Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память блаж. Феогноста, митрополита Киевского

 Память блаж. Феогноста, митрополита Киевского

«И звезда от звезды разнится в достоинстве», говорит св. Апостол, объясняя разность между святыми (1 Кор. 15:41). И Блаженный святитель Феогност не был тем, чем был предшественник его, великий в смирении святитель Пётр; не был и тем, чем был преемник его, дивный по духу веры святитель Алексий. И однако он также в числе звёзд небесных, в лике святителей, угодивших Господу делами своими. Блаженный Феогност, родом Грек, посвящён был в митрополита России в 1328 г. и тогда же прибыл в Киев, а отсюда во Владимир и Москву. Избрание Москвы в место кафедры митрополичьей было не лёгким делом для святителя, а между тем оно было благодетельно для России по последствиям. Блаженный святитель был внимателен к воле Божией о Москве, высказанной предшественником его. Он положил жить «во дворе святителя Петра». Другим князьям неприятно было, что «город Москва», тогда и новый и очень незначительный по числу жителей, почтен таким великим отличием, что «живет в нём митрополит», первосвятитель России. Князьям тем более было это неприятно, что пребывание главы духовенства Русского в Москве, как предчувствовали они, будет иметь последствием возвышение князя Московского перед всеми князьями. Блаженному Феогносту давали чувствовать о своём неудовольствии князья; но он следовал воле Божией во всё время правления своего, следовал столько, что во всех случаях был твёрдым помощником князя Московского. Таким образом блаженный святитель был начальным и сильным деятелем при введении единодержавия в России, столько возвеличившего Россию. Это одно уже даёт ему значение высокое для Церкви Русской.

В 1330 г. прибыл из орды в Москву знаменитый мурза Чет и по желанию его был окрещён с именем Захария. Это – родоначальник Годуновых и Сабуровых. Могли не радоваться тому первосвятитель? Посвятив для Ростова вместо почившего Прохора епископа Антония, Феогност отправился из Москвы осматривать обширную паству свою. И прежде всего был он в Новгороде. Здесь пришлось ему показать первый опыт святительской власти над совестью людей. Князь Александр Михайлович Тверской, убив в орде убийцу отца своего князя Юрия, принуждён был поспешно скрыться из орды в Тверь и потом в Псков. Псковичи приняли его с любовью. Хан Узбек настоятельно требовал, чтобы Александр явился на суд в орду. Даже братья Александра, князья Тверские, соединились с великим князем Иваном Даниловичем, чтобы силой принудить Александра исполнить волю хана: Узбек не задумывался по одному капризу гордости истреблять князей и целые области России. Из Новгорода отправлялись во Псков святитель Моисей и посадник убеждать Псковичей и князя покориться воле хана. Александр готов был идти в орду; но Псковичи объявили, что готовы они лить кровь за него и за права свои. Великий князь придвинул войска ко Пскову. Прежде чем решать дело кровавым мечом, решились испытать духовное средство. По настоянию великого князя первосвятитель России послал запрещение на Псков за непокорность воле хана, грозившую бедствием для всей России. «Друзья Псковичи! сказал несчастный князь, пусть не тяготеет над вами отлучение духовное; иду из вашего города», и удалился в Литву. Псков смирился перед великим князем, и митрополит преподал благословение Пскову.

Через Смоленск и Чернигов Феогност прибыл из Пскова на Волынь. Здесь надлежало ему пробыть некоторое время в утешение православию, сильно теснимому Римской пропагандой. Отсюда дал он знать в Новгород, дабы явился для посвящения избранный в архиепископа Василий. Псковичи отправили от себя посла к митрополиту с просьбой посвятить им особого епископа Арсения. Просьбу Псковичей поддерживал великий и князь Литвы Гедимин, с которым Псков вступил в связь через князя Александра. Новгородцам сильно не нравилось желание Пскова, собственно потому, что Псков с особым епископом пользовался бы церковной независимостью от Новгорода, а вместе с тем приобретал бы и гражданскую независимость от Новгорода. Между тем Псковская кафедра могла бы быть весьма благодетельной для дел св. Веры.

Псковский архипастырь, по смежности с языческой Литвой, мог употреблять благовременно сильные меры для распространения св. Веры между Литовцами и тем мог смягчить вражду Литвы против России. К сожалению, недавняя непокорность Пскова великому князю и митрополиту не дала видеть светлой будущности в желаниях Пскова. – И митрополит посвятил (1331 г.) во Владимире Волынском Василия в архиепископа Новгороду и Пскову. Здесь же посвящён им для Твери епископ Феодор.

