Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† В тот же день страдание благ. князей Георгия Владимирского и Василька Ростовского

 В тот же день страдание благ. князей Георгия Владимирского и Василька Ростовского

Великий князь Всеволод 3 назначил старшего сына, князя Константина, в преемника престола своего, но с тем, чтобы он отдал Ростов брату Георгию, а третьему сын Ярославу предоставлен Новгород, где был прежде Константин. Полюбив Ростов, Константин не хотел выехать из него и желал владеть им и великим княжением. Оскорблённый отец, собрав вече, объявил (в 1212 г.) Георгия преемником Владимирского престола. – Георгий своими качествами обещал России покой; он был правой рукой отца против врагов его и прославился победами. Правление делами всей России начал он тем, что возвратил свободу князьям и епископу Рязани, которых отец держал пленниками; потом был в Ростове у Константина, оказывая ему все ласки любви братской. Четыре года дела шли счастливо, как Ярослав поднял бурю. Своими жестокостями раздражил он Новгородцев и возбудил их к войне.

Георгий, несмотря на то, что Ярослав оскорблял его, не хотел оставить брата без защиты, тем более, что Ярослав умел прикинуться пред ним угнетённой невинностью. Константин соединился с Новгородцами, которые обещали доставить ему престол вел. князя. В битве Липецкой (1216 г.) Георгий был разбит на голову и сдался на волю победителей. Ему дан был Городец Волжский. «Суди, Боже, брату моему Ярославу, – он довёл меня до этого», говорил Георгий с слезами на гробе отца своего. В 1217 г. Константин объявил Георгия наследником своим – и отдал ему Суздаль.

В 1219 г. Константин умер, и Георгий опять взошёл на престол Владимирский. Против Болгар, которые взяли Устюг, послал он брата своего Святослава; тот разбил их и заставил клятвой утвердить мир. Оберегая границы на востоке, Георгий (в 1221 г.) заложил на берегу Волги Нижний-Новгород, где прежде был Болгарский городок; здесь построен им каменный храм Спасителю и устроен общежительный монастырь с храмом Богоматери; в тоже время построен им каменный храм Спасителю в Суздале, где пол храма устлан был красным мрамором, присланным в дар Болгарами; а во Владимирском Рождественском монастыре поставлен каменный храм Богоматери. В 1225 г. находясь в 140 вер. от Костромы, на Волге, по явлении иконы св. Георгия, основал на горе Юрьевец-Поволгский. Занимаясь с полным усердием устройством Русской земли, посылал он своё войско на помощь Новгородцам против Ливонских Немцев; и когда потом сами Новгородцы вызывали было его на войну, охотно согласился на мирное предложение их. В 1228 г. наказал войной дикую Мордву; потом ещё раз заставил Болгар просить у него мира и снова наказал Мордву. В 1230 г. отдал священную почесть Болгарскому мученику Аврамию, перенесением мощей его во Владимир; а в следующем году перенесены были в новый Ростовский собор мощи святителя Леонтия.

