; возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостью заботилась о вашем спасении и видела с утешением духовные плоды трудов. Стараюсь я сеять в вас слова Божии; но сердечные нивы ваши не остаются ли в прежнем виде? они не зреют; а время жатвы близится и лопата готова, чтобы отделить плевелы от пшеницы. Страшусь, не нашлись бы между вами плевелы и не преданы бы были огню негасимому. – Старайтесь, молю вас, старайтесь сохранить себя от грехов и спастись от геенны. – Творите из себя чистую пшеницу Христову, измелитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотой, любовью, молитвами, чтобы быть хлебом сладким для Бога».

Устроив обитель свою, дав ей правила, преп. Евфросиния уже в преклонных летах решилась выполнить давнее желание своё – посетить святые места Палестины. Горько было любимому и любившему её князю Вячеславу расставаться с ней. Преподобная в утешение ему говорила: буду молиться за себя и за вас в святых местах. Взор её открыл, что две юные дочери Вячеслава – Кириния и Ольга посвятят себя на служение Богу, и они потом пострижены были Полоцким епископом Дионисием († 1181 г.). Вверив обитель сестре своей Градиславе – Евдокии, преподобная отправилась на восток в сопровождении кн. Давида, уже знакомого с востоком; с ней отправилась и родственница Звенислава – Евпраксия. На пути своём она встретилась с императором Мануилом, шедшим против Венгров; потом в Константинополе была обласкана патр. Лукой. Она посетила св. Софию, поклонилась святыням и в других местах столицы восточной и продолжала путь в Иерусалим. Здесь, остановясь в Русском монастыре Пресв. Богородицы, святая княжна несколько раз ходила на поклонение живоносному гробу Господню и поставила над ним лампаду. Потом обошла разные места, ознаменованные жизнью Спасителя, и в Русском монастыре занемогла. После 24 дней болезни предала дух свой Господу, 23-го мая 1173 г.

Тело почившей преподобной, по её завещанию, погребено было в обители преп. Феодосия, в паперти храма, там, где покоились матери преп. Саввы и Феодосия. Впоследствии и вероятно тогда, как Саладин (в 1187 г.) готовился снова взять Иерусалим, св. мощи её перенесены были в Киевские пещеры, где они нетленно почивают поныне.

«Евфросинию, радование Полоцкое и девам сияние, Христе мой, Тебе привожду молитвенницу, ея же ради спаси мя».

Примечания
1* «Житие и хожение пр. Евфросинии» дошло до нас в ркп. XIV в. (обзор дух. литературы. § 40). Оно же в ч. минее св. Димитрия и в минее Макария под 23 мая.
2* Роман Всеславич умер в 1114 г., а брат его Глеб – в 1119 г. См. Строева родосл. кн. Полоцких.
3* Собр. л. 3. 5.
4* Собр. л. I, 131, 2. 12. 15. 16.
5* Татищева ист. 1129 г.
6* Собр. л. 2. 15. Сыновья кн. Рогвольда Василий и Иоанн (Львов. л. I, 23). По Воскр. лет. 2, 239: «Вильняне взяша себе из Царя града князя Полоцкого Ростислава, Иоанна Рогвольдовича детей». – Князь Василько Рогвольдович в 1132 г. вызван был в Полоцк, на место Изяслава Мстяславича. В Полоцке с 1152 г. княжил Ростислав, сын Глеба Всеславича Минского: с 1158 г. был здесь кн. Рогвольд, сын Бориса Всеславича, а в 1161 г. Всеслав, сын Василька Рогвольдовича, скончавшийся в 1171 г. (Карамз. 2, пр. 269).
7* Ж. м. внутр. дел 1833 г. стр. 10–12.
8* По местной памяти храм и обитель находилась там, где ныне Латинское кладбище с костёлом Ксаверия, на полдороге из Спасской обители в город. При копании могил на кладбище находят остатки каменного здания, цемент и кладка которого одинаковы с кладкой Спасского храма. – Местом завладели паписты с 1681 г., когда Баторий передал все православные Полоцкие обители, в том числе и Спасскую, в руки иезуитов.
9* Кокош – курица, наседка с цыплятами. – Редакция Азбуки веры.
10* Святыни Киева стр. 63. Ркп. служба пр. княжне Евфросинии у Царского № 563.
11* Мелетия Сирнга канон Печерским угодникам, пес. 8, троп. 3.