Посетив Перемышль, Холм и Галич, первосвятитель водворился на время в Киеве, чтобы несколько устроить древнюю митрополию, претерпевшую столько бед от Монголов и частью от Литвы. Сюда прибыли к нему послы великого князя Московского просить благословения на устроение обители вблизи дворца великого князя. Митрополит с любовью преподал благословение, и скоро построен был каменный храм Спасителя на бору, между жильями великого князя и митрополита, и основалась Спасская обитель.

Из южной России Феогност отправился в Царьград и орду. В Константинополе был он для разрешения недоумений, возбуждённых при обзоре епархий; вероятно тогда-то предложил он собору о чудесах святителя Петра и получил письменное разрешение патриарха праздновать память его. В орде был он с тем, чтобы получить утверждение правам и преимуществам, предоставленным Церкви ханами.

По возвращении в Москву святитель освятил (1333 г.) храм архангела Михаила в Кремле, будущую усыпальницу князей Московского рода. Вслед затем крещена была в Москве дочь Гедимина и с именем Анастасии повенчана была с сыном великого князя Симеоном. Этот брачный союз, весьма полезный для великого князя Московского, по всей вероятности, был делом мудрых советов Феогноста и личных сношений его с Гедимином. Блаженный святитель употребил своё содействие и к примирению великого князя с Новгородом, после того, как князь долго не соглашался мириться с гордым вольным городом.

Посвятив для Ростова епископа Гавриила, первосвятитель утвердил (1336 г.) несчастного Тверского князя Александра в добром намерении отправиться в орду, с покорностью хану. – И князь с благословением святителя счастливо возвратился в Тверь, утверждённый сверх ожидания в правах на Тверское княжение. К сожалению, святителю не удалось потушить вражды Московского князя против князя Александра, и он молился во Владимире о упокоении убиенного князя Тверского, а в следующем году (1340 г.) погребал и соперника его князя Ивана Даниловича. Смутное было тогда время на Руси от борьбы частных интересов. – Митрополит был зимой в Брянске. При нём поднялась крамола против князя Глеба Святославича. Напрасно Феогност уговаривал крамольных Брянцев; они не послушались и умертвили князя. Счастливее был первосвятитель в смирении нового великого князя Симеона с Новгородом, который отказался было платить дань великому князю. Симеон отправил многочисленное войско против Новгорода; митрополит прибыл с великим князем в Торжок. Новгород испугался и прислал архиепископа к митрополиту и великому князю. При посредстве митрополита заключён был мир, не тяжкий для Новгорода.

Затем первосвятитель посетил Новгород .

В 1342 г. великий князь с князьями удельными отправился в орду к новому хану Джанибеку, который взошёл на престол, умертвив двух братьев. Затем необходимо было явиться к новому хану и митрополиту. Великий князь скоро возвратился в Москву. Но митрополит был задержан в орде. Фанатики исламизма были в почёте при дворе Джанибека; они внушили Джанибеку, что митрополит и духовенство его получают огромные доходы и ничего не платят хану, – а для славы магометанства надобно, чтобы христиане были только рабами; потому предложили хану настоятельно требовать, дабы митрополит платил дань за себя и духовенство. – Когда объявили такое требование хана митрополиту, Феогност отвечал: «этому не должно быть по ярлыкам ханов; Русское духовенство молится за спокойствие обществ и за благоденствие хана и за то свободно от всякой дани, – так говорят уставы ханов». – Поклонники Магомета видели справедливость ответа и боялись нарушить основные уставы Монгольского правительства. Они положили достигнуть цели своей, унижения христианства, без оскорбления уставов правительства. Если митрополит, думали они, как бы то ни было, но сам откажется от прежних преимуществ; это будет его делом, и они правы перед своим гражданским законом. Потому они обратились к насилиям против митрополита, домогаясь заставить его силой отказаться от прежних прав; томили и подвергали его истязаниям. Но блаженный Феогност терпел всё и не соглашался предать св. Церковь. Он роздал вельможам татарским богатые дары, всего до 600 рублей, и достиг, чего желал. Его отпустили в Россию с прежними правами. Он даже получил тогда от жены Джанибековой следующий ярлык. «По Джанибекову слову Тайдулино слово ордынским улусным князьям и проч. С давних времён и поныне так называемые Богомольцы и весь священнический чин не платят никакой пошлины; поскольку они молятся Богу за нас и возносят молитвы за наше племя. Помня это, царь пожаловал митрополита Феогноста, дал ярлык с алою тамгою (печатью). И мы, не изменяя древних ярлыков, даём митрополиту Феогносту грамоту с мишенем. Он с тех пор, как сел во Владимире, молится за царя Джанибека и возносит молитвы за детей наших. Потому не требовать с него и его людей пошлин, ни подвод, ни кормов, ни временного сбора и никакой почести; не касаться нашим до его земель, вод, огородов, мельниц и всего церковного; не делать ни насилия, ни притязания и не отнимать ничего. Если остановятся где, то не брать у них ничего; такова воля наша. Если кто учинит какое-либо насилие или придумает пошлину, тому – смерть. Ты митрополит Феогност имеешь объявить о сей милости нашей. Если ты коснёшься не подлежащих тебе огородов, виноградников, вод и земли и дозволишь себе какую либо неправду; ты знаешь сам, что отвечать будешь Богу, – на тебе грех. Возноси же за нас молитву к Богу. На утверждение дали мы грамоту заячьего лета (лошадиного 1342 г.) в 8 ч. мес. арама, в Сарае, где кочевала орда». Такой подвиг и с такими последствиями был великой услугой блаженного Феогноста для Церкви, и Церковь признательна была к святителю, признав подвиг его «страданием за Церковь Русскую» .