Не ожидали в России того страшного бедствия, которое после отказывались и изображать. В 1236 г. Монголы разгромили Болгар, предав всё огню и мечу. Об этом узнали и тогда же в соседнем Владимире. И зимой того же года Георгий женил двух сыновей своих Владимира и Мстислава. Людям ли знать, когда начнётся над ними суд Божий? К несчастью, система областного правления, не руководимого сильной центральной властью, достигла тогда крайнего развития: каждый князь думал только о себе. В 1237 г. Монголы опустошительной войной шли на Россию. Великий князь Георгий послал сына Всеволода к Коломне; но Рязань уже была опустошена, а за тем и Всеволод разбит был на голову, оставив юного брата Владимира в плену. Георгий, оставив сыновей защищать Владимир, отправился собирать войска другие. Февраля 2-го 1238 г. татары подошли к Владимиру. В городе ли великий князь? спросили чиновники Батыя у золотых ворот. Из города пустили в ответ стрелы. Не стреляйте, кричали татары и, показывая пленного князя Владимира, говорили: узнаёте ли князя? Юный князь был бледен и истомлён страданием. Всеволод и Мстислав заплакали. «Лучше нам, братцы, сказали они дружинам, умереть за святую веру, чем быть в их неволе. Всё это навёл на нас Бог за грехи наши». Февраля 6 Владимирцы увидели, что неприятель ставит вокруг города стенобитные оружия, а вечером стал окружать его валом и тыном. Князья Всеволод и Мстислав, княгиня – мать их с дочерями и невестками, многие вельможи собрались в храм Богоматери и приняли от епископа Митрофана пострижение в иночество; все принесли исповедь в грехах своих, причастились св. тайн и приготовились к смерти. Февраля 7 в воскресенье мясопустное город был взят и страшно опустошён. Святитель Митрофан, супруга Георгия Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина – страдальчески умерли в пламени собора; сыновья Всеволод и Мстислав пали в сражении, большая часть жителей столицы убиты, немногие взяты в плен. Георгий, получив весть о такой участи своего семейства и народа, сказал с Иовом: «так-ли, Господи, угодно милосердию Твоему? зачем я остался один?».

Благоверный Георгий под тяжестью бед не только не пал духом, но ещё окреп. Удалясь в Ярославль, дорогой взял он с собой Ростовских князей с их дружинами. Слыша же о страшном по огромному числу неприятеле, он решился идти в глухое место, на р. Сить, туда, где тянутся болота на огромных пространствах. Туда же приглашены и ополчения князей Переяславского Ярослава и Юрьевского Святослава. Батый, взяв Владимир, отправил сильные отряды к Ярославлю, чтобы догнать в. князя. Георгий решился сберегать слабые в сравнении с неприятелем силы свои до лучшего времени. На берегах Сити разбил он стан свой, и с. «Стапилово на Сити» с валами и окопами остаётся памятником стана его. – В. князь отправил Дорожа (Дорофея Семёновича) с 3000 «пытать татар» – разведывать, где явятся они, чтобы во время или идти далее на север, в Новгородские владения, или приготовиться к битве. Но тогда, как Георгий ждал татар от Ярославля, до которого они гнались за ним, полководец Батыя Бурундай пошёл из Владимира Переяславско-скнятинской дорогой через Кашин, опустошил Переяславль, Скнятин, Кашин, и истребительной волной двигался к Бежецкому Верху. Тут Дорож неожиданно наткнулся на татар; жаркая схватка Дорожа оставила по себе память в имени с. Могилищ.

Дорож поспешил к Георгию. «Князь! сказал он, татары уже обошли нас», т. е. с одной стороны шёл Бурундай, с другой, от Ярославля, двигались другие волны. В. князь ещё прежде того велел полководцу своему готовить войска к встрече с неприятелем. С Георгием были теперь брат Святослав и племянники князья Ростовские с их дружинами; но не было с ним брата Ярослава с его Переяславцами. Войска Георгия ещё не вполне готовы были к бою, как явились свирепые враги. Полки сошлись, и произошла кровопролитная битва. Перед неприятелем многочисленным и остервенелым Русские дружины, при всём мужестве, не устояли; великий князь был убит, и с ним пало множество войска его. Это было

4-го марта 1238 г.. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белозерской стороны, куда благоразумно удалялся он от татар, отыскал в куче мёртвых обезглавленное тело великого князя Георгия. Он привёз его в Ростов и, с великой честью совершив надгробное служение, положил в Ростовском соборе; голова великого князя отыскана после и положена в гроб его. На втором году после кончины тело страдальца св. веры и отчизны, по распоряжению князя Ярослава, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели невиданное чудо. «Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на вые его; правая рука поднята была, как бы у живого, показывая на подвиг.

