Св. сорока мучеников Севастийских: Исихия, Мелитона, Ираклия, Смарагда и др.
Воины, за исповедание Христа пострадали при Ликинии в Севастии Армянской, в 320 году. Василий Великий в похвальном им слове говорит, что они осуждены были пробыть ночь под открытым небом около города в озере, покрывшемся льдом по причине зимнего времени и северного ветра, что страж видел небесные силы, раздававшие венцы и оставившие не награждённым одного, который оставил свой подвиг, и что страж заменил его, что мать одного юноши, едва дышащего мученика, сама положила его на колесницу, на которой везли прочих на сожжение, что святые кости их брошены были в воду, что в его время (т. е. лет через тридцать после кончины их) все прибегали в молитвах ко святым и что они действительно подавали просимое, являясь все вместе, и что мощи их находятся во многих местах. Григорий Нисский написал многие слова на 40 мучеников, говоря, что хотя сожжены тела их, но оставшееся от огня разделено по всей земле, чтобы каждая область получала от них благословение, что он сам имеет частицу святых мощей их и положил тела своих родителей около мощей сих войнов. В Константинополе Бог прославил их особенно при царице Пульхерии, которой во сне явился св. мученик Фирс (14-го декабря) с 40 мучениками. Первый говорил о скрытых в Константинополе мощах св. мучеников, и они действительно открыты были при гробе диакониссы Евсевии в двух серебряных ковчегах, которые, по её завещанию, положены были в возглавии гроба её. Созомен историк и очевидец пишет: «возданы мученикам приличные почести и совершён в честь их крестный ход с псалмопением, при котором и я присутствовал». Это было около 438 года.
Благоговея к памяти св. 40 великомучеников, совершаемой всегда в Четыредесятницу, православная Церковь постановила совершать в день преставления их литургию, облегчать пост и тем день этот делать торжественнее.
В Паремиях при Богослужении в день четыредесяти великомучеников Церковь произносит – в первой о тех, которые засвидетельствуют, говорит Господь, яко. Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет (Исх. 43:9–14). Таковыми свидетелями были все мученики, которые на Греческом языке действительно называются свидетелями (μαρτυρες). Во второй – о блаженной кончине праведных. Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено. Вмале наказами бывше, великими благодетельствовани будут. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я (Притч. 3:1–9). В третьей также говорит о духовном блаженстве праведников по смерти, причастниками которого будут и все святые мученики. В утреннем Евангелии Церковь благовествует о благодати Божией, которая будет наставлять и укреплять проповедников и исповедников Христовой веры. Прилучится вам во свидетельство. Положите убо на сердцах ваших, не прежде поучатися отвещавати: Аз бо дам вам уста и премудрость, ейже не возмогут противитися или отвещати вси противляющиися вам (Лк. 21:12–19). Чтение Апостола вещает, что страдания, посылаемые и попускаемые от Бога, суть знамения любви Божией, да причастимся святыни Его (Евр. 12:1–10). Евангелие литургийное благовествует о звании ко спасению и о награде подвизающимся, по милости Божией (Мф. 20:1–20).