Вскоре по возвращении из орды святитель огорчён был страшным пожаром, опустошившим Москву и истребившим до 18 церквей. Это бедствие тем более было тягостно, что пожар 1343 г. был уже четвёртый при блаженном Феогносте, а между тем столько расходов сделано было в орде. И однако ревностный архипастырь в следующем же году поручил Греческим художникам возобновить иконное письмо в кафедральном своём храме, и возобновление окончено в том же году.

По смерти Гедимина поднялись в Литве кровавые ссоры между сыновьями его; Евнутий вынужден был бежать из Литвы и явился в Москву; благосклонно принятый великим князем язычник князь крещён был митрополитом с именем Иоанна. Вслед затем прибыл к митрополиту Новгородский архиепископ с богатыми дарами, и первосвятитель почтил блаженного Василия кресчатыми ризами.

По случаю назначения особого митрополита для южной России блаженному Феогносту пришлось испытать тревоги и хлопоты. По совещании с великим князем посланы были в Царьград послы, и заботы святителя не были бесплодны. Константинопольский собор 1347 г. определил уничтожить прежнее определение об особом южном митрополите и почтил Феогноста званием «препочтенного митрополита и экзарха всей России». Обрадованный таким решением Константинопольского собора, блаженный Феогност в следующем году (1348) отправился на Волынь. Вслед за возвращением его в Москву Волынский князь Любарт Гедиминович, в крещении Феодор, прислал к великому князю Московскому просить для него руки племянницы великого князя, дочери Ростовского князя Бориса, и племянница охотно была выдана за усердного к святой Вере Любарта. Затем Ольгерд, великий князь Литовский, прислал в Москву послов с подобной просьбой, просил руки княжны Улиании, родственницы великого князя и дочери убиенного князя Тверского Александра. Ольгерд был плохой христианин: за год перед тем в угоду языческим жрецам замучил он трёх христиан в Вильне. Потому великий князь усомнился выдать за него родственницу и просил совета у митрополита. Первосвятитель, имея. в виду полезные последствия сего брачного союза, как для государства, так особенно для успехов святой Веры в языческой Литве, преподал (1349 г.) благословение на брак.

Ослабленный летами и трудами блаженный Феогност в конце 1350 г. был тяжко болен. В следующем году открылась моровая язва в России; в 1352 г. свирепствовала она в ужасающем виде, – в иных местах не оставив ни одного живого человека. Престарелый святитель пережил тяжёлый год, готовясь к смерти. Блаженный Феогност, «наставник всей России, наставник великий», как называют его летописи, преставился 11 марта 1353 г. и 14 марта похоронен в кафедральном храме. Мощи его обретены нетленными в 1471 г., а в 1474 г. над гробом его исцелел глухонемой. Мощи его почивают под спудом, вблизи у мощей святителя Петра в Успенском соборе.