Современная летопись так говорит о свойствах великого князя Георгия: «Юрий украшен был добрыми качествами. Он старался выполнять заповеди Божии и хранил страх Божий в сердце своём; помнил слова Господа: «о сем познают вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою». Даже врага своего отпускал он от себя с дарами... Был весьма милостив и не берёг имения своего, раздавая милостыню бедным, украшая храмы Божии иконами и книгами; почитал чин иноков и священников и подавал им нужное. Приносил Господу молитвы днём и ночью».

Мощи благоверного князя почивают открыто во Владимирском соборе, в серебряной раке. Эта рака устроена в 1645 г. патр. Иосифом «по обещанию, во славу и честь великому князю Георгию, мученику, Владимирскому чудотворцу», так говорит надпись её. Здесь в честь великого князя устроен и придельный храм. Здесь же надпись времён Екатерины над гробницей св. князя:

«Желанье в варваре горело

Людей моих сжать, как траву,

Мой жизни дух лишить и тело,

Затем мечом отнять главу.

Но Бог мой дух, за веру праву,

Жить вечно внёс в небесну славу.

Главу-ж прильнувшу к телу здесь,

Хранит чудесно и до днесь».

Св. Василько или Василий, благоверный князь Ростовский, разделивший с великим князем Юрием подвиги на реке Сити, родился в 1209 году в Ростове. Отец его Константин Всеволодович, князь Ростовский, потом великий князь Владимирский, любил Господа, твёрдо помнил о вечности и был весьма образованный; он любил духовные беседы, прилежно читал книги, держал при себе людей учёных. У такого отца Василько мог получить лучшее воспитание и по уму, и по сердцу. В 1212 г. в Ростове совершены были постриги юного князя Василька, – в первый раз посажен он был на коня, чтобы учиться доблестям воина. В 1216 г. отец сел на столе великого князя во Владимире; юный Василько объявлен князем Ростовским, а брат его Всеволод князем Ярославским. Василько остался в Ростове без отца; но семилетнего князя хранил друг отцовского дома, духовник князя Константина, Пахомий, епископ Ростовский, пастырь, по отзыву летописи, искренний, бескорыстный, обличитель хищников и мздоимцев, щедрый, сострадательный и обогащённый книжным учением. К тому же заботливый отец по временам посылал доверенных умных бояр смотреть, как живут и учатся ли добру юные князья. Отец жил недолго. В духовном завещании своём он говорил детям: «любезные дети! живите в любви между собой, Бога бойтеся всею душою и заповеди Его соблюдайте во всём; живите, как жил я: нищих и вдовых не презирайте, не уклоняйтесь от церкви, уважайте иерейский и иноческий чин, слушайте книжное учение; будьте в любви между собой, и Бог мира будет с вами; слушайтесь старших, – они учат вас добру, а вы ещё молоды. Вижу, дети мои, что конец мой близок. – Поручаю вас Богу и Пречистой Богородице, и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня». Добрый отец скончался 2 февраля 1219 г.; мать княгиня Анна Мстиславовна постриглась тогда же над гробом супруга и скончалась спустя два года. Юные князья остались сиротами. Но великий князь Георгий, которому поручены они отцом, был в полном смысле отцом для племянников и отцом лучшим: он то вызывал их к себе, то посылал смотреть за ними людей стоивших доверия.

Князь Василько скоро стал показывать делами своими, что он достоин был любви отца и дяди. – Он являлся для современников образцом лучшего князя и приводил их в восторг собою. Вот образ его, написанный современником: «красавец лицом, с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугой другого князя; он очень любил служивших ему. В нём мужество соединено было с умом и правдивость с знанием. Он был во всём сведущ, на всё способен. Это был отец и кормитель сиротам, великое утешение печальным. Очи сердца его отверзты были Богом на весь церковный чин, и он был отцом для всех духовных и бедных.

В 1223 г. южные князья соединились для отражения татар, впервые появившихся в Русских пределах. На помощь к ним великий князь Владимирский послал князя Василька с его Ростовцами. Василько был уже в Чернигове, когда с скорбью услышал о жестоком поражении князей на реке Калке. Василько, говорит летопись, сохранён был Богом. Молодой, 15 лет, князь конечно жалел и о том, что не пришлось ему показать на деле пылкое мужество своё; но Бог хранил жизнь его, чтобы вера его росла с летами и возвысилась до готовности встретить смерть мученика. Послушный дяде-отцу князь Василько через год ходил вместе с ним на помощь князю Михаилу, которого несправедливо теснил Курский князь Олег. При участии митрополита князья помирились и могло ли это не радовать трёх князей – трёх будущих мучеников? В следующем году князь Георгий женил Василька на дочери князя Михаила – Марии. В 1228 г. мужественный Василько вместе с дядей совершил славные походы против языческой Мордвы. Брат Юрия Ярослав, уже не раз возмущавший братьев и сродников против Юрия, успел было и племянников – Василька и его брата – восстановить против Юрия; но Юрий пригласил всех во Владимир, племянники спешили явиться к нему, а за ними пришлось явиться и Ярославу, и после объяснений последовало весёлое примирение.

Когда Кирилл, первый сего имени Ростовский епископ, отказался от кафедры, Василько (1230 г.) послал к великому князю и Владимирскому епископу просить отпустить в Ростов для управления епархией игумена Владимирского Кирилла и принял его в Ростове с честью; он тогда же и избрал его и своим духовником. В том же году принимал он митрополита Кирилла в Ростове, а вслед затем избранный в епископа отправлен для посвящения в Киев, и потом новый епископ встречен был с торжественной радостью. Ещё благочестивый отец Василька заложил (1213 г.) огромный для того времени, каменный собор в Ростове. Набожный сын продолжал и окончил постройку его, щедрой рукой украсил его и за радостной встречей нового святителя последовало торжество освящения кафедрального одноглавого собора, в 14 день августа. Ростовский собор и ныне удивляет лёгкостью своей постройки при своей высоте: как видно, план его взят с Владимирского собора; но последний уступает ему в красоте и лёгкости. Это храм вполне достойный высокой чести своей – быть местом покоя великих чудотворцев Леонтия и Исаии, которых мощи перенесены в новый собор при освящении его. – Князь Василько наследовал после отца в числе других добродетелей и любовь к христианскому просвещению. Памятником тому служит уцелевшая до нашего времени книга с житием Нифонта Кипрского; писавший её, выражая признательность к покровительству князя учёным, говорит: «святии Апостоли, пророцы, мученицы, св. Нифонте! помозите моему господину Васильку». При нём и просвещённом епископе Кирилле в церкви Успения «левый клир гречески пояху, а правый – русски».