Примечания
1* Никои, л. 3, 139. 140. Собр. л. V, 218. III, 224.
2* Никон. л. 3, 140. Собр. л. V, 218. О Чете родословн. кн. во времен. X.
3* Им умерщвлены: в 1318 г. св. к. Михаил, в 1325 г. сын его к. Димитрий, в 1339 г. другой сын Александр вместе с своим сыном Феодором; в 1325 г. князь Новосильский Александр, в 1327 г. Рязанский князь Иоанн Ярославич, в 1330 г. Стародубский князь Феодор. В 1334 г. Узбек велел Русским князьям идти с Товлубием опустошать Смоленское княжество за то только, что Смоленский князь помирился с Брянским князем, хотя перед тем жаловался на него.
4* Собр. л. IV, 51. 185. 186. III, 74. V, 218. Никон. л. III, 151–154. Львов. л. 2, 86–88.
5* Собр. л. III, 75. 76. V, 52. VII, 219. Никон. л. 3, 157–259.
6* Никон. л. 3, 155.
7* Никон. л. 3, 154–156.
8* Собр. л. III, 77. IV, 53. V,' 220. Русс. времен. 1, 169.
9* Писали: не ранее 1332 г. пришёл он в Москву; там вскоре освятил церковь св. муч. Евстафия Плакиды“. В источниках сказано, что освящена была церковь архангела Михаила, на память св. Евстафия Плакиды, и это было сент. 20 1333 г. Никон. л. 3, 160. Собр. л. V, 220. IV, 53.
10* Никон. л. 3, 161. 181. Карамз. 4, пр. 292. Львов. л. 2. 91. 92.
11* Собр. л. V, 77. IV. 53.
12* Никон. л. 3, 163. 164. 169. 171. Русск. времен. 1, 171. Львов. л. 2, 93–95.
13* Никои, л. 3, 172. Собр. л. V, 222. Русск. времен. 1, 172.
14* Собр. л. V, 222. 223. III, 79–81. Карамз. 4, пр. 332.
15* Степ. кн. 1. 442–444. Собр. л. III, 82. IV, 57. V, 224. Никои, л. 3, 178. 179. Русск. времен. 1, 173. Если летопись говорит: „Чанибек Азбекович – многу льготу сотвори земле Русской“ (Ник. л.2:209), то эта льгота была не следствием его благорасположения к христианству, а допущена была от того, что он занят был войной с Персией. На монетах называли его: „слава веры“, т. е. магометанства. Зап. археол. общ. XII. 16–18. 185–188.
16* Григорьева о ярлыках, стр. 122. 123. 80. 90. 91. 94. Львов. л. 8, 107–109.
17* В прологе под 14 марта „страдание Феогноста митрополита“ и описывается только страдание при Джанибеке. – Более, чем вероятно, что обычай некоторых раскольников выстригать себе макушку, считаемый ими за святыню, одолжен происхождением слишком простому желанию. Белое духовенство стригло тогда себе макушку. – Жившие на землях духовенства миряне, чтобы быть свободными от насилий баскаков, также стали выстригать себе макушку. Им стали подражать другие уже вовсе не по мыслям чистой совести. Теперь спрашивается: какой смысл имеет ныне обычай раскольничий выстригать макушку? Никакого!
18* Никон. л. 3, 179. 180.
19* Никон. л. 3, 182–186.
20* Никон. л. 3, 186. Ж. м. Просв. 1847 г. июль, стр. 138–140.
21* Никон. л. 3, 191. 192. Собр. л. V, 226. Львов. л. 2, 117.
22* Собр. л. IV, 62. V, 228. Никон. л. 3, 201. Степ. кн. 1, 144. Русск. Времен. 1, 178. Львов. 2, 118. 119.
23* Собр. л. IV, 150. VI, 195. Пролог 14 марта. По Русск. Времен. 2 123, „Феогноста же митроп. положиша в церкви св. Ап. Петра, об едину стену с митроп. Петром чудотворцем, на верх мосту“ (след. не в земле) „и окладоша кирпичем“. Львов. летоп. 3, 37. 38. По ркп. святцам „святый Феогност митрополит преставися в л. 6861 м. марта в 14 д.“, по другому списку „обретены мощи его того же лета“. Последнего известия не видно в летописях. В Муз. Румянцева № 160 сказание на „перенесение мощей святых святителей митрополитов Феогноста, Киприяна, Фотия, Ионы“, авг. 27 д.