Наконец пришло время для христолюбивого князя показать славный подвиг любви своей к св. вере. Василько отважно бился с татарами на реке Сити. Когда Русское войско разбито было многочисленными полчищами, Василько был взят в плен. Торжествующие варвары повлекли князя за собой. Полчища Батыя волнами шли к Новгороду; но встретив физические препятствия, обратились на юг через Козельск. Потому первый стан Бурундая, которого шайками взят был Василько, был конечно невдали от Бежецка и Кашина. В летописях показывается он у Шеренского леса. Шеренский лес известен и ныне, в 25 верстах от Кашина и в 38 от Колязина. Здесь был Шеренский монастырь, конечно в память страдальческих подвигов князя-мученика, а ныне – село Ширинское, при реке Ширинке, в лесной стороне. Это место было и на дороге епископу Кириллу, возвращавшемуся с севера в Ростов и узнавшему о св. останках князя. Здесь-то христианский князь должен был вытерпеть последнюю борьбу с обаяниями славы и с смертью. Василько был князь величественный ростом, а мужество и твёрдость руки его испытали на себе варвары. Как не пожелать татарам, хотя бы для одного блеска, видеть в рядах своих такого князя? Они весьма старались убедить князя «пристать к их нечестивым обычаям и воевать с ними», убеждали вступить в их службу и жить, как они живут. Мужественный князь отверг предложение татар. Он не хотел прикоснуться к их пище и к питью, считая их то осквернёнными именем идолов, то нечистыми по их свойству. Напрасно обольщали его дружбой Батыя; напрасно хвалились военным счастьем своим. Он горячо любил свою отчизну и её веру. «Тёмное царство! отвечал христианский князь, не разлучить тебе меня со Христом моим. Моё несчастье тяжело; но оно спасительно мне. Что же ждёт тебя с твоим счастьем? Есть Бог, и тёмное царство погибнет, когда исполнится мера беззаконий его: взыщет Он кровь верных Своих». Татары скрежетали зубами от ярости, готовые напиться крови его. Изнурённый трудами, скорбью за отчизну и пыткой душевной, которую заставляли выдерживать враги, князь плакал, плакал особенно об ошибках прошлой жизни своей. «Господи! Ты знаешь все тайны сердца моего, все нечистоты его; от тайных моих очисть меня», так молился он вслух. В равнодушии гордого стоика нет величия; великая душа чувствует страдания, но торжествует над ними терпением, низводимым свыше её молитвой. Князь чувствовал свои страдания и желал избавиться их. Он молился за себя, потом за детей, за всех братьев христиан. Сила духа его росла с молитвой. Наконец он благодарил Бога, что в цвете лет (ему было 29 лет) умирает смертью достойной христианина, и память о нём не будет бесславной. Татары свирепо умертвили его и бросили в лесу Шеренском.

Страдальческое тело св. князя увидала в лесу женщина, сказала о нём Богобоязненному человеку, и его положили до времени в тайном месте. Когда же узнали о том Ростовский епископ и вдова княгиня, то привезли св. тело в Ростов и положили в соборном храме; от плача и рыдания не слышно было надгробного пения в храме, говорит современник.

Примечания
1* Собр. л. 1, 188–190. Преслав. л. 100–102. Никон. л. 2, 230–231. 371.
2* Собр. л. 1, 190–196. 200. VII, 134–138. О храмах ркп. житие и Нижегород. летоп. О Юрьевце в ж. мин. внутр. дел 1848 г., стр. 22–24.
3* Святитель Митрофан и княгиня Агафия со всеми показанными детьми внесены в число святых по ркп. святцам, сл. Доброхотова древности Владимира, ст. 48. 55. 62. 64. Буслаева словесность и искусство 2, 244.
4* Собр. л. 1, 196–199. 223. 224. 7, 139–141.
5* Собр. л. 3, 51. 1, 197. 7, 141.
6* Этнограф. сборник, 1, 119. 120.
7* Собр. л. 1, 193. 3, 51. 7, 141. Никон. л. 2. 376.
8* Этнограф. сборн. 1, 121. 122.
9* Собр. л. 1, 198. 223. 4, 32, 7, 141. Никон. л. 2, 376. Карамз. 3, пр. 365.
10* Собр. л. 7, 141. Никон. л. 2, 376.
11* Собр. л. 3, 51. 1, 223.
12* Собр. л. 1, 224. 3, 51. 4, 32. 7, 141. 142.
13* Собр. л. 198. В степ. кн. 1. 336 сказано: „венчася (Георгий) кровию месяца февраля в 4 день“. Этот день не был ли днём разве перенесения св. тела во Владимир, но днём кончины св. Георгия не мог быть. По летоп. Сузд. (Карамз. 3, пр. 364) „в неделю Мясопустную по заутрени приступиша (татары) к городу (Владимиру) февраля в седьмый“. Мясопуст февраля 7 был в 1238 г. „Поплениша Владимир и поидоша на вел. князя Георгия“. Ник. л. 1, 376. „И уже исходящу февралю месяцу прииде вестник к вел. князю Юрью Всеволодовичу, яко град Владимир взят бысть“. После того битва на Сити могла быть не ранее 4 марта, печатная служба благ. князя на 4 февраля.
14* Собр. л. 1, 198–200. Никон. л. 3, 2.
15* Степ. кн. 1, 137.
16* Собр. л. 1, 200. Доброхотова памятники во Владимире, стр. 14–18. 45–48. 79. Μ. 1849 г.
17* Собр. л. 1, 187. 188. Татищева ист. 2, 416: см. Беляева: вел. князь Константин Всеволодович, во врем. общ. ист. кн. 3. 1849 г.
18* Постриги – семейный праздник: малютке в первый раз стригли волосы и преподавалось молитвенное благословение священником или епископом; – его сажали на коня, чтобы был наездником; потом отец давал пир родным и друзьям. Собр. л. 1, 183. 185.
19* Собр. л. 1, 185.
20* Собр. л. 1, 187.
21* Собр. л. 1, 187, Татищева 2, 416.
22* Собр. л. 1, 187. Татищева 2, 417.
23* Татищева ист. 2, 417.
24* Собр. л. 1, 191.
25* Собр. л. 1, 189–192.
26* Собр. л. 1, 192–194.
27* Собр. л. 1, 194. 195.
28* Собр. л. 1, 220. 5, 173. О том, что начальный Ростовский собор был с одной главой, а не с пятью, как ныне, говорит следующее место из жития св. Леонтия: в 1408 г. во время пожара „комары великия (своды) падоша и лоб церковный позлащенный (глава) паде внутрь... Григорию же, Боголюбивому епископу, попечение велие имеющу о соборной церкви св. Богородицы, еже соделати комары великия и шею и лоб“.
29* Обзор дух. литер. § 51.
30* Ркп. житие Петра царевича.
31* Собр. л. 4, 34.
32* Собр. л. 1, 198. 224. IV, 32. Ник. л. 2, 377.
33* Свед. о мон. 416. Другие полагали этот лес на реке Шерне, протекающей мимо г. Александрова во Владимирской губернии. Но зачем было татарам возвращаться пустыми местами к Владимиру? Он вовсе не был на дороге от Торжка к Козельску. Г. Соловьев искал этот лес близ Серенска, около Козельска (ист. 3, пр. 275). Это столько же странно: Василько умер бы с голоду, прежде чем довели его до Козельска. – К тому же кончина его последовала в то же время 4 марта, когда пал в битве князь Георгий (пр. 75. 50); след. не вдали от Сити.
34* Современная записка: „нудиша и много проклятии безбожнии татарове обычаю поганскому (языческому), быти в их воли и воевати с ними“ (Собр. лет. I, 198). Тоже Софийск. лет. (V, 174). Троицкая лет.: „нудиша много – в поганской бити воли их и воевати с ними“. Тоже у Новгород. и Воскр. л. (собр. л. IV. 32 – VII. 142). Пролог 4 марта: „начаша увещавати его ово ласканием, ово же и прещением, к своей их пагубной вере и к скверному обычаю“.
35* Собр. л. I, 198. 199. 224. IV, 32. 33. V, 174. По прологу „4 марта – страдание блажен. князя Василька Ростовского... смерти предаша за исповедание Христово месяца марта в 4 день и причтен бысть в лице мученик“. По летоп. „сия злоба (убиение) ключися месяца марта 4 дня“. Собр. л. V, 174. IV 33. Записка о мученической кончине св. князя Василька и князя Юрия писана была тогда, как тела свв. князей положены были в Ростове, и тело князя Георгия ещё не было перенесено во Владимир: „се бо чудно бысть, и по смерти свокупи Бог телеса ею, вместе положены“. Собр. л. I, 199. IV, 33. V, 174. След. она писана была в 1238